Для выхода из сложившейся ситуации новые власти объявили виновником президента России. Сама Россия стала в официальной пропаганде агрессором и врагом Украины. Это объединило олигархо-политические круги Украины, но не прекратило борьбы за право грабить Украину, присваивать ее ресурсы и загонять в депрессию и нищету народ. В результате премьер Яценюк, он же лидер партии "войны" в украинской политике, в начале 2016 г. после переформатирования парламента исчез из медийного и политического поля Украины. Фирташ выдавлен в Австрию. Правая рука и младший партнер Коломойского Корбан был арестован и осужден на условный срок, после чего уехал в Израиль. Сам Коломойский вынужден большую часть времени пребывать в Швейцарии и искать почву для союза с Порошенко как в парламенте, так и в "деребане" Украины.
Вместе с отставкой Яценюка прекратилась финансовая помощь МВФ и конгресса США в форме гарантий под частные кредиты для Украины. Гривна зашаталась. Социальное напряжение усилилось. В этой ситуации минские соглашения стали в украинской политике не инструментом примирения и тушения гражданского конфликта в Донбассе, а инструментом давления на международные финансовые круги, точнее ту ее европейскую часть, которая осознала, что действующая политика Украины может привести к масштабному конфликту Европы с Россией.
Нарушение минских соглашений со стороны Киева показывает международным кредиторам Украины, что война не за горами, а значит, и возврат вложенных в украинскую политику и политиков средств, которые должны многократно окупиться за счет приобретения распродаваемых стратегических государственных активов (включая землю) и возврата выданных под безумные проценты кредитов - под большим вопросом. Как результат, Порошенко имеет сложный по конфигурации конфликт в нескольких направлениях.
- С международными финансовыми кругами, поскольку убрал поставленных кредиторами в составе правительства Яценюка контролеров.
- С Россией, которая ограничила доступ украинских товаров на свой рынок, поскольку она объявлена агрессором.
- С олигархами, поскольку с ними нужно делиться распродаваемыми ресурсами.
- И с националистами, поскольку он ведет борьбу с ее лидерами, выдвинутыми как Майданом, так и боевыми действиями в АТО.
Поскольку экономическая ситуация также ухудшается, то на фоне конфликтной по всем стратегическим направлениям внешней политики Украины возникла серьезная перспектива досрочных выборов в парламент и импичмент президенту. Как лидер радикальной части нации, которая сегодня определяет тренды политики Украины, Порошенко вряд ли сможет продержаться до окончания своего срока.
Что же будет дальше? Кто придет на смену Порошенко? Чьи интересы и влияние будут реализованы в последующей политике Украины: международных финансовых кругов и США или России?
Для глубокого осмысления и поиска ответов стоит немного окунуться в далекое прошлое, в историю и попытаться ответить на вопрос: "Что же лежит в основе конфликта Украины и России и что может стать фактором смягчения или изменения русофобской риторики в политике Украины?".
В истории развития украинской государственности тоже лежит немало подводных течений и камней, которые формируют вполне себе исторический конфликт во взглядах на историю. Но в ней есть факты, которые стоит знать. Современная украинская история ведет свою государственность от Киевской Руси. Киевская Русь представляла собой набор княжеств: Галицкое, Черниговское, Волынское, Киевское и т.д. Главным престолом считался киевский. И за него шла борьба. Важно знать, что все князья считали себя русскими! Но уже тогда Киевская Русь подвергалась воздействию с запада Польши, Венгрии, Австрии и тевтонцев с ливонцами, с которыми то заключались союзы, то велись войны, и с востока татаро-монгольским влиянием Орды. Позднее растворилась во времени Орда и возникло Московское царство, разросшееся во все стороны и ставшее Россией, которая заменила собой влияние Орды на центральные и западные русские земли Киевской Руси. И если Московское царство можно было считать в полной мере государством со всеми признаками государственности, то таковое не наблюдалось на территории между Днепром и Карпатами.
Эта территория стала территорией столкновения интересов, подвергавшейся влиянию то запада (Польши, Венгрии и Литвы), то Московского царства и позднее России. Она не была самостоятельной. Либо польско–литовское управление, либо зависимость от России. Россия же шла непростым эволюционным путем от Юрия Долгорукого к Романовым на престоле. Она тоже проходила свои взлеты завоеваний и политические падения, но никогда не отказывалась от своей малой Родины – Малороссии, или Киевской Руси. Москву дважды завоевывали - поляки и французы. И дважды их выметал из Кремля русский народ. В 1612-м во главе с гражданином Мининым и князем Пожарским выгнал из Москвы поляков. В 1812-м народная партизанская борьба, сокрушившая тылы наполеоновской армии, не позволила французам удержать занятые русские территории и Москву.
Несмотря ни на что Россия поднималась из упадка и развивалась, а территория между Днепром и Киевом так и оставалась территорией столкновения политики Запада и Востока, пока Петр I не поставил точку битвой под Полтавой, застолбив влияние России. Но до петровских времен эта территория оставалась разрозненной, без признаков государственности, зависимой и управляемой Речью Посполитой. Казачество поднимало восстания, но пока в 1654 г. Богдан Хмельницкий не обратился к российскому царю Алексею Михайловичу от имени войска казачьего и части подконтрольных земель с просьбой принять на службу, судьба Малой Руси - русской родины была не определена. После воссоединения с Россией территория осталась Малороссией с генерал-губернаторством в Киеве. Так было до Великой Октябрьской революции.
Первая мировая война закончилась для России потерей части уже не Малороссии, но Украины. Потерянная территория была поделена между старыми историческими влияниями, между венграми, австрийцами, румынами. И только в составе СССР Украина обрела Конституцию и институты государственности: законодательные, судебные и исполнительные органы управления. А после образования ООН Украина, будучи в составе СССР, стала полноправным членом ООН как самостоятельная политическая единица в поле международных отношений.
Понятно, что унитарная политическая система СССР не давала самостоятельности, но это был признак государственности, которого никогда не было в ее истории. Полную самостоятельность и государственность Украина обрела уже после распада СССР. Часть вооруженных сил СССР остались в Украине и стали основой Вооруженных сил Украины. Были сформированы новые органы власти с самостоятельной политикой и введена собственная валюта. Но пребывание в составе СССР не сделало Украину независимой от влияния как политики Запада, так и востока в лице России.
В XX веке, к моменту выхода Украины из состава СССР, возникла новая сила, влияющая на политические расклады в Евразии от Лиссабона до Владивостока. Возникла сверхдержава – США, которая совместно с Западной Европой вела и выиграла холодную войну с наследником Российской империи – СССР. Этап борьбы за влияние в Украине с распадом СССР Россия проиграла США. Вместе со своим влиянием Россия потеряла территорию своего рождения, свою Родину. Начался территориальный и экономико-политический процесс евроинтеграции и евросамоидентификация русского народа, населяющего современную территорию Украины. Начался процесс духовной, территориальной и политической аннексии Украины от России. Сегодня Россия, несмотря на геополитические успехи, теряет свою Родину. Россия проигрывает США борьбу за дружбу со своей Родиной. Вместо содружества независимых, но родных по крови и генетике стран идет политический конфликт, который грозит перерасти в масштабное военное столкновение.
Почему так произошло? Что будет дальше?
Теперь интересно посмотреть на новейшую историю независимой Украины в контексте смены её президентов. Леонид Кравчук - её первый президент, будучи первым секретарем теперь уже запрещенной компартии Украины, поучаствовал в расчленении СССР и как гешефт получил первое президентство. США выиграли первый раунд у России.
В 1994-м к власти в стране пришел Леонид Кучма, красный генерал ВПК СССР, бывший секретарь парторганизации и позднее генеральный директор ЮМЗ, крупнейшего военного ракетостроительного завода в системе ВПК СССР. Он стал вторым Президентом Украины при финансовой поддержке оборонного комплекса России и ее телевизионных каналов, которые неограниченно в то время вещали на территории Украины. Казалось, Россия выиграла второй раунд борьбы и дальше пойдет процесс сближения двух стран в рамках СНГ. Но не тут-то было. Это оказалась только первая часть второго раунда, первый срок президентства Кучмы.
Второй президентский срок – это вторая часть второго раунда борьбы. И эту часть, да и весь раунд, выиграли опять США. В начале второго срока произошло убийство журналиста Гонгадзе и связанный с ним кассетный скандал. Кучма попал под прицельный огонь международных СМИ. Репутация стала падать, и второй президент Украины вместе со страной попал в своеобразную международную изоляцию. Но и с Россией не было выстроено хороших отношений. На начало XXI века в результате агрессивной ближнезарубежной политики самой России объем взаимной торговли упал более чем в 2 раза с начала 90-х годов XX века. Украина сократила экспорт в Россию с 70 % до 30 % и мощно интегрировалась во всемирное торговое пространство. Во второй период президентства Кучмы у Украины появилась стратегия разновекторной внешней политики, в которой уделялось равное внимание вхождению во все наднациональные, европейские и глобальные институты. Был подписан договор о восточном партнерстве с ЕС и определен европейский вектор интеграционного развития параллельно с формированием отношений с Россией. На равновекторную внешнюю политику Украины Россия ответила ужесточением торговой политики. Включился механизм газовой войны.
Но главные события, которые привели к проигрышу России в борьбе с США, прошли незаметно. Началась активная продажа банковского сектора Украины зарубежному крупному капиталу и, как следствие, долларизация экономики. С помощью специальной операции по созданию давления на Леонида Кучму США заняли главную позицию в войне за Украину. Международный капитал взял под контроль украинские финансы с помощью контроля над банковской системой и международных кредитов. Очевидно, что, лавируя в течениях международной политики и находясь под давлением угрозы уголовного преследования, Кучма по договоренности с США провел через все высшие посты страны, готовя к президентству следующего президента Украины Виктора Ющенко. Он был и председателем правления НБУ, и премьер-министром. Это была вторая доминирующая высота в украинском политическом поле, которую заняла политика США в президентство Кучмы.
Таким образом, третьим президентом Украины стал подготовленный Кучмой Ющенко, явный ставленник политики США.
В президентство Виктора Ющенко долларизация экономики Украины на начало 2009 года достигла 80%, что в условиях кризиса привело к обвалу гривны. А продажа активов банковского сектора достигла 38,8 процента на 01.11.2008. Оказалось, что США играют политическую партию против России в Украине "вдолгую". Помимо продажи и полного подчинения финансового сектора украинской экономики западному капиталу, Ющенко подготовил следующих кандидатов для реализации политики США и международных финансовых кругов в Украине. Через высшие государственные посты прошли уже знакомые нам по текущей политике Украины Петр Порошенко и Арсений Яценюк. Порошенко был председателем Совета по национальной безопасности и обороне Украины и министром иностранных дел. Яценюк был министром экономического развития Украины, председателем Верховной рады и также министром иностранных дел в правительстве Януковича.
Обратите внимание!
США не только создают различными методами условия своего влияния и втягивания Украины в свое поле, но и готовят на перспективу тех политиков, которые реализуют их цели на следующем этапе.
А что противопоставляет Россия? Да ровным счетом ничего!
Политика строится на выстраивании отношений с теми, кто у власти в Украине, а во внешней торговле "закручиваются гайки", которые сокращают и без того усохшие производственные отношения некогда общего промышленного пространства и объем взаимной торговли. В ключевых отраслях и товарных позициях Россия активно формирует импортозамещение. Доход от газовых поставок предлагается Ющенко как альтернатива западному влиянию. Но что можно противопоставить в размерах дохода печатному станку Федеральной резервной системы США (ФРС)? А Ющенко в то время работает именно на собственников ФРС. Ни о какой подготовке преемников для политики России речи не идет. Россия проигрывает США третий раунд политической борьбы в Украине. Единственный политик, который использует влияние России, чтобы прийти к власти в Украине, это Виктор Янукович.
Четвертым президентом Украины стал Виктор Янукович. Россия получила некоторые дивиденды. Договор о присутствии Черноморского флота ВМФ РФ в Севастополе был продлен. Получил статус второго языка на местном уровне русский язык. Во внешней политике появилось явное потепление по отношению к России. Отодвинулся за горизонт газовый кризис. Российский бизнес начал активное вхождение в бизнес-структуры Украины и участие в приватизационном процессе. Российский рынок приоткрылся для украинской продукции. Но США не дремали. Петр Порошенко получил обкатку в работе правительства Украины именно при президенте Януковиче! Он был министром экономического развития!
К сожалению, сам президент Украины с соратниками по Партии Регионов взял курс на личное обогащение. При этом проблемы страны и ее народа отодвинулись на второй план. Учитывая то обстоятельство, что Янукович стал президентом в кризисное время, на волне критики действующей власти и при этом не были предприняты шаги по реализации хоть каких-либо антикризисных программ, то обогащение партийной элиты и поддерживающих ее олигархов в условиях обнищания народа привели к очередному социально-политическому кризису, который был использован националистическими силами для организации второго Майдана. В отличие от первого Майдана, в результате второго произошла неконституционная смена власти.
Но! Обратите внимание! Четвертый президент Украины готовил к управлению страной следующего президента – Петра Порошенко!
Увы! Россия проиграла четвертый раунд борьбы за свою Родину - Малороссию!
Нужно констатировать факт, что за 25 лет независимости Украины Россия утратила в ее политике и политической жизни большую часть своего постсоветского влияния в силу отсутствия стратегии в отношении ближневосточной политики вообще и Украины в частности.
Чего не скажешь о США. США играют вдолгую, опираясь на долгосрочную стратегию и вливание финансовых ресурсов в политику Украины и ее лидеров, выигрывая шаг за шагом все раунды борьбы.
Начался пятый этап. В котором Арсений Яценюк прошел обкатку в части управления страной и ушел в тень, оставив экономику разваленной развязанной им же гражданской войной, на восстановление правительству Порошенко–Гройсмана. А что Россия делает на пятом этапе? Россия приняла в свой состав Крым и поддержала добровольцами, гуманитарной и финансовой помощью Донбасс, за что и получила международные санкции. Но во внутренней политике Украины она не играет никакой роли, как и оппозиционные силы Украины. В то время как ситуация в Украине движется к перевыборам парламента и импичменту президента Порошенко. Как уже говорилось, у него конфликт с Западом на основе конфликта с Яценюком и его отставки, с Россией - на основе принятой политики, с националистами - на основе противостояния с Яценюком, Коломойским и поддерживающими их силами.
Как Россия готовится к очередной смене президента Украины? Кто придет к власти в Украине после отставки Порошенко? И как будет развиваться политика Украины и ее отношения с Россией?
Попробуем ответить на эти непростые вопросы.
В обойме политиков проамериканской политики находится Арсений Яценюк, по всем параметрам подготовленный к управлению страной и соответствующий требованиям США и международных финансовых кругов, а также небезызвестный Аваков.
Обойма политиков российской политики пуста.
Арсений Яценюк не только подготовленный управленец и ставленник международных финансовых кругов, но и лидер "партии войны" в Украине. Его приход к власти наиболее вероятен. Единственный его минус и стратегическая слабость - это отсутствие поддерживающих СМИ. Но они есть у его партнера Коломойского. И - при определенных договоренностях - у Фирташа с Левочкиным. Вопрос комбинации политических договоренностей между политическими силами, одна из которых находится в оппозиции к Порошенко и БПП в парламенте. Если Яценюк придет к президентству в Украине, это будет полный крах российской ближнезарубежной политики. Существует высокая вероятность развязывания войны против России с втягиванием НАТО, к которой Россия еще не готова, и будет полная распродажа активов Украины в пользу западных финансовых и промышленных кругов, которые уже никогда не вернешь обратно. Украина будет поглощена Западом, и Россия лишится возможности вернуть Малороссию, свою Родину.
Есть ли у России варианты?
Один – это возвращение Виктора Януковича и его соратников, который остался по международному праву легитимным президентом Украины. Но это возможно только в результате прихода в Киев вооруженной оппозиции из Донбасса. Это очень кровавый сценарий.
Что еще может быть использовано в российской политике в отношении Украины?
Единственная весомая альтернатива Яценюку – это Юлия Тимошенко. На текущем политическом подиуме Украины – это единственная фигура, имеющая колоссальный опыт управления страной. Она дважды и довольно длительно была премьер-министром Украины. Это очень противоречивая фигура. С одной стороны, она прошла подготовку во времена Ющенко, но с другой - серьезно конфликтовала со всеми представителями политики США в украинском политическом сообществе. Прямо таки дама-ходячий-политический-конфликт. Кроме того, ее еще называют единственным настоящим мужиком в украинской политике.
Тимошенко, безусловно, харизматичный лидер и человек, обладающий сильной волей, влияющей на других людей. При этом у нее нет иных предпочтений, кроме жажды власти. Она в политике живет ради самой политики. Она не ограничивает себя в выборе альянсов для достижения политических целей. Это, пожалуй, единственный политик, который, если захочет, может пойти против интересов глобального капитала и США в политике Украины, хотя она тоже имеет поддержку в США, как и Яценюк. Но эта поддержка не позволила реализовать ей свои цели на последних выборах президента Украины. Не стала она и премьером. Очевидно, что это иная политическая поддержка, чем явная антироссийская сила в конгрессе США и Белом доме. И если с победой будущего возможного преемника Порошенко – Яценюка, Россия гарантированно проиграет очередной раунд на украинской площадке, то с победой Тимошенко в послепорошенковской президентской борьбе - есть варианты. И хотя Тимошенко на словах жестко настроена на евроинтеграцию Украины, то на войну с Россией она явно не настроена. Играет в текущую в украинской политике политическую конъюнктуру, набирая себе политические баллы и голоса для будущих выборов.
Однако есть и серьезно уязвимое место. Это отсутствие информационной поддержки. Но и здесь возможна игра в коалиционные закулисные соглашения, в которых Тимошенко мастер. Пожалуй, это единственный у России шанс не допустить эскалации напряжения отношений с Украиной и развития военного сценария. Весь вопрос в том, найдутся ли точки соприкосновения и общие интересы. Ну а потепление отношений с Россией возможно только в том случае, если Тимошенко и украинский политикум поймет, что евроинтеграция и вхождение в состав ЕС для Украины возможны только через длительный срок ассоциации с Европой по турецкому сценарию. То есть играть на чувствах украинских граждан желанной европерспективой будет бессмысленно. Украинское общество уже начинает осознавать туманность перспективы получения членства в ЕС, но ясность общественного сознания заглушает информационная война с акцентом на том, что Россия - агрессор.
Возможно, что при сильном социально-экономическом ухудшении жизни Украины наступит момент понимания обществом, что евроориентиры, предложенные Западом через их ставленников в украинской политике, в ближайшее время – это тупиковое развитие. Тогда возникнут условия для разворота лицом к России и необходимость реализовать и минские соглашения, и компромисс по Крыму, который вряд ли когда-нибудь станет частью Украины. Но частью общего с Россией экономического и политического пространства в рамках наднациональной региональной системы Крым вполне может стать. Это вопрос самостоятельности украинских политиков и их здравого смысла. Новая конфигурация отношений Украины и России должна соответствовать требованиям региональной евразийской безопасности, что возможно реализовать только в условиях новых наднациональных институтов. И шансом для такого развития событий может стать приход к власти Тимошенко.
Но и этого мало.
Нужна правильная (учитывающая прошлые ошибки) стратегия российской политики в отношении Украины и несомненное вложение внимания и инвестиций в украинскую политику, сравнимых по величине с американскими.
Во времена президентства Януковича отношениями с Украиной занимался Сергей Глазьев. И если США не скрывали многомиллиардный бюджет и массовость источников финансирования своих интересов в Украине, то в распоряжении Сергея Глазьева был кабинет на Старой площади и несколько помощников. Неравные, однако, силы. Результат противостояния США и России в украинском политическом пространстве получился соответствующим вложенному усилию. Сможет ли Россия сделать выводы и осуществить шаги, чтобы исключить развитие военного сценария и распродажу Украины в пользу международных финансовых и промышленных кругов, составляющих глобальный капитал, - покажет время.