Варшава хотела бы видеть Белоруссию частью своей сферы влияния
В Белоруссии уже много лет действует развёрнутая сеть польских неправительственных организаций, которые охватывают многие области общественно-политической и культурной жизни, преследуя цель усиления польского влияния в республике и вовлечения её в антироссийские геополитические проекты.
Свои программы на Белоруссию нацеливают радио «Рация» (информационная поддержка действий прозападной белорусской оппозиции), Фонд имени Стефана Батория (официальная цель - подготовка белорусского общества к демократическим переменам), фонд «Польская информационная платформа в Белоруссии» (содействие польским средствам массовой информации в Республике Беларусь), фонд Semper Polonia (работает в сфере образования), организация Wspólnota Polska (поддержка контактов с польской диаспорой по всему миру), стипендиальная программа имени Кастуся Калиновского (даёт возможность молодым белорусским диссидентам продолжить учёбу в польских вузах). И это только наиболее известные организации.
Варшава не признаёт лояльный Минску Союз поляков Белоруссии во главе с Мечиславом Лысым и в противовес ему создала свой оппозиционный Союз поляков Белоруссии (СПБ), возглавляемый Мечиславом Яцкевичем.
При посредничестве белорусского Товарищества солдат Армии Крайовой при СПБ Мечислава Яцкевича ежегодно проводится акция «Посылка для ветерана Армии Крайовой (АК) в Белоруссии»: организация «Одра-Неман» дарит бывшим аковцам гуманитарные наборы. Запущен информационный проект «Дедушка в польском мундире» - о православных белорусах в Войске Польском и Армии Крайовой. Цель проекта – создать впечатление многочисленности православных белорусов, воевавших в годы Второй мировой войны в Войске Польском и АК.
В Белоруссии отношение к ветеранам Армии Крайовой, подчинявшейся польскому эмигрантскому правительству в Лондоне, неоднозначное. Активистка пропольского Союза поляков Белоруссии, участница антикоммунистического бандподполья и глава белорусского Товарищества солдат АК 85-летняя Вероника Себастианович на конференции, посвящённой Армии Крайовой и организованной в Сейме Польши в феврале 2015 г. заявила, что «"на восточных кресах" царит коммунизм», поэтому «борьба ещё не окончена, несмотря на отсутствие надежды на скорое возвращение этих территорий Польше».
Содействовать «возращению этих [белорусских. – В.Г.] территорий Польше» и является конечной целью «неправительственных» организаций, действующих в Республике Беларусь на деньги польского государства. И здесь надо подчеркнуть, что после роспуска Армии Крайовой в 1945 г. часть аковцев ушла в подполье, продолжив террористическую борьбу против властей социалистической Польши и Красной армии. Антикоммунистическим бандподпольем (в Польше их называют «прОклятыми солдатами») был также проведён ряд карательных акций против белорусского населения – массовые убийства жителей православных белорусских деревень Залешаны, Коньцовизна, Шпаки, Потоки, Зане и др. «Нас до сих пор считают бандитами», - признаёт В. Себастианович. При этом культ «прОклятых солдат» занял в современной польской идеологии заметное место.
Особенности польской политики в данном вопросе подсветила реакция официальной Варшавы на показ в Белоруссии в январе 2016 г. документального фильм «Серёжа» (режиссёр Юрий Калина). Фильм демонстрировался на ведущем польском телеканале Белоруссии «Белсат» (создан по инициативе МИД Польши для вещания на Белоруссию, за последние 5 лет получил из польского бюджета более 16 млн. злотых). Герой фильма Сергей Ничипорук, выходец из деревни Залешаны, рассказывает, как от рук «прОклятых» погибали его родственники и односельчане.
Депутаты от партии «Кукиз-15» Бартош Южвяк и Томаш Жимковский направили в связи с этим возмущённый запрос в Министерство государственной казны Польши с требованием разъяснить, что намерено предпринять министерство, дабы избежать финансирования информационных продуктов, противоречащих «исторической политике» польского правительства. Министерство ответило невозмутимо: фильм согласуется с внешней политикой польского государства.
Своеобразие такого подхода, неотъемлемую часть которого составляет определённым образом интерпретированное историческое прошлое, состоит в том, что Варшава допускает дозированную огласку некоторых невыгодных для неё фактов польско-белорусских отношений, встраивая эти факты в общую раму своей «исторической политики» и полагая, что машина польской пропаганды в Белоруссии легко перемелет эти факты, а градус антипольских настроений в Белоруссии в итоге понизится.
Ополчись польские власти на «Белсат» за показ «Серёжи», тема «прОклятых» не просто разожгла бы белорусско-польские противоречия, но сблизила бы взгляды белорусов и россиян в том отношении, что убийцы красноармейцев и мирного населения, каковыми были «прОклятые», не имели ничего общего с «борцами за свободу». Россия же – единственная страна, чью критику культа «прОклятых солдат» официальная Варшава допустить не может и воспринимает в штыки.
В реакции Варшавы на фильм «Серёжа» проявилась известная гибкость польской «исторической политики» («политики исторической памяти»). Та же гибкость сказывается и в отношениях с Украиной. Варшава долгое время не возражала против политики героизации Киевом ОУН-УПА и признала Волынскую резню геноцидом лишь тогда, когда киевский режим перешёл все мыслимые границы в прославлении украинских националистов - убийц поляков.
В отношении с Белоруссией Польша использует тот же идеологический шаблон: закрывает глаза на нацистские мотивы в деятельности белорусских националистов, героизацию ими Михаила Витушко и Ивана Филистовича (белорусский аналог Шухевича и Бандеры), позволяет выпускать пар антипольских настроений, лишь бы это служило распространению русофобии. Телеканал «Белсат» делает это вполне успешно.
Если целью официальной Варшавы является превращение восточных границ Европейского союза в рубежи националистической вражды и взаимного противостояния, то она движется в верном направлении. Однако на таком фундаменте политическое счастье Варшавы вряд ли будет прочным.