По мнению «столыпинцев», сначала нужно простимулировать экономику со стороны государства, потратить на поддержку малого частного производства примерно 1,5 трлн руб. Экономисты рассчитывают, что со временем сумма инвестиций дорастет до 20 трлн руб., остальные деньги вложит частный бизнес.
Реформаторы также предлагают снизить ставки по займам, в особенности это касается кредитов на развитие бизнеса и инвестиционных проектов.
Вот еще краткий перечень предложений «столыпинцев»: снижение налогов, борьба с так называемыми олигополиями (когда рынок делят несколько крупных игроков), уменьшение доли государства в экономике и перезапуск отношений с западными странами.
В свою очередь, Андрей Белоусов заявил, что во многом согласен с предложениями Столыпинского клуба, но все же предложил доработать концепцию, а на ее основе создать уже официальный документ — стратегию развития. Помощник президента также считает, что, следуя новой стратегии, экономика России может показать четырехпроцентный рост уже в 2019 году.
Вопросом разработки стратегии будет заниматься межведомственная группа в правительстве. Новый экономический документ рассмотрят в конце 2016 года.
Политический вес Андрея Белоусова заметно вырос в последнее время — из экономиста-аналитика он дорос до «правой руки» президента. Белоусов пользуется большим доверием со стороны главы государства и умело лавирует между разными группами в финансово-экономическом блоке правительства.
Давайте попробуем разобраться, как же г-н Белоусов вдруг стал одним из самых влиятельных людей страны.
Экономист с пеленок
Андрея Белоусова можно назвать экономистом по праву рождения. Его отец Рэм был доктором экономических наук, основателем советской научной школы в области ценообразования и управления.
В интервью Андрей Рэмович не раз упоминал, что с детства видел в своем доме выдающихся советских экономистов, читал профильные иностранные журналы, доступ к которым получали только по служебному разрешению.
В общем, воспитывался Андрей Белоусов в тепличных условиях, буквально «с горшка» имел доступ к информации о структуре мировой экономики. Дальше была престижная Вторая физико-математическая школа — она славилась тем, что занятия по физике и математике в ней вели ведущие советские ученые. А потом, разумеется, экономический факультет МГУ.
После окончания университета Андрей Белоусов почти десять лет числился кабинетным ученым — работал в Центральном экономико-математическом институте АН СССР, несколько отделов которого в 1986 году преобразовали в Институт экономики и прогнозирования научно-технического процесса АН СССР. Конечно, амбициозному молодому человеку было тесновато в этих рамках, и смена власти в стране открыла перед ним путь в мир большой экономики. Белоусову было тогда 32 года.
Сначала он зарекомендовал себя как эксперт, выпуская при своей лаборатории ежемесячный аналитический журнал. Затем получил авторитет среди коллег, будучи членом аналитической группы Внешнеполитической ассоциации, более известной как «Группа Бессмертных» (никакой эзотерики — просто по имени руководителя группы, позднесоветского министра иностранных дел Александра Бессмертных).
Началом политической карьеры Белоусова можно назвать 2000 год, когда он наконец возглавил учреждение, обеспечивающее нужды государства, — Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования.
Главный предсказатель
В 2005 году Андрей Белоусов опубликовал свой доклад «Долгосрочные тренды российской экономики: сценарии экономического развития России до 2020 г.». В нем содержался ряд интересных прогнозов, в том числе и на ближайшую трехлетку. Время показало, что многие из них были верны: так, Белоусов предрек экономический кризис 2008 года. И когда кризис действительно грянул, кто-то напомнил властям страны о пророке: в результате премьер-министр Владимир Путин назначил его директором департамента экономики и финансов аппарата правительства РФ. После этого карьера «предсказателя» пошла в гору, а чины полетели, как из рога изобилия.
Все в том же докладе г-н Белоусов предсказал и спад экономики в 2011–2012 годах. Кстати, как раз в 2012 году его назначили на пост министра экономического развития РФ. Правда, в кресле он продержался чуть больше года — рутина министерских интриг не прельстила теоретика, ему больше импонировала позиция «над схваткой», где больше свободы и меньше ответственности.
Сбой системы госуправления в 2015–2017 годах экономист тоже предрек еще десять лет назад. В общем, с каждым годом глава государства получал все больше подтверждений «прорицательского таланта» Белоусова.
Однако осечки бывают даже у самых знаменитых предсказателей. Давайте рассмотрим подробно пункт «Параметры развития в 2006–2008 гг.», в котором экономист говорит о скором кризисе.
Там Белоусов дает еще один интересный прогноз: «В трехлетней перспективе наиболее вероятна стабилизация мировых цен на нефть на достигнутом высоком уровне — 48–50 долларов за баррель. В то же время возможен и перелом тенденции — снижение нефтяных цен к 2008 г. до 35 долларов».
Сейчас, спустя 11 лет, мы можем легко проверить его слова. На самом деле в течение 2005–2008 годов нефть росла в цене небывалыми темпами и в 2008-м достигла промежуточного пика — 97,26 доллара за баррель. Прогноз экономиста сбылся с точностью до наоборот.
А теперь давайте вспомним, что правительство РФ при формировании проекта бюджета на 2015 год исходило из цены нефти Urals в 100 долларов за баррель (реальная цифра — около 50 долларов), а на 2016 год — 50 долларов (36 долларов в январе — мае). Совпадение? К слову, на тот момент Андрей Белоусов уже являлся помощником президента РФ по экономическим вопросам, и трудно представить, что он не имел отношения к формированию этого документа. Очевидно, динамика нефтяных цен — его ахиллесова пята.
Диагноз и лечение
Что же будет со страной дальше, если верить предсказаниям Белоусова? В своем самом известном докладе он рассматривает четыре варианта развития страны: бросок в глобализацию, экономический изоляционизм, сверхиндустриальная модернизация и энергетический аутизм.
Очевидно, что сейчас мы идем по пути изоляции. Вот какое будущее он предрек нашей стране в этом случае: падение динамики инвестиций, увеличение эмиграции, ВВП к 2020 году составит 26 тыс. долларов на душу населения (примерно столько по паритету покупательной способности он сейчас и составляет). Кроме того, нас ждет замедление экономического роста на 4% в год. Все это выглядит вполне реалистично и достаточно хорошо — для прогноза 2005 года — описывает нашу реальность.
А самый удачный сценарий для развития экономики России, по мнению Белоусова, — это сверхиндустриальная модернизация. Чтобы достичь ее, нужно модернизировать производство, сформировать массовый средний класс и создать единую рублевую зону для стран СНГ.
Против этого набора пожеланий возразить решительно нечего, и если с помощью «Стратегии роста» удастся хотя бы частично ее реализовать, можно будет сказать, что свой хлеб Белоусов ест не зря.