- Если бы этого подвига не существовало, его стоило бы выдумать?
– На мой взгляд, выдумывать ничего было не надо. Количество подвигов вокруг превышало все мыслимые пределы. Надо было просто доносить до сведения бойцов то, что происходило на самом деле. У тех, кто пытается «разоблачить», подход достаточно странный. На линию фронта прибыл корреспондент, он задал вопрос командиру: «Что у вас тут происходило?» Командир отчитался, что был бой, в котором приняли участие такие-то бойцы, все они погибли. По всей видимости, с точки зрения наших разоблачителей, корреспондент должен был тут же броситься в окопы, потребовать предъявить ему трупы, засунуть в каждый труп палец, убедившись, что он мертв. Как фома неверующий – пока пальцы не вложу, не поверю. По меньшей мере странно обвинять в этом корреспондента. Это сейчас легко и просто, глядя в журналы боевых действий, установить – здесь было так, а здесь вот так. 70 лет прошло с тех пор. А в момент событий ничего подобного установить просто нельзя. И нет никакой разницы, 28 человек или 32. Погибли 28 или 22. Боевая задача была выполнена, танки к Москве не пустили. Честь и слава.
- Почему вообще вокруг этой истории в преддверии выхода фильма разгорелся такой спор – миф это или нет?
– Советскую историю поливают грязью уже на протяжении почти трех десятков лет. Нам пытаются объяснить, что у нас не было никаких героев. Александр Матросов поскользнулся и упал, Гастелло не туда ручку дернул, 28 панфиловцев не было. Люди, которые пытаются лишить нас истории и героев, – они либо отрабатывают чей-то идеологический заказ, либо это просто очень нехорошие люди, которые ненавидят родную страну и пытаются сочинять про неё всякие гадости. Пытаются вытащить какие-то документы. Вы посмотрите, что написал сталинский прокурор. Первое, что написал сталинский прокурор, – бой был. Это ключевое. Но этого никто не видит. А давайте тогда почитаем, что сталинские прокуроры писали о ваших любимых репрессиях. То, что сталинский прокурор пишет о репрессиях, – это неправда, это выдумки. А то, что пишут о 28 панфиловцах, – это правда, не нуждающаяся ни в каких проверках. В общем, граждане, на мой взгляд, скорбные умом, я так скажу.
- Совсем скоро уже будет премьера. Что можете сказать о фильме? Посмотрели?
– Я смотрел целиком. На мой взгляд, отличный фильм, безотносительно того, что я принимал участие в изготовлении. Он не совсем о том, что кажется этим беснующимся гражданам. Он не про легенды, не про мифы. Он про мужчин перед лицом смерти. Как себя мужчины ведут, когда смотрят смерти в глаза. Это основополагающая идея фильма. Разворачивается она на примере военных действий. Военные действия там совершаются сугубо осознанно. Это не беготня с черенками от лопат, как у Михалкова Это нормальные военные люди, которые выполняют поставленную задачу теми силами и средствами, которые у них есть. Силы и средства, прямо скажем, очень и очень скромные по сравнению с тем, как наступают немцы. Но даже с такими силами и средствами они это наступление сдержали.
- Что, по-вашему, главное в фильме о войне? Историческая точность? Зрелищность? Эмоции? Патриотизм?
– Главное – это люди, их убеждения, моральные принципы и поступки. А в какую художественную форму они облечены — в жутких взрывах, непрерывной стрельбе или, наоборот, в тишине и спокойствии кабинетов – это вторичное. Главное — люди.
- Что бы вы посоветовали посмотреть о Великой Отечественной в первую очередь?
– Нормальные советские фильмы – «Они сражались за Родину», «На войне как на войне», «Щит и меч». Отличные фильмы снимали.
- А есть ли хорошие примеры современных фильмов?
– Лично я не встречал.
- Почему же, на ваш взгляд, сейчас так мало подобных фильмов?
– На мой взгляд, потому что наши творцы в массе продали и предали своих отцов, дедов и их подвиги. Как-то так получилось, вот такие у нас творцы.
- А что можете сказать насчет недавно произнесенных слов Мединского о конченых мразях? Не слишком для министра?
– На мой взгляд, такие слова употреблять не надо. Хотя эмоциональный посыл понять, в общем-то, можно.
Справка:
Согласно распространённой версии события, 16 ноября 1941 года бойцы 4-й роты из 316-й стрелковой дивизии во главе с политруком Клочковым уничтожили 18 немецких танков во время боя у разъезда Дубосеково. Все 28 человек погибли. По версии журналистов газеты «Красная звезда», опубликовавшей рассказ о подвиге, перед смертью политрук Клочков произнес фразу: «Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва!»
В 1948 и 1988 годах Главная военная прокуратура СССР признала подробности боя художественным вымыслом. При этом сам факт тяжёлых оборонительных боёв 316-й стрелковой дивизии на Волоколамском направлении 16 ноября 1941 года и их героизм не оспаривался.
Споры о бое у разъезда Дубосеково обострились в преддверии выхода фильма Андрея Шальопы «28 панфиловцев», деньги на создание которого были собраны методом краудфандинга. В 2015 году на сайте Госархива опубликовали справку главного военного прокурора Н. Афанасьева «О 28 панфиловцах» от 10 мая 1948 года, в которой история названа вымыслом.
Фильм «28 панфиловцев» появится на российских экранах 24 ноября. 4 октября ленту уже посмотрели президент России Владимир Путин и лидер Казахстана Нурсултан Назарбаев.
Беседовал Александр Пелевин, "Фонтанка.ру"