БЕЗ ЗАЧИСТКИ НЫНЕШНИХ ЭЛИТ ПОБЕДА РФ В МИРОВОЙ ВОЙНЕ НЕВОЗМОЖНА
ЛЕПЕХИН Владимир
Вопрос: просматривается ли сквозь, казалось бы, хаотичный набор перемещений и сменяйло несменяйло на разного рода меняйло хоть какая-то логика?
В России общественность всегда будоражили две проблемы (дураки и дороги) и два вопроса — квартирный и кадровый.
На минувшей неделе в России произошла как бы резкая актуализация кадрового вопроса. С одной стороны, глава государства осуществил ряд кадровых перестановок, с другой — в списке коррупционеров появились новые и весьма солидные лица.
Владимир Путин обновил полпредов в Сибирском и Северо-Западном округах, сменил губернаторов в Калининградской и Ярославской областях, а также в Севастополе и отправил-таки в отставку так называемого посла России на Украине Михаила Зурабова.
Замечу, что незадолго до этого серьезные кадровые перестановки и назначения произошли в ФСО, ФСБ и Росгвардия, после чего компетентные органы прижучили главу Федеральной таможенной службы Андрея Бельянинова.
Наблюдатели отмечают, что кадровые перестановки последних недель — самые масштабные за все время третьего президентского срока Владимира Путина, что вызвало в СМИ волну обсуждения причин и самого смысла названных кадровых решений. С моей же точки зрения, ничего сверхординарного не произошло. Напротив, системные кадровые решения давно ожидаемы в обществе. Так что если и удивляться чему-либо, так это тому, почему некоторые, давно назревшие кадровые решения (например, отставки Зурабова, Ястребова и Меняйло) произошли только сегодня.
И все же за названными кадровыми решениями следует видеть нечто большее, чем дежурную рокировку фигур по принципу «кадровой оптимизации». http://ria.ru/analytics/201608...
Напомню читателю, что главным субъектом любых системных перемен (госпереворотов, модернизаций и т. п.) всегда являются элиты. Главным же субъектом перемен несистемных и антисистемных, происходящих вследствие неспособности названных элит к обновлению и в виде, например, «бессмысленного» бунта, становится, как известно, народ. Вот эта простая закономерность очевидно должна приниматься во внимание руководством страны, стремящимся сохранить статус-кво.
Народ в России, недовольный падением жизненного уровня, распродажей национальных активов, монетизацией социальной сферы и много чем еще, давно требует кадровых перемен. Он требует, в частности, отставки министров финансово-экономического блока в федеральном правительстве и справедливого наказания коррупционеров, и именно в отношении к нерадивым и нечистоплотным чиновникам видит состоятельность (или несостоятельность) действующей власти.
При этом российские либералы считают, что в поразившей власть коррупции и переживаемых населением страны социально-экономических трудностях виноват Путин. А те 86% граждан РФ, что поддерживают президента России, считают виновником своих бед олигархические и бюрократические элиты, обворовавших, как считает народное большинство, страну и саботирующих решения президента РФ.
Очевидно, что в такой ситуации общество стоит перед выбором, кого предпочесть — Владимира Путина или либералов с олигархо-бюрократами. Ответ, как я полагаю, абсолютно ясен: страна нуждается в том, чтобы глава государства устроил, наконец, масштабную встряску среди «государевых слуг».
Необходимость встряски правящей элиты особенно очевидна сегодня, в ситуации нарастания военно-политического давления на Россию и развязанных против неё экономической, информационной и иных войн. Страна нуждается не просто в обновлении элит, но в системной зачистке правящего класса (в «новой опричнине», как считают некоторые), погрязшего в коррупции и сопротивляющегося мобилизации государства перед лицом новых вызовов и угроз.
Однако и здесь общество и национальный лидер сталкиваются с необходимостью выбора — какую систему кадровой чистки предпочесть: жесткую «революционную» или мягкую «эволюционную».
Судя по последним назначениям, до «революции» в кадровом вопросе России еще далеко.
К эффективной кадровой политике российские элиты не готовы
Известна шутка о том, что Сталину бы не понадобились для борьбы с коррупцией миллиарды бюджетных рублей, поскольку ему было бы достаточно одного большого кладбища. Такой же принцип подхода к кадрам соблюдается сегодня, например, в Китае, где коррупционеров попросту расстреливают. Да и в Турции Эрдоган готов приговорить к смертной казни разного рода изменников родины.Сегодня ситуация в мире и, соответственно, в России складывается так, что если Путин не зачистит в стране «пятую колонну», изменники нашей горячо любимой родины рано или поздно зачистят его.
За примерами ходить далеко не нужно: весь мир сегодня с интересом наблюдает, как бандеровцы на Украине, зачистив в структурах власти сторонников Януковича, принялись зачищать страны от «сепаратистов» и прочего нелояльного Госдепу элемента.
Однако же эффективность государственной кадровой политики зависит не столько от жесткости санкций, сколько от тех смыслов, которыми данная политика наполняется. Так, если государственные должности становятся не более чем кормушками для их обладателей, удержать последних от коррупции не может даже смертная казнь. И, напротив, если чиновник уверен, что служит государству и обществу, и его страна и народ это ценят, мотив наживы уходит на задний план. Так было, в частности, в СССР, где большинство чиновников, независимо от занимаемого ими поста, руководствовались в своей работе отнюдь не мотивами наживы.
Впрочем, власть в современной России принимает кое-какие антикоррупционные меры, в результате чего имеются и некоторые результаты. Например, поимка с поличным Никиты Белых и изобличение преступной банды внутри руководства ФТС.
Иное дело — кадровые назначения и переназначения, в которых нет коррупционной составляющей и которые призваны, как это представляется в СМИ, повысить эффективность государственного управления.
С моей точки зрения, нынешняя кадровая политика в России не связана с понятием «эффективность» уже потому, что никто не знает, в чем она измеряется. Критерии эффективности кадровой политики — тайна за семью печатями; и это дает повод подозревать российскую власть в том, что её вряд ли всерьез волнуют профессиональные и человеческие качества того или иного управленца, зато вне конкуренции такой критерий кадрового подбора, как лояльность.
Современная российская кадровая политика напоминает игру в русскую рулетку: повезет или не повезет. В ситуации, например, с утверждением два года назад главой Севастополя Сергея Меняйло городу явно не повезло. Да так, что севастопольцы вынуждены были начать сбор подписей за его отставку. (http://sevastopol.su/news.php?...) Но где гарантия того, что новый глава Севастополя окажется способнее предыдущего. И где гарантия, что на новой и более высокой должности экс-губернатор Меняйло окажется более эффективным руководителем, чем на старой. Одно слово — кадровая рулетка.
И все-таки стоит поговорить о том позитиве, который, безусловно, просматривается сквозь, казалось бы, хаотичный набор перемещений и сменяйло несменяйло на разного рода меняйло.
Начну с того, что после отставки со своего поста главы ФТС можно говорить не только о переделе в системе государственных кормлений (обогатился сам — дай обогатиться другому), но также о росте уровня тех «неприкасаемых», которых берут-таки в разработку компетентные органы.
Во-вторых, чтобы чиновника взяли в разработку уже, похоже, не нужно ждать, когда он украдет миллиард рублей и более (как в случае с Хорошавиным); высокопоставленных коррупционеров берут за жабры уже и за 150 тыс. евро — как Никиту Белых.
Но главное не это. Главным в кадровых перестановках минувшей недели я считаю особо не афишируемые перестановки в силовых структурах и новые назначения представителей силовых структур на те или иные руководящие посты.
Силовики возглавили Ярославскую и Калининградскую область. Представитель силовой структуры рассматривается и в качестве будущего посла России на Украине. Имеется инсайдерская информация о том, что готовится смена еще нескольких губернаторов с заходом на их место все тех же силовиков.
Да, продвижение «людей с погонами» на высшие посты в государстве стало своего рода традицией российской политической системы. Вместе с тем, в сочетании с одновременной перетряской внутри силовых структур новые назначения силовиков на руководящие должности в системе государственной службы можно рассматривать как подготовку руководства России к мобилизации силового блока.
Для чего нужна такая мобилизация?
Во-первых, конечно же, для решения задач, связанных с необходимостью ужесточения вертикали власти в условиях нарастающего внешнего давления. А кроме того — для укрепления в этой вертикали позиций своих (ведь силовики для главы государства — свои).
Помня же пословицу «Бей своих, чтобы чужие боялись», встряска внутри силовых структур, похоже, нужна руководству страны для скорого наступления на «чужих» — на тех, кто не понимает сути момента и не готов решать задачи, связанные с выживанием России в условиях нового и глобального противостояния.
Владимир Лепехин, специально для RusNext.ru