Российские действия снова застали врасплох американскую администрацию: как и в случае с появлением ВКС РФ в Сирии, которое полностью смешало карты Госдепу, гуманитарная операция в Алеппо стала неожиданностью для Белого дома. Даже такое консервативное и респектабельное издание, как Washington Post, вынуждено признать:
«Путин снова огорошил администрацию Обамы, как это было в сентябре, когда Россия направила в Сирию свои войска».
Собеседник агентства "Рейтер" уточняет, что объявив о начале гуманитарной кампании в Алеппо, Москва опередила требования Вашингтона:
«На первый взгляд, заявляет один из собеседников Reuters, это выглядит как односторонняя попытка Москвы и Асада опередить требование Керри о снятии блокады с Алеппо перед началом переговоров по более широкому кругу вопросов. Если это предложение еще не умерло, то оно, по меньшей мере, получило тяжелое ранение».
Корень проблемы США в том, что после распада СССР они слишком поспешили, когда списали со счетов Российскую Федерацию. Поэтому в Вашингтоне довольно быстро развалились все структуры и институты, специализировавшиеся на анализе политики СССР и подготовке возможных ответных ходов для администрации Белого дома, что признала ещё в декабре 2015 года всё та же Washington Post.
Обеспокоенность российской задумкой в Алеппо высказал и глава Госдепа Джон Керри, но нельзя не отметить, что скорость его реакции на происходящее такова, будто он узнаёт о происходящем не из надёжных источников на местах событий, а из вечерних выпусков новостей:
"Я крайне обеспокоен в связи с гуманитарной операцией России и сирийских правительственных войск в Алеппо. Если это уловка, то она рискует полностью разрушить сотрудничество США и России. Но при согласовании эта операция сможет открыть ряд перспектив, если получится достичь намеченных целей, прийти к полному пониманию происходящего".
Вялая реакция Госдепартамента отражает лишь ошеломлённость и неуверенность. Керри даже после прямого разговора со своим коллегой Сергеем Лавровым не пришёл к определённому выводу и не знает, чем грозить, потому что ситуация не была предусмотрена.
Однако не все так плохо с аналитиками в США. Оказывается, ещё в апрельском докладе экспертов американского разведывательно-аналитического центра Stratfor прямо указывается на то, что операция в Алеппо в случае её грамотного проведения может переломить ход сирийской войны:
«Операции, сфокусированные на провинции и городе Алеппо, должны сыграть решающую роль в определении направления гражданской войны. Итоги сражений в Алеппо могут в ближайшие недели изменить баланс между повстанцами и правительственными войсками. [...] Военные операции также могут изменить позиции радикальной группировки «Исламское государство» (запрещена в РФ - прим. ред.) в регионе и повлиять на отношения между США и Турцией, так как они преследуют противоречащие друг другу цели».
Как видно, спрогнозированы даже июльские изменения политической ситуации в Турции и новые подходы Анкары к отношениям с Россией по поводу поддержки антиасадовских сил. Получается, что Stratfor, в отличие от официального американского правительства, не даром получает деньги за свои прогнозы.
Раскалённые улицы Алеппо
Алеппо сегодня, пожалуй, самая горячая точка планеты. В городе и его окрестностях настоящий ад: стреляют отовсюду и во всех. Гражданские перемешались с террористами, а те, придя в полное отчаяние, грозят мирным жителям публичной казнью или расстрелом, если они попытаются покинуть восточную часть города. И только российские специалисты с помощью Дамаска пытаются разобраться в этом гордиевом узле.
Как рассказал начальник российского Центра примирения враждующих сторон в Сирии Сергей Чварков:
"Террористы всячески препятствуют выходу населения из восточной части города Алеппо, угрожая мирным жителям либо расстрелом, либо публичной казнью. Поступает информация о подготовке ими детей и женщин в качестве террористов-смертников для совершения террористических актов".
Жителей, которые пытаются перебраться в безопасные районы, расстреливают снайперы террористов, поэтому они рискуют на такой шаг ранним утром, когда боевики спят после ночных операций и дневных боёв. Кроме того, для запугивания террористы обстреливают из самодельной артиллерии близлежащие населённые пункты и ту часть города, которую уже не контролируют.
Одновременно не прекращаются попытки пробить окружение с помощью диверсионных вылазок и обстрелов как изнутри, так и снаружи города. Недавний прорыв в районе стратегически важной трассы Кастелло боевики поспешили назвать успешным и состоявшимся, его с охотой разрекламировала европейская пресса, которая отчаянно переживает за дело террористов. Вот что написала известная Le Temps:
«Триста тысяч жителей восточной части Алеппо, которая находится в руках противников режима, могут вздохнуть с облегчением. Первый конвой с продовольствием вошел в воскресенье утром в эти кварталы, которые почти месяц находились в окружении войск Башара Асада».
Таковы прелести информационной войны. О том, что десятки тонн гуманитарной помощи идут в Сирию из России, европейская пресса предпочитает не писать, зато торжественно уверяет своих читателей в том, что единственное желание террористов – тех самых, которые грозят массовыми казнями жителям города и расстреливают пытающихся его покинуть, – это задача по обеспечению продовольствием жителей Алеппо. Оказывается, колонны с подкреплением везли «гуманитарные грузы», а не новое вооружение и подкрепления для засевших боевиков.
Однако европейцы поторопились праздновать победу террористов, за которых они так активно переживают. Сирийские войска отбили атаки формирований вооруженной коалиции «Джейш аль-Фатх» на юге и юго-западе Алеппо. В этом массированном боестолкновении погибло более 800 боевиков, а также были уничтожены несколько десятков единиц техники. При этом правительственные силы готовятся к контратаке.
С каждым днём накал борьбы усиливается: члены группировки «Джейш аль-Фатх» объявили «о переходе к битве за освобождение всего Алеппо». С этой целью к южным предместьям города перебрасываются резервы из соседних провинций Идлиб и Хама.
Правительственные войска, узнав об этом, немедленно начали наступление на провинцию Хама, пользуясь тем, что террористы ослабили свой контингент присутствия в этом районе страны. Только за сутки был занят ряд ключевых высот, а число погибших боевиков составило 113 человек.
Тем временем, на отбитой от натиска боевиков трассе Кастелло открыт ещё один транспортный коридор из осаждённой части Алеппо. К сожалению, пока он также небезопасен: большая часть дороги разбита снарядами, саму трассу боевики регулярно обстреливают прицельным огнём снайперов и миномётов.
При этом идут и обнадёживающие сигналы: боевики уже начинают сдаваться, хотя о зачистке города пока не говорилось. За несколько дней, что идёт гуманитарная операция, 69 боевиков сложили оружие и воспользовались указом президента Сирии Башара Асада об амнистии для всех, кто сдастся добровольно.
Россия пока сосредоточена именно на гуманитарном компоненте операции - как по этическим соображениям, так и по рациональным. По-прежнему остаётся актуальной задача размежевания представителей оппозиции и попытка убедить умеренную часть покинуть город до начала военной операции. 7 августа замглавы МИД РФ Михаил Богданов встретился с представителем сирийской оппозиции Кадри Джамилем, представителем сирийского оппозиционного "Народного фронта за перемены и освобождение". Однако терпение российских военных не беспредельное, а время не резиновое - нельзя долго позволять террористам держать целый город в заложниках.
Подготовка к "зачистке" террористов
Не далее как вчера совместная группировка ВВС Сирии и России уничтожила сразу несколько колонн с подкреплением и боеприпасами, которые стремительно двигались в сторону осаждённого города. И это был не разовый вылет, а рутинная операция по пресечению подобных попыток, которые происходят чуть ли не ежедневно.
Одновременно с этим российские ВКС помогают Сирии удерживать с таким трудом отбитую Пальмиру, которую также пытаются снова взять под контроль террористы. В официальном сообщении Минобороны говорится:
«Восьмого августа 2016 года шесть дальних бомбардировщиков Ту-22М3, взлетевших с территории Российской Федерации, нанесли сосредоточенный удар осколочно-фугасными боеприпасами по объектам террористической группировки «Исламское государство» (запрещена в РФ - прим. ред.) в районах восточнее и северо-западнее Пальмиры, вблизи населенных пунктов Эс-Сухне и Арак. В результате в районах Пальмиры и Арака уничтожены пункты управления и скопления террористов, подземный склад боеприпасов и вооружения, три боевых машины пехоты, 12 автомобилей повышенной проходимости с крупнокалиберными пулеметами, большое количество живой силы противника».
Очевидно, что боевики пытаются атаковать в разных точках Сирии, и коалиция наземных сил, возглавляемая Дамаском, принимает этот вызов, нанося ответные удары сразу на нескольких фронтах и навязывая сражения там, где позиции террористов ослаблены и уязвимы и где удобнее атаковать воздушным силам ВКС РФ.
Тем временем, сроки гуманитарной операции весьма ограничены объективными обстоятельствами. Во-первых, боевики, попавшие в таком количестве в котёл, торопятся скоординироваться и пробить блокаду правительственных войск и союзных им сил. Во-вторых, оказавшись в отчаянной ситуации, они могут отыграться на мирных жителях города, которых там всё ещё остаётся, по официальным оценкам, около 300 тысяч. Обещанные массовые казни – первые ласточки озлобленной решимости террористов творить зверства до конца. В-третьих, как всякая военная ситуация, текущее окружение Алеппо не может длиться вечно: он требует колоссального количества правительственных войск для поддержания блокады, устойчивой к попыткам прорвать кольцо.
Такое количество войск не может до бесконечности сидеть без дела и сторожить боевиков, которые и не думают сдаваться: рано или поздно город придётся "зачищать" от оставшихся там наиболее радикальных и отчаянных террористов. И лучше рано, чем поздно, потому что ситуация не так устойчива, как хотелось бы.
Для проведения операции по освобождению к сирийскому Алеппо уже прибыли 2 тысячи бойцов иракского ополчения. Чтобы удержать террористов от попытки стянуть все силы в единый кулак для прорыва окружения, правительственные войска, как уже было сказано выше, усиливают нажим на провинции Хама и Идлиб, где находятся значительные контингенты боевиков. Эта мера не только распыляет силы террористов, но и не даёт им соединиться для решительного удара.
Еще один сюрприз для ИГИЛ (террористическая организация, запрещённая на территории РФ) подготовила Турция. После замирения с Россией Анкара закрыла знаменитый погранпереход Баб-аль-Хава, через который боевики сновали в Сирию и обратно, как у себя дома. Этот шаг можно считать первым решительным действием Эрдогана, помимо его словесного «извините», который призван убедить Россию в серьёзности намерений пересмотреть турецкую политику.
При этом от переброски поддерживающих частей из Ирака ИГИЛ должно остановить наступление на неофициальную столицу Исламского государства – город Мосул. Операция по его освобождению уже запланирована до конца 2016 года, и не американской коалицией, что означало бы, что опасаться нечего и воевать никто не будет, а силами Корпуса стражей Исламской революции, которые представляют собой грозную военную силу. Руководство операцией по освобождению Мосула от ИГИЛ возьмет на себя командующий элитным подразделением «Эль-Кудс» Касем Сулеймани.
В ожидании штурма
Освобождение такого сложного и густонаселённого города, как Алеппо, станет сложнейшей военной операцией. На данный момент ведутся работы по минимизации потерь среди мирно населения и стягиванию штурмовых сил, но вскоре придётся приступать к выдавливанию террористов из города - квартал за кварталом, улица за улицей. Этакое подобие Грозного 90-х, но большего размера, сирийской спецификой и открытым противостоянием западных стран.
Практика показывает, что танки, артиллерия и авиация почти бесполезны в условиях городского боя. Особенно в Алеппо, который так долго был под властью боевиков, наверняка успевших подготовить минирование, выгодные позиции для снайперского и миномётного огня, выстроить систему обстрела кварталов из бронетехники из ПТУРов и другие сюрпризы.
Впрочем, для российских военных специалистов вряд ли будет что-то совершенно неизвестное при освобождении Алеппо. Армия России ещё со времени Чеченских кампаний обрела огромный опыт ведения городского боя, и сейчас эти навыки необходимо применить на новом уровне. Только сейчас становится понятным всё значение тех страшных лет.
Едва ли можно будет рассчитывать на какой-то красивый и неожиданный ход, который разрешит ситуацию в Алеппо и спасёт людей от террористов. Скорее всего, это будет очень сложная и затяжная операция, которую также будут «бомбардировать» и западные СМИ, рисуя картинки ада на земле и бесчисленных потерь среди мирного населения. Все ужасы боёв будут, конечно же, преподноситься как вина «кровожадного» Асада, а не «умеренных» террористов.
Также стоит ожидать срыв мирных переговоров. Не исключено даже, что он готовится преднамеренно, потому что иначе сложно объяснить неопределённые слова Обамы о том, что теперь, что бы ни случилось в Сирии, виновата будет Россия.
Даже если произойдёт выход подконтрольной Западу оппозиции из переговорного процесса, то это не должно останавливать Россию и Дамаск от штурма Алеппо: будет он или нет, но США всё равно продолжат информационные атаки и саботаж переговоров.
Алеппо жизненно необходимо отбить у террористических группировок – только такая победа принципиально усилит позиции Асада на переговорах и даст российским дипломатам козыри в руки. Если операция не будет проведена, то на Западе решат, что Сирии и России «слабо», и только усилят давление по военной и дипломатической линиям. Освобождение Алеппо, напротив, моментально отшвырнёт "партнёров" на несколько ступенек вниз с занимаемых позиций.
Тогда уже Россия и Сирия будут говорить с Западом с позиции силы, а это единственный язык, который там понимают и признают.