А этой осенью информационные агентства облетели сообщения о том, что воздушные суда разведывательного назначения были замечены вблизи государственной границы России над акваторией Чёрного моря. Сразу два вскрытых нашими средствами наблюдения «Посейдона» шли с неработающими транспондерами, что дало право поднять с крымской авиабазы Бельбек пару истребителей Су-27. К слову, в эти же дни пролет американского самолета-разведчика фиксировался и в районе базирования российских ВКС в Сирии «Хмеймим», а также неподалеку от пункта материально-технического обеспечения ВМФ России в сирийском Тартусе. Известно, что этот «Посейдон» вылетел с авиабазы Сигонелла на Сицилии и облеты сирийской территории он совершал в течение часа.
Всего, как сообщили в Минобороны России, только за последнее время было зафиксировано 9 эпизодов с подходами американских самолетов к российской границе над Балтикой, 3 - на Дальнем Востоке и один - в Мурманской области. Интересно, что уличенная в этих провокациях американская сторона отреагировала на попытки поставить ее на место весьма нервно. Так, в Пентагоне выразили возмущение фактом перехвата российскими истребителями Су-27 своих самолетов над Черным морем.
Американцы расценили это как «небезопасный и непрофессиональный маневр», когда российский самолет, горячо «приветствуя» гостей в небе возле Крыма, подошел к ним на расстояние в три метра. Однако, как заявил позже официальный представитель Минобороны России генерал-майор Игорь Конашенков, «пилоты российских истребителей действовали строго в соответствии с международными правилами», добавив, что подлет к самолетам-разведчикам был вызван необходимостью «визуального опознавания и определения бортовых номеров». К слову, после этой встречи американцы мгновенно поменяли курс и умчались в противоположную от государственной границы России сторону.
Шпион-«Посейдон»
Однако, все это лирика. Как бы то ни было, самолеты Poseidon признаны серьезным средством боевого обеспечения, от действий которых зачастую может зависеть обстановка в данном конкретном районе применения. Разработанный и запущенный в производство в начале 2000-х годов, этот разведчик изначально рассматривался как патрульный противолодочный самолет. Однако практически сразу он получил куда более широкий круг задач, был напичкан различной электроникой, разведывательным и даже откровенно шпионским оборудованием.
А между тем, конструкция самолета базируется на фюзеляже и крыльях типового гражданского авиалайнера Boeing 737 в разных модификациях. Любой, кто летает сегодня из российских аэропортов, может представить внешний вид «Посейдона», взглянув на обычный пассажирский самолет. Однако, внутри именно этой машины - вовсе не приветливые стюардессы с ассортиментом напитков. Экипаж данного воздушного разведчика составляют 9 челочек, из которых только двое пилотов, а остальные являются операторами специального оборудования, размещенного на борту.
Самолет оснащен мощной РЛС, имеет систему радиотехнической разведки, тепловизионную поисковую станцию, другие технические средства, которые позволяют ему вести картографирование местности, опознавать надводные цели, вскрывать подводные лодки, находящиеся на перископной глубине. Интересно, что из чисто разведчика «Посейдон» может мгновенно превратиться в средство атаки. В передней части его фюзеляжа размещен отсек вооружения, а на крыльях имеются подвески для противокорабельных ракет. Самолет также может нести свободноподающие авиационные бомбы, в том числе глубинные, и малогабаритные торпеды.
С повадками «Медведя»
Этот противолодочник не случайно превратился в разведчика. Барражируя на скорости чуть более 300 км/ч, он способен вести наблюдение с высоты 60 метров, а боевой радиус при выполнении задач может составлять до 3700 км. При необходимости Poseidon имеет возможность забираться на высоту 12,5 км, осуществлять перелеты на дальность свыше 8 тысяч км.
Российская альтернатива заокеанской машине - самолет Ту-142, противолодочный самолет дальнего действия. Сфера его применения - ведение разведки в океанской зоне, визуальное и радиотехническое наблюдение, несение дежурства в системе поисково-спасательной службы, поиск и слежение за подводными лодками. Ту-142 можно считать глубокой модернизацией самолета разведки и целеуказания Ту-95РЦ, базой для которого, в свою очередь, является легендарный ракетоносец Ту-95 - известный всему миру «Медведь» (так его прозвали в НАТО). В свое время «142-е» работали во Вьетнаме, на Кубе, летали в акваториях Норвежского, Баренцева, Охотского и Японского морей, Северной Атлантике, Тихом океане. Интересно, что помимо поиска и обнаружения Ту-142 может использоваться и как спасательный самолет: для этого на его борту имеются сбрасываемые спасательные контейнеры типа КАС, начиненные средствами, необходимыми для оказания первой помощи терпящим бедствие экипажам судов и самолетов.
Интересно, что этот относительно не новый отечественный самолет (время его разработки и выпуска пришлось на 1960-70-е годы) обладает куда лучшими характеристиками, чем у «Посейдона». Скажем, его боевой радиус превышает 5200 км, а практический потолок - 13,5 км. Еще одной рабочей лошадкой нашей противолодочной авиации является Ил-38. Он способен искать вражеские подлодки, вести морскую разведку, осуществлять поисково-спасательные операции, ставить минные заграждения. Машина это тоже не новая (первый ее полет состоялся в 1961 году), но исправно служит в составе ВМФ, пройдя модернизацию и получив современное оборудование. В частности, обновленные машины получили новую поисково-прицельную систему «Новелла-П-38», которая помимо прочего позволяет вести еще и экологический мониторинг водной поверхности.
Сегодня идет речь о создании совершенно нового перспективного самолета для противолодочной авиации Военно-Морского Флота России. Как заявлял ранее бывший главком ВМФ адмирал Виктор Чирков, работы по эскизному проектированию перспективного авиационного патрульного комплекса уже ведутся.
Зигзаги неудачи
Возвращаясь к нынешней ситуации с активностью иностранных самолетов-разведчиков вблизи российских границ, стоит привести мнение экспертов о возможных причинах подобных действий. Так, бывший начальник пресс-службы ВВС России полковник Александр Дробышевский уверен, что целью подобных полетов является «вскрытие радиоэлектронной обстановки с целью определения режимов функционирования сил и средств нашей противовоздушной обстановки».
Также может идти речь о попытках определения координат развернутых зенитно-ракетных комплексов и их РЛС, перехвате информации с линий радиорелейной связи между штабами. В целом, полагает полковник, таким способом противник пытается оценить возможности группировок войск, развернутых в различных районах страны.
При этом эксперты заочно предостерегают заокеанских военных от столь опасных игр. Известно, что российские Воздушно-космические силы в случае пересечении госграницы любыми самолетами-разведчиками имеют полное право (подкрепленное к тому же международным законодательством) принудить данные самолеты к посадке, а в случае неисполнения этих требований и продвижения к военным или секретным гражданским объектам на территории России - уничтожить. Подобные инциденты уже случались в нашей истории, и печально знаменитый У-2 Фрэнсиса Пауэрса, уничтоженный в мае 1960 года, - только один пример из этого перечня...
Что же касается виражей конкретно вокруг Крыма, то в Минобороны России заранее предопределяют судьбу возможных провокаций: они будут мгновенно пресечены. По данным штаба Южного военного округа, на полуострове сегодня развернута полноценная группировка средств противовоздушной обороны, способная отразить любую угрозу с воздуха. Основу этого «зонтика» составляют системы дальнего действия типа С-300, самолеты-перехватчики, комплексы ближнего действия «Панцирь», а также интегрированные в окружную систему ПВО зенитные средства кораблей Черноморского флота. Как подчеркнула недавно член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Ольга Ковитиди, «Крым надежно защищен от провокаций, которые пытаются совершить Соединённые Штаты. «В Крыму все спокойно», - подчеркнула сенатор.
Автор: Дмитрий Сергеев