«Комментарий американского эксперта выглядит немного странно, потому что, перечисляя потенциально опасное для сил США оружие российского военно-морского флота, он смешал носители вооружения: подводные лодки и фрегаты и само вооружение — крылатые ракеты, — считает Сочеванов. — Интересно, что и подводные лодки 885 «Ясень», и фрегаты проекта 22350 — это вооружение, которое только-только появляется на российском флоте».
Действительно, из «Ясеней» в строю ВМФ пока что только подлодка «Северодвинск», а головной фрегат «Адмирал Горшков», который Майкл Петерсон назвал «кораблем с большими возможностями», должен быть сдан в этом году после завершения испытаний. Ракеты «Калибр» стали известны всему миру после применения в Сирии, а вот гиперзвуковые «Цирконы», неуязвимые для систем ПРО, только проходят испытания: первый успешный пуск с наземного стартового комплекса состоялся в марте этого года.
«Возникает закономерный вопрос: как вооружение, которое еще почти нигде не засветилось (кроме «Калибра»), могло кого-то напугать? Стоит понимать, что, когда говорится «американцев что-то напугало» или «они выразили обеспокоенность тем или иным типом вооружения России», у подобного заявления может быть некая политически-экономическая компонента. Если в России военный бюджет формируется волевым решением командования, то в Штатах идет постоянная борьба за бюджет: военное ведомство должно постоянно обосновывать, почему ему нужны дополнительные деньги на оружие, на строительство кораблей и так далее. Борьба ведется даже между разными видами вооруженных сил: флот просит сократить расходы на сухопутную компоненту и передать ему бюджет для строительства новых кораблей. Поэтому они иногда любят сделать громкие заявления: мол, у России появилось новое супероружие, которое представляет для нас угрозу», — рассуждает эксперт ФАН.
Мощный, быстрый и автономный «Адмирал Горшков»
По заявлению американских экспертов, надводный компонент ВМФ России создан, чтобы решать преимущественно оборонительные задачи. Но к нашему новому мощному фрегату «Адмирал Горшков» они присматриваются не без опасений. Сергей Сочеванов выделил главные преимущества проекта 22350.
«Проект 22350 — фрегат дальней морской зоны, современный, буквально напичканный мощным вооружением. У него в арсенале ракеты «Калибр», мощная арт-установка (130 мм) в носовой части корабля, зенитные ракетно-артиллерийские комплексы, которые могут как пускать ракеты, так и атаковать воздушные цели при помощи артиллерии, противолодочные комплексы «Пакет-НК». На всех современных кораблях определенного водоизмещения, в том числе и на «Адмирале Горшкове», теперь устанавливается вертолетная площадка с возможностью базирования вертолета К-27, который выполняет противолодные задачи, миссии разведки и так далее. У этих фрегатов достаточно мощное гидроакустическое вооружение, которое позволяет обнаруживать подлодки противника в зоне движения корабля. Это корабль дальней морской зоны, которых нам сейчас очень не хватает и которых ждут на флоте. Он может далеко ходить с относительно высокой скоростью (крейсерская скорость у него 14 узлов, по максимуму может разгоняться до 29 узлов, если ему надо преследовать какую-то цель) и отличается существенной автономностью (30 суток в море без захода в порт) при экипаже порядка 200 человек», — рассказывает собеседник ФАН.
По его словам, «Адмирал Горшков» уже проходит испытания на севере страны, следом за ним сойдет с верфей «Адмирал Касатонов», потом «Адмирал Головко» и «Адмирал Исаков». Эти четыре корабля в ближайшей перспективе встанут на вооружение ВМФ. Новые системы вооружения, установленные на кораблях, требуют доработки и повторных испытаний, поэтому «Касатонов» поднимет Андреевский флаг в 2017 году, остальные — после 2020 года.
«Фрегаты этого проекта, конечно, несут на себе мощное вооружение, но один в поле не воин, — отмечает Сочеванов. — Флот должен использоваться комплексно — надводные, подводные составляющие, береговые войска, морская авиация. Поэтому вообще довольно некорректно говорить о том, что какой-то один корабль способен стать угрозой и опасностью для противника. Угрозой может стать только грамотное управление комплексом сил и средств, которые есть у флота. Но что касается опасного для противников оружия России, на 2018 год у нас намечен выход с ремонта и модернизации мощного атомного крейсера проекта 1144 «Адмирал Нахимов». По габаритам водоизмещения это будет самый большой в мире боевой корабль с серьезной противовоздушной обороной и гидроакустическим вооружением, 20 пусковыми установками противокорабельных ракет».
Тихий и всевидящий подводный «Ясень»
Появление у России атомных субмарин типа «Ясень» вызвали у американских ВМС неприкрытую тревогу. «Это очень мощная и опасная подводная лодка, и нам не очень понятно, для решения каких задач она была создана», — прокомментировал профессор Петерсен. Наш военный обозреватель объяснил, почему американцы опасаются этого российского военного проекта.
«В военном деле крайне важна подводная разведка: лодка должна видеть, что происходит вокруг нее, и эти задачи решаются гидроакустическими комплексами. У «Ясеня» в носовой части располагается мощный гидроакустический комплекс «Иртыш-Амфора», который способен видеть подлодки противника на расстоянии порядка 230 км, а также подводные и надводные цели. Этот комплекс настолько большой, что из-за его размеров пришлось перенести торпедные аппараты в среднюю часть корпуса. Естественно, в дуэльных ситуациях, когда одна подлодка вступает в бой с другой, очень важно засечь противника первым и получить возможность раньше нанести удар. В Сирии небольшие подлодки проекта 636 отлично отработали ракетами «Калибр» по береговым целям. Но на том проекте запуск ракет происходит только из торпедных аппаратов: то есть можно выдать залп, перезарядиться, выдать еще один залп, а дальше банально кончаются ракеты, которые несет подлодка. У «Ясеней» есть восемь пусковых установок по четыре ракеты — всего 32 ракеты на вооружении, которые можно использовать и по береговым целям, и по кораблям противника. Это огромная огневая мощь. С учетом того, что подлодки сейчас стали использоваться в решении тактических задач для ударов по береговым целям, это действительно представляет угрозу для береговой инфраструктуры», — уверяет Сочеванов.
Пока что в ВМФ России сдали головную подлодку «Северодвинск», с этого года она полноценно находится в строю, сейчас строятся еще четыре подлодки и обсуждается закладка еще нескольких. Когда их будет пять-десять, уже можно будет говорить о том, что они представляют реальную серьезную угрозу.
«У нас идет активная деятельность по обновлению флота, и в ближайшие годы количественный состав кораблей флота по подлодкам значительно увеличится. У американцев подлодок современного поколения больше, и они постоянно ведут планомерную замену устаревшего на современное. Но корректно сравнивать наши проекты с подобными подлодками США можно только при работе в одной акватории. Здесь можно понять, у кого лучше параметры скрытности, малошумности, увидеть в действии работу гидроакустики. Можно еще сравнить количество ракет, которые несет подлодка. На самом деле, не очень важно, 32 ракеты она несет или 24–28: важно, как тихо она может подойти и как точно нанести удар. Многое зависит от профессионализма экипажа: подлодка может нырнуть глубже и пройти тише или прикрыться большим шумным гражданским судном, встать под ним и скрыться от противника», — добавляет эксперт.
Неуязвимый «Циркон»: в пять-шесть раз быстрее скорости звука
Мощным оружием, которое воплощает в себе впечатляющие технологические достижения, назвали американские военные эксперты наши крылатые ракеты семейства «Калибр-НК», показавшие себя в Сирии: при проведении военной операции против боевиков они поразили цели с точностью до трех метров. Другие новые российские ракеты «Циркон» станут первым гиперзвуковым оружием — пока что его нет в арсенале мировых армий.
«В России сейчас испытывается и доводится до ума прорывная гиперзвуковая ракета «Циркон», предположительно способная двигаться со скоростью 5–6 Махов и наносить удары дальностью до 1000 км. Она очень хороша своей скоростью, которая сильно усложняет противовоздушную работу противнику: даже автоматизированные системы, которые управляют всеми системами на корабле, могут не успеть принять решение и противодействовать этой ракете — это дает большое преимущество», — рассказывает военный обозреватель FLOT.com.
Скорее всего, на тех кораблях, которые сейчас представляют собой мощь российского флота, мы ее не увидим. Известно, что ее поставят на крейсеры проекта 1144, на перспективную подлодку «Хаски» — это ограниченный список кораблей из-за серьезных требований к модернизации и замене вооружения на эти ракеты.
Доводка этой ракеты займет время, что объяснимо: все сложнее становятся алгоритмы управления и самоуправления, и на то, чтобы сделать шаг вперед в разработке вооружения, требуется не один день.
В каких бы отношениях не были США и Россия в разные исторические эпохи, обе страны всегда оставались потенциальными противниками, так что недавнее заявление американского Института изучения морского потенциала России можно расценивать одновременно как профессиональный комплимент нашему флоту и как тревогу за собственную безопасность. Кроме того, оно лишний раз подтверждает, что за возрождением военно-морского флота России и наших вооруженных сил Штаты следят крайне внимательно.
Евгения Авраменко