США заявляют, что формат С5+1 не направлен против интересов России и Китая. Вместе с тем, во всех предыдущих американских проектах в регионе — «Большая Центральная Азия», «Новый шелковый путь», «Большой Ближний Восток» — Штаты как раз конкурировали с Россией и КНР за лидерство и влияние.
Так, Узбекистан является одним из важных получателей американской военной помощи. Вашингтон высоко оценивает стремление Ташкента сохранять независимость в отношениях с Москвой и Пекином, и не вступать в ОДКБ и Евразийский экономический союз (ЕАЭС), возглавляемый Россией. Однако со времен восстания радикальных исламистов в Андижане, которое узбекские власти расценили как инспирированное «извне», Узбекистан не готов слишком сближаться с США.
Руководство Туркменистана (который имеет нейтральный международный статус) еще год назад давало понять, что не прочь получить от США гарантии безопасности, а в ответ предоставить американцам в пользование военный аэропорт Мары-2. Благо, заинтересованность в этом объекте Вашингтон проявлял достаточно давно.
Таджикистан все еще рассматривает вопрос о подаче заявки на вступление в Евразийский союз. Душанбе колеблется: вступить ли в ЕАЭС и теснее связать себя с Россией, от которой он имеет гарантии безопасности в рамках ОДКБ, или продолжить игру в «многовекторность». Возможно, Керри попытается убедить таджикское руководство следовать именно по второму пути.
По сути, США пытаются противодействовать расширению влияния Москвы на постсоветском пространстве. Плюс, приоритетами для Вашингтона в Центральной Азии остаются вопросы борьбы с международным терроризмом и контроль за ростом китайского влияния.
Что стоит за визитом Керри, зачем США усиливают позиции в «мягком подбрюшье» России?
— Встреча С5+1 проходит в рамках декларируемого Бараком Обамой геополитического разворота США с Ближнего Востока на Юго-Восточную Азию, — считает директор Исследовательского центра «Ближний Восток — Кавказ» Международного института новейших государств Станислав Тарасов.
— Хотя уже сейчас можно сказать, что этот разворот не получился. Американцы надеялись, что с опорой на Японию и Индию смогут укрепить позиции в Юго-Восточной Азии. Но они натолкнулись на очень серьезное противодействие со стороны альянса Китая и России.
Эта ситуация усугубляется тем, что США имеют за спиной негативный военный опыт. Американцы не выиграли ни одного сражения в Афганистане и Ираке. Хваленая армия США и их союзников, которая якобы держит под контролем весь мир, с 2001 года не может справиться с афганскими душманами. По сути, американцы выступают как эпицентр зла и разрушения, а не созидания. И, надо сказать, такая политика на Ближнем Востоке привела лишь к укреплению позиций России и Китая.
Теперь США пытаются нести разрушение в Азию, в том числе в центральноазиатские республики.
«СП»: — Как выглядят шансы США дестабилизировать Азию?
— Как довольно слабые. На наших глазах уходит в прошлое эпоха самого, наверное, слабого президента США Барака Обамы. На обочине, вероятно, окажутся и американские неоконсерваторы. Наступает, по-видимому, новая политика, и американцы это прекрасно чувствуют.
Проблема в том, что технически США прекрасно вооружены, но реальная отдача от этого новейшего оружия в условиях гибридных войн крайне низкая. Американцы оказались к этому совершенно не готовы. В итоге, США могут угрожать другим странам экономическими и политическими санкциями — и только. Отсюда бесконечные дипломатические маневры, вроде нынешней встречи Керри с министрами иностранных дел республик Центральной Азии.
Против США играет и провал коалиционный политики. Одно время Вашингтон отказывался подписывать какие-либо юридически-обязывающие соглашения — как на двусторонней, так и на многосторонней основе. Вашингтон призывал лидеров других государств верить его слову, которое он то и дело сам нарушал.
По сути, попытки достичь прежними методами каких-либо успехов в Центральной и Юго-Восточной Азии — это потуги уходящей американской администрации. Обама пытается оставить что-то позитивное своему наследнику — неважно, республиканцу или демократу.
На деле, новому президенту США придется потратить свой первый срок на посту главы государства на нивелирование ошибок, которые сделала администрация Обамы.
«СП»: — Другими словами, опасности для России в деятельности США в нашем «подбрюшье» нет?
— Непосредственной угрозы я не вижу. Другое дело, что США, из-за деградации своего дипломатического корпуса, зачастую ведут себя как слон в посудной лавке. Но, повторюсь, Вашингтон очень сильно подорвал доверие к себе, поэтому его игра в Центральной Азии вряд ли будет успешной.
Этот дефицит доверия хорошо виден на примере Турции. Анкара — верный союзник Вашингтона, на протяжении десятилетий шедший в фарватере США, — теперь открыто бросает вызов своему партнеру. И американцы ничего не могут с этим поделать, поскольку утратили рычаги реального военного влияния.
Да, в руках США остались экономические рычаги и санкционная политика. Но опыт Ирана — а теперь и России — показывают, что такие меры, хотя и наносят ущерб, поступательного движения вперед не останавливают.
Наконец, глобально в Азии против США играет еще одно обстоятельство. Эксперты и аналитики ожидают в ближайшее время активизации внешней политики Китая. Пекин пока решает свои внутренние проблемы — ему нужно провести реструктуризацию экономики, и отладить новую модель роста, хотя и прежняя приносила неплохие результаты.
Но, завершив внутренние реформы, Китай неизбежно перейдет к фазе активной внешней политики, причем острие этой политики будет направленно как раз на Юго-Восточную Азию. И это будет уже открытым вызовом Америке.
«СП»: — Какое место займет Россия в грядущем противостоянии США-Китай?
— Кандидат в президенты США от Республиканской партии Дональд Трамп неслучайно разыгрывает российскую карту, делая громкие заявления по Крыму. Американцы понимают: утратив Россию как союзника, США, на фоне слабеющей Европы, будут вынуждены вернуться к политике изоляционизма. На глобальную войну они никогда не пойдут, а воевать за самих американцев желающих находится все меньше.
Это значит, что у России имеется широкое поле для маневра…
— США реализуют стратегию, направленную на окружение России поясом клиентских государств, которые в будущем помогут расчленению РФ, — отмечает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров.
— Именно этим объясняется интерес американцев к Центральной Азии. Кроме того, регион важен с точки зрения воздействия на Китай. Замечу, США вошли в Афганистан, воспользовавшись как предлогом терактом 11 сентября 2001 года, именно для того, чтобы разместить свои военные базы поблизости от КНР и Ирана.
Стратегия США по окружению РФ и Китая долговременная. Пока она не привела к существенным успехам, и даже в некоторых моментах потерпела провал. Так, в июне 2014 года состоялась официальная церемония закрытия авиабазы США в киргизском Манасе. Но американцы не сдаются, и продолжают гнуть свою линию.
Надо сказать, что правительства государств Центральной Азии за последнее время научились понимать разницу между реальной дипломатией и дипломатическими разводками, на которых Вашингтон поднаторел. На мой взгляд, этим разводкам на постсоветском пространстве поддались только украинцы. И теперь, после печального примера Украины, руководители центральноазиатских республик относятся к сближению с США с большой настороженностью.
Вместе с тем, странам Центральной Азии выгодно демонстрировать независимость и фрондировать перед Россией. Поэтому они не отказываются от диалога с Вашингтоном: это позволяет им намекать Москве, что в случае неоказания помощи, в том числе финансовой, курс республик будет скорректирован на проамериканский.
«СП»: — Какие задачи США решают на нынешней встрече в Вашингтоне?
— Американцы таким способом создают видимость своего влияния в регионе, и своего давления на Россию. Это повышает международный престиж США, и укрепляет виртуальный образ мощной империи, которая повсюду присутствует, и способна в любой момент собрать иностранных министров, чтобы провести с ними инструктаж.
Для падающего престижа Америки такие пиар-акции имеют большое значение.
«СП»: — Изменит ли встреча в Вашингтоне расклад сил в Центральной Азии?
— Не думаю. На мой взгляд, Туркмения ни при каких обстоятельствах не предоставит США в пользование военный аэропорт Мары-2, да и Узбекистан воздержится от реальных шагов навстречу американцам. Но деньги от США на укрепление безопасности и проведение внутриполитических реформ центральноазиатские республики, надо думать, получат.
По сути, страны Центральной Азии и США сейчас обхаживают друг друга, и выжидают только момента, когда можно будет выгодно «кинуть» партнера.
Андрей Полунин