Под покровом Олимпиады
Политолог Олег Матвейчев — о том, как Вашингтон использует Олимпийские игры в качестве повода и прикрытия
С начала своей истории Олимпиада была символом мира. Спартанские цари ввели традицию проведения Игр, чтобы таким образом объединить Грецию. Поэтому на время спортивных состязаний прекращались все войны и конфликты. Следуя древней традиции, Пьер де Кубертен, возродивший олимпийское движение в конце XIX века, выдвинул лозунг «О спорт, ты — мир!» Спорт был объявлен вне политики. Это правило лишь однажды нарушил Гитлер, попытавшись превратить Олимпийские игры 1936 года в Берлине в триумф немецкой нации и арийского духа.
Самым громким скандалом в истории современных Олимпийских игр стал бойкот, объявленный США московской Олимпиаде–1980. Так Вашингтон выразил свой протест по поводу введения советских войск в Афганистан в 1979 году. Советский Союз ответил симметрично и в 1984 году бойкотировал Игры в Лос-Анджелесе. За всю историю было лишь две Олимпиады, которые прошли не в полном составе участников. Успех Олимпиады в те годы был девальвирован — ведь золото имеет настоящую цену, только если добыто в борьбе со всеми сильнейшими.
С тех пор политику начали примешивать в спорт по нарастающей. И вот почему.
В наши дни Олимпиада — это медийный мир и лакомый кусок для телеканалов, информационных агентств, интернет-СМИ и блогосферы. Это долгоиграющий и очень значимый информационный повод. Известно, что события в мире новостей живут недолго, через пару дней обсуждение даже таких резонансных тем, как теракты, катастрофы, военные конфликты, сходит на нет. Создать же глобальную новость, о которой говорил бы весь мир, очень сложно.
Другое дело — Олимпиада, которая в течение двух недель удерживает интерес болельщиков во всем мире. И это не только информационный повод, это инвестиции, огромные прибыли и — возможность сформировать более благоприятный имидж принимающей страны и ее правительства. Вот почему право проведения очередной Олимпиады добывается в отчаянной борьбе. И всякий раз в этой борьбе самым активным образом участвуют США, а если право проведения Олимпиады получает какая-то другая страна, у нее начинаются проблемы.
Вашингтон всегда прилагал массу усилий, чтобы испортить впечатление от этого общемирового праздника и использовать его в качестве прикрытия для решения своих задач. Так было в знаковую дату 08.08.08, когда во время открытия Олимпийских игр в Пекине началось военное вторжение Грузии в Южную Осетию. Новость об Олимпиаде тут же была вытеснена с первых полос мировых СМИ. Эффект от проведения Олимпийских игр был изрядно подпорчен.
По аналогичному сценарию развивается ситуация и в Бразилии. США уже сейчас пытаются сделать все, чтобы омрачить впечатление от Олимпиады, а все потому, что Бразилия считается страной, не вполне дружественной Штатам, зато является активным членом БРИКС и поддерживает хорошие отношения с Россией и Китаем. Удар наносится одновременно и по Бразилии, и по России, в отношении которой уже два года действует режим санкций из-за присоединения Крыма. Напомню, ошеломительный успех зимней Олимпиады в Сочи тоже пытались омрачить репортажами о якобы ржавой воде и плохой организации мероприятия. Но это не помогло. Не удалось оспорить и громкую победу нашей сборной.
И тут на помощь пришел допинг.
В преддверии бразильской Олимпиады недоброжелатели завербовали какое-то число российских спортсменов, которых, наверное, теперь можно считать предателями. Они даже не скрывают, что получили деньги в обмен на информацию о том, что якобы все спортсмены в России принимают допинг, а их анализы секретными способами подменивает ФСБ. Такая страшилка могла пригодиться только для желтой прессы, серьезных людей она бы не заинтересовала. Тем не менее тема раздувается, пишутся доклады, ведущие мировые каналы показывают об этом сюжеты. Параллельно развивается тема с мельдонием — теперь он тоже объявлен допингом, хотя спортсмены из других стран принимают его аналоги без каких-либо последствий. Иными словами, делается все, чтобы свести к минимуму количество медалей, которые могли бы достаться российским атлетам.
Между тем дискредитация российской команды — одна из целого ряда решаемых таким образом задач. Другая задача — дестабилизировать обстановку в Бразилии.
Вспомним, что незадолго до проведения Игр президент Бразилии Дилма Русеф была временно отстранена от должности до окончательного голосования в сенате по вопросу об импичменте, предварительно назначенного на 2 сентября.
Поводом послужили обвинения о причастности главы государства к скандалу вокруг бразильской нефтяной компании Petrobras и возможном финансировании кампании по переизбранию президента за счет госсредств. В стране проходят демонстрации сторонников и противников Русеф. Обстановка в Бразилии сейчас накалена так, что напоминает ситуацию на Украине двухлетней давности. На этом фоне усиливается и экономическая нестабильность, растет курс национальной валюты, не выплачиваются зарплаты и пенсии. Многие наблюдатели и в Бразилии, и за ее пределами уверены, что дестабилизация в стране в значительной степени стала результатом политики Вашингтона, нацеленной на смещение Русеф.
И главная задача конечно же дискредитировать проведение Олимпийских игр в любой стране, за исключением самих США.
Для этого в мировых СМИ разворачиваются целые информационные кампании — вспомнить хотя бы пресловутый вирус Зика или угрозу ИГИЛ (деятельность организации запрещена в России) взорвать во время Олимпиады «грязную бомбу»...
Какие бы задачи ни пытались решать США, используя для этого Олимпийские игры, радость от предстоящей Олимпиады уже испорчена. А Вашингтон использует это в качестве лишнего аргумента, в пользу того, что Игры должны проводиться на их территории.
Можно ли надеяться, что США изменят свою политику в отношении Олимпийских игр? Вряд ли. Единственное, что может отрезвить американских политиков, — появление альтернативного мероприятия в рамках ШОС, БРИКС или АСЕАН.
Автор — профессор НИУ ВШЭ