"Это развитие таких технологий, как расшифровка генома человека, картирование головного мозга, новые лекарственные препараты на основе нанотехнологий. Вторая группа технологий связана с коммуникацией, это технологии, связанные с виртуальной реальностью. Третья группа – цифровизация промышленных технологий, это сочетание цифровых фабрик, туманных технологий с 3D-печатью", – и это то, что называется, по мнению Андрея Белоусова, "новой индустриализацией".
Помимо министерств и существующих давно официальных институтов, фактически ключевую роль в разработке этих проектов будущего играют теперь такие структуры, как Московская школа управления "Сколково", которая была создана в 2006 г. специально для того, чтобы реализовывать проект образования на основе новейших технологий и вместе с тем подготовить кадры для новой экономики. Школа управления создавалась на основе частного и государственного партнерства, среди учредителей есть как российские, так и международные компании и 11 частных лиц, которые входят в координационный совет. И лица все те же: Абрамович, Маламед, Чубайс, Волошин. В попечительском совете - Медведев, Греф, Шувалов, Ливанов, Фурсенко. И иностранные представители крупных фирм, таких как "Юнилевер".
О новой экономике говорит и ВШЭ. На форуме выступал один из известных сподвижников направления Павел Лукша - он является активнейшим разработчиком форсайт-образования 2035 г. и проекта глобального будущего образования, о котором Накануне.RU писало ранее http://www.nakanune.ru/article... .
В 2011 г. школа управления "Сколково" создала центр образовательных разработок, фактически он готовит новые кадры. Что касается АСИ, то оно создавалось пять лет назад именно как инкубатор инновационных бизнес-проектов. В наблюдательный совет вошли представители бизнеса, Торгово-промышленной палаты и Российского союза промышленников и предпринимателей, и опять-таки Греф. Как говорил директор АСИ Андрей Никитин, ключевая роль агентства - добиться устранения административных барьеров, которые препятствуют развитию бизнеса, через поддержку проектов. А поскольку во главе наблюдательного совета стоит президент, то, как сказал Никитин, АСИ имеет выход на федеральные органы власти и фактически без них не принимается ключевых решений. Хотя АСИ - это НКО, но, как мы видим, оно имеет удивительные в этом плане полномочия, замечает в беседе с Накануне.RU доцент МГИМО, кандидат исторических наук Ольга Четверикова.
"Они играют большую роль в создании новых бизнес-проектов, частных школ и детских садов. И именно АСИ и Московская школа управления "Сколково" стали разработчиками форсайт-проекта 2035 г., который фактически ставит своей целью и задачей ликвидировать, сломать традиционную модель образования к 2022 -2030 гг. И второе – АСИ участвует в разработке национальной технологической инициативы (НТИ), которая тоже у нас малоизвестна даже депутатам. А принята она была в 2014 г. Фактически о чем идет речь – какие перспективные отрасли развития поддержать, какие отрасли будут через десятки лет основой мировой экономики. Чтобы разработать план, руководство обратилось к АСИ и Российской академии наук. Обе структуры предложили проекты и планы – и они очень сильно отличались".
Как поясняет эксперт, Академия наук исходила из условий 2014 г. - от санкций, брали в расчет усиление напряженности, ученые отталкивались от того, что необходимо решить в течение 5-7 лет проблему импортозамещения, потом перейти к новой технологической структуре экономики и осуществить реиндустриализацию. План РАН – реиндустриализация и импортозамещение. И уже на основе этого нужно добиться, чтобы Россия вышла на уровень глобального технологического паритета с другими странами. Но эта программа не прошла, вместо нее была одобрена другая, которую представило АСИ.
"АСИ исходило из того, что целью научно-технологической инициативы является не индустриализация или реиндустриализация, на основе которой можно уже осуществлять новый технологический проект, а из того, что не нужно вообще никакого импортозамещения, потому что не надо заниматься восстановлением отраслей, которые "неконкурентоспособны". Надо создать такие рынки, которые вообще в мире еще не существуют, которые будут давать мощные доходы – в мировом масштабе – $100 млрд через 10-20 лет. И надо создать такие компании, которые будут лидировать на этих рынках, которые еще не сформированы. Эту стратегию поддержала Российская венчурная компания, которая является государственным "фондом фондов" и как раз занимается тем, что решает задачи, привлекая инвестиции, иностранные, частные – и я хочу подчеркнуть – иностранные. То есть, по сути, иностранцы привлекаются к созданию национальных технологических проектов", - поясняет Ольга Четверикова.
И руководство Российской венчурной компании заявило, что наращивание экспортного потенциала важнее импортозамещения. В итоге - именно научно-технологическая инициатива стала основой экономической стратегии, и за нее отвечает АСИ. Что это означает с точки зрения новой мировой экономики? Это распространение новых технологий в экономике и формирование новых технологических укладов. Как заметили на форуме, новые технологии очень быстро могут обесценить уже существующее производство. Например, сочетание цифровых технологий с 3D-печатью практически выводит на рынки продукты с такой низкой себестоимостью, которые просто обнулят многие существующие традиционные производства, включая строительные технологии, производство бытовой техники. И это формирует вызов для традиционных экономик - об этом в своем докладе и говорил помощник президента РФ Белоусов. А раз так, то зачем вкладывать? И в будущей конфигурации глобальной экономики технологии якобы будут регулироваться новыми интеграционными сообществами.
"Дополнительно создана при президенте общественная рабочая группа, которую возглавляют Дворкович и Белоусов. Надо сказать, что формировалась стратегия НТИ во время форсайт-слота 2016 г., куда собрали 700 представителей бизнеса, власти, иностранных экспертов, и они решили, что ключевыми направлениями НТИ будут девять направлений - девять рынков, которых еще не существует. Кроме беспилотных летательных аппаратов, кроме сети управления автотранспортом, есть система персонального производства и доставки еды и воды – фуднет, фитнет, аэронет. Но самое главное – это значит нейронет, это картирование головного мозга, создание нового поколения всемирной паутины, и этой системой сейчас занимается Минобрнауки. Интерфейс, нейротехнологии, система образования и медицины - этому сейчас уделяется основное внимание, поэтому ни о какой реиндустриализации и о реальном импортозамещении речь идти не может." - рассказывает эксперт Ольга Четверикова.
Безусловно, это крупнейший социальный сдвиг – соглашаются ораторы на форуме. "Это формирование нового типа человека, аналогично тому, что произошло в начале 20 века, то, что Ортега-и-Гассет назвал выходом массового человека, – объяснял Белоусов в своем докладе. –Сегодня на арену выходит новый человек, которого можно называть виртуальным человеком, который для себя формирует новую реальность, новые средства коммуникации. И это означает новые факторы уровня жизни и новую стратификацию, и новую диверсификацию между бедными и богатыми. Это и означает фундаментальные сдвиги, которые произойдут, по оценкам специалистов, и станут заметны в середине следующего десятилетия. И, собственно, то, что мы сегодня будем обсуждать, национально-технологические инициативы – это есть попытки ответа России на эти вызовы".
Также на форуме с помощью нехитрых схем объясняли, как товары идут в зоны низкого развития из зон высокого, таланты же движутся в обратном направлении – из зон низкого развития в зоны высокого. В общем, это, если кратко - про утечку мозгов. "Этот цикл – это фундаментальный процесс, который определяет наше развитие в данный момент", – говорит один из выступающих. Страна попадает в развилку, ее "основным продуктом" становятся таланты. Страны различаются только по способности привлекать и удерживать их. Это и есть основная компетенция новых государств, стран-лидеров. И если страна не может обеспечить таланты должными условиями, то она становится транзитом для тех, кто отбывает в другие государства, и товаров, которые будут приходить обратно.
"Новая технологическая революция требует изменения концепции человека, - объясняет в беседе с Накануне.RU член-корреспондент Академии геополитических проблем Ольга Четверикова. - Нам грозит тотальная перестройка внутреннего мира человека, чтобы он воспринимал виртуальную реальность. Это открыто провозглашается, излагается как стратегия. Ну и дальше он (Белоусов) сказал – основным фактором долгосрочного роста является производственно-технологические цепочки, имеющие трансграничный характер, которые будут контролироваться целиком. То есть, ни о какой национальной экономике речь идти не может. Соответственно, никакого восстановления нашей экономики, промышленности, индустриализации тоже в этих планах быть не может, потому что она не просто не встраивается, она враждебна этой транснациональной технологической новой экономике. И школа "Сколково", и ВШЭ - они все фактически излагают проекты, которые разработаны в западных центрах. И мы неоднократно тоже об этом говорили, писали, что речь идет действительно о тотальной перестройке всего глобального мира. Человек просто превращается в некий объект управления, они называют его "биологическим объектом" – в документах так прописано. "Биологический объект", с которым можно сделать что угодно – чипировать, контролировать, клонировать - любые опыты проводить. Поэтому вместо традиционной морали вводится понятие – биоэтика. Биоэтика изменяется в соответствии с изменением технологий. Поэтому – пожалуйста – можно получать ребенка от четырех родителей, перестраивать ДНК, реальный человек превращается в объект для экспериментирования. Сейчас ломаются все традиционные воззрения".
Заведующий международным отделом Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Константин Андрианов говорил об антикризисной программе, что, несмотря на деградацию промышленности России, еще есть возможность все-таки осуществить импортозамещение - но этому никакого внимания сейчас не уделяется. Капитализация реального антикризисного плана составила 2,3 трлн руб., но из этой суммы 7,6% было предусмотрено на докапитализацию банков. А на промышленность и сельское хозяйство выделено, соответственно, 0,85% и 2,13% из общей суммы. То есть понятно, что в этих условиях никакое импортозамещение осуществиться не может. На что же идут деньги, согласно "новой индустриализации"? Сейчас все силы брошены на то, чтобы на руинах экономики создать "сегменты" и "кластеры" с "новейшими технологиями", привлечь туда иностранный капитал. Эти "высокотехнологичные" зоны будут включены в единую глобальную технологическую сеть.
"То есть фактически Россия превращается в экспериментальную площадку для обкатки новейших технологий, которые выгодны западным корпорациям, - говорит Ольга Четверикова. - Отсюда - соответствующее отношение к образованию, к науке, почему сокращают наши научные центры. За последние 2,5 года гражданская наука сократила общий объем ассигнований на 10,5%. Почему власти заявляют о том, что будут сокращены работники системы образования, ученые, потом Минобр оправдывается, что это не так – это все пустота, на самом деле по плану это предусматривается, потому что деньги оставляют только тем научным центрам, только тем вузам, которые встраиваются в эти "новейшие технологии". Все, что не встраивается – подлежит фактически закрытию, уничтожению. Недаром Голодец сказала, что нужно только 35% людей с высшим образованием, а 65% в нем не нуждаются. Почему? Потому что власти оставляют только те вузы, которые будут готовить специалистов для этих "кластеров" в перспективе. А остальные будут выполнять работу в сфере услуг".
И собственно это и начали обсуждать на форуме национально-технологических инициатив – это есть попытки ответа России на "новые вызовы". Как и сказал Лукша - будет вытеснение людей из промышленности в другие сектора (в сферу услуг). Также на форуме обсуждались события последних месяцев, оратор из Британии Мартин Ривз привел в пример "Брексит", две партии в США, которые выступают против торгового закона, снижение цен на нефть, и все это в совокупности - части "радикальной неопределенности", которая царит в мире. Оратор свел все к тому, что современную экономику стимулируют глобализация и технологии. Это создает динамизм, который мы не наблюдали раньше, это изменяет наше мышление и представление о стратегии.
Врио гендиректора РВК Евгений Кузнецов выступил с заявлением, что мы вступаем в эпоху "разрушительных технологий, связанных с невероятным количеством технологических изменений". Если запускается слишком много новых технологий, то мы подрываем основы нашего общества, объяснял он:
"Возникает виртуальное человечество, а что делать с человечеством, которое бросает вызов смерти?"
Техническое бессмертие, по мнению Кузнецова, – проглядывается на горизонте 20 лет. "Как выстраивать стратегии элит и простого населения? Есть развилка: один путь - постепенное внедрение новых технологий, но это возможно только при условии, если мы можем контролировать все конфликты на планете. А мы не можем. Потому нужно выстраивать новую схему в условиях глобальной гибридной войны. В этих условиях главным становится выстраивание баланса. Но все дело в том, что если радикально настроенные группы получат доступ к ультимативным технологиям (создание вирусов, как пример), то этот баланс будет потерян. Атомная энергетика сдерживается, а как сдержать геномику? Ведь уже в этом году, в прошлом году были первые опыты по генной коррекции человека. Первые опыты по модифицированию вирусов. Мы все об этом знаем", – сказал Кузнецов на форуме АСИ.
Мы все об этом знаем?!! Кто - мы?!
Вследствие этих явных или надуманных угроз и вызовов эксперт заключает, что основным продуктом становятся для нас "технологии безопасности".
"Я давно не слежу за деятельностью АСИ, потому что они просто имитируют какую-то деятельность, - говорит экономист, профессор МГИМО, автор книг по истории экономики Валентин Катасонов. - При этом там задействованы люди, слабо подготовленные, а иногда, мягко выражаясь, необразованные. Это попытка сделать некое знание объектом поклонения. Нам внушают, что есть наука. А что это за наука? Это наука, которая на самом деле разрушает все, потому что это сложное знание. Эти глупости нам насаждаются с двойной целью: с одной стороны, чтобы мы поверили в эти глупости, а с другой стороны, чтобы нас отвлекать от действительно насущных проблем сегодняшней жизни. Серьезных предложений нет и быть не может. Потому что АСИ – это полугосударственная структура, которая обслуживает интересы власть имущих. У нас в Конституции прописано, что у нас нет никакой идеологии. А под видом науки АСИ проповедует идеологию либерализма. А идеология либерализма – это идеология, которая направлена на разрушение".
Если же смотреть на факты, то Россия, судя по этому форуму, выбрала стратегию развития футуристических новых технологий, что, кончено, очень хорошо в идеале для будущего. Но на деле речь идет о том, что мы уже сейчас в настоящем лишаемся своей собственной науки, фундаментальной науки, мы лишаемся своей системы образования, и российский потенциал теперь просто будет использоваться для того, чтобы быть встроенным в эту "новую технологическую экономику". Мы фактически лишаемся национально-экономического суверенитета.
"Белоусов, которому было предоставлено как раз первое слово, где он излагал общее видение, как раз сказал, что создается новая экономика – вместо той, которая в 90-ые годы себя "исчерпала". Теперь нужны новые источники роста, и ими является технологический капитал, новые технологии, которые нужно капитализировать. И какие технологии он выделил? Медицинские: расшифровка генома человека, картирование мозга, лекарственные средства на нанотехнологиях, дедуализация образования. Фактически он стал повторять проекты форсайт-образования 2035 г., которые не были так широко оглашены. Коммуникации виртуальной реальности, далее – цифровые фабрики, туманные технологии, 3D-печать – вот он и сказал, что это и есть новая экономика, новая индустриализация", - говорит Ольга Четверикова.
Елена Кирякова