За авиаударом — ответственность за который в итоге взял на себя Пентагон — последовали грубые и крайне непрофессиональные разглагольствования главы дипломатии администрации США в ООН Саманты Пауэр. Пауэр рассеяла всякие сомнения в том, что она лично или кто-то ещё в администрации Обамы тревожится о людях, погибших во время бомбёжки. Кроме того, она прояснила, что её не тревожит, что США нарушают условия прекращения огня всего за два дня до того, как должна была вступить в действие основная часть соглашения.
Как и следовало ожидать, Москва была ошеломлена реакцией Вашингтона, его неприкрытым равнодушием к убитым солдатам и явным намерением саботировать прекращение огня. Отвечая на фактический отказ Обамы от соглашения, Путин следовал единственному оставшемуся у него варианту — усилить накал боевых действий. В результате он нарастил усилия на полях сражений, в частности вокруг Алеппо, где Сирийская Арабская Армия (САА) и отборные части Хезболлы на трёх направлениях начали наступление, которое позволит разделаться с поддерживаемыми США джихадистами, разрушившими большую часть Сирии за последние полдесятилетия и изгнавшими более 7 миллионов мирных жителей.
Подведём черту: теперь, воспрепятствовав политическому варианту снижения насилия, администрация Обамы столкнётся с последствиями своего отказа.
Вот прекрасное заключение о развитии событий вокруг Алеппо отмеченного наградами ветерана и командира подразделения военной разведки и армейского спецназа США в отставке («зелёных беретов») полковника У. Патрика Данга. Статья опубликована 24 сентября:
«На сегодняшний день под Алеппо сосредоточены подразделения, перед которыми поставлена задача по уничтожению окружённых в Восточном Алеппо боевиков. В этот «котёл» уже длительное время отрезан от снабжения. Это относится и к боевикам-джихадистам, и к гражданским, многие из которых поддерживают боевиков.
По-моему, основные усилия Р+6 имеют место на юго-восточной стороне «котла» в Восточном Алеппо. Причём сейчас при массированной авиационной поддержке российских ВКС. В то же время союзные палестинские ополченцы, поддержанные авиацией, атаковали укреплённый лагерь беженцев Хандарат в северо-восточном углу «котла». По-моему, эта вторая атака была нацелена на то, чтобы воспрепятствовать боевикам перебросить силы южнее, чтобы противодействовать основным усилиям Р+6.
Великолепный план.
В тоже время в сети циркулируют неподтвержденные сообщения лондонского «Сирийского наблюдательного пункта за правами человека» SOHR, (поддерживающего боевиков)** о том, что российский контингент численностью 3000 человек дислоцирован в аль-Сафир, в 12 км к северо-востоку от направления основных ударов по «котлу» в Алеппо. Если это верно, то этот контингент прекрасно расположен для подкрепления основных ударов, или может быть использован как прикрытие от попыток боевиков атаковать где-либо ещё. Вполне в духе российских оперативных традиций проводить поддерживающие «волны» или эшелоны подразделений сквозь первоначально атакующие части, силы которых подорваны боями...
Иностранным политическим правящим кругам (Боргу) Запада хотелось бы верить в то, что война устарела, как фактор истории человечества... они полагают, что унаследовали землю, и что их умение всегда будет доминировать над простой силой.
Теперь нам придется увидеть показ того, что это не совсем так».
— «Озарение! «Вашингтон Пост» обнаружила, что сирийская война «может быть победоносной», Sic Semper Tyrannis.
Действующий, но не признаваемый официально отказ Обамы от прекращения огня создал условия для окончательного военного поражения в Алеппо. Участь подготовленных ЦРУ «умеренных» террористов, засевших в Восточном Алеппо, не так уж отличается от судьбы генерала Джорджа Армстронга Кастера в битве при Литл Бигхорн, окружённого превосходящими силами противника и в итоге потерпевшего полный разгром. Этот вариант пентагоновский полководец Эш Картер выбрал, когда решил саботировать совместное воплощение соглашения и пустился во все тяжкие. Картер выступал против соглашения о прекращении огня, и потому подписал смертный приговор сотням поддерживаемых США экстремистов, шансы которых на выживание день ото дня всё меньше.
Согласно последним сообщениям, воинские части, верные правительству, на многих фронтах продвигаются вперёд. В то же время сирийская и российская авиация интенсифицировала авиаудары, превращая огромные участки города в руины и убивая сотни суннитских боевиков. Хотя джихадисты проявили себя лучше, чем многие ожидали, судьба их несомненна. «Котёл» окружён, их фронт распадается, линии снабжения прерваны, и конец уже близок.
Алеппо падёт, и поддерживаемые Соединёнными Штатами усилия по свержения правительства Асада с использованием марионеточной армии исламских экстремистов провалятся.
Чтобы внести ясность, несколько слов нужно сказать и о самом прекращении огня.
Во-первых, конечно же, не было никаких шансов, что Соединённые Штаты будут придерживаться условий соглашения. У США нет возможности отделить «умеренных» от экстремистов, а это основное условие соглашения. Этого никогда не произойдёт. Но что важнее, у Пентагона — который с самого начала выступал против соглашения — нет намерений подчиняться требованиям этого соглашения.
Почему?
Что ж, во-первых, как сказал сам президент Сирии Башар аль-Асад:
«... США не имеют желания работать против аль-Нусры* или ИГИЛ,* поскольку полагают, что смогут использовать эту карту для продвижения собственного плана. Если они нападут на аль-Нусру или ИГИЛ, то в сложившейся в Сирии ситуации лишатся козырей. Итак, я не думаю, что США будут готовы присоединиться к России в борьбе против террористов в Сирии».
Бинго. Асад не намекает, что аль-Нусра или ИГИЛ контролируются Лэнгли. Он просто говорит, что поскольку цели этих групп совпадают со стратегическими целями Соединённых Штатов (а в Сирии это именно так), то Вашингтон будет продолжать поддерживать их действия. Иными словами, Обама скорее предпочёл бы увидеть возникновение в Сирии «салафитского владения», чем позволил остаться у власти независимому светскому правительству. Все, кто внимательно следил за событиями в Сирии прошедшие пять лет, знают, что это правда.
Ещё одна причина, по которой в Пентагоне выступают против соглашения, заключается в том, что там не хотят следовать скоординированному с военными плану. В этом вопросе западные СМИ устроили особенно непроницаемую «дымовую завесу». Например, согласно «Нью-Йорк таймс», сделка предполагает «чрезмерное сотрудничество США с Россией, которое призывает американских военных раскрывать Москве информацию о диспозиции ИГ в Сирии». («Подробная информация по сирийскому соглашению углубила раскол между Джоном Керри и Пентагоном», New York Times).
Правильно, но в чём тут проблема-то? Разве это не самый эффективный способ нанести поражение ИГИЛ и аль-Каиде? Конечно, это так. Так в чём же дело? А вот еще из NYT:
«Высшие чины Пентагона озабочены тем, что передача России информации о целях может показать, как именно США используют разведку для проведения авиаударов не только в Сирии, но и в других местах, что Москва впоследствии может использовать в свою пользу в нарастающем противостоянии под водой и в воздушном пространстве Прибалтики и Европы». (NYT).
Это полная чушь. Факт, что Пентагон не желает получать одобрение своего списка целей (их идентификацию и подтверждение) у российских военных. Это именно то, что происходит. А причина очевидна — стратегические цели Соединённых Штатов прямо противоположны целям Москвы. Вашингтон не заинтересован в поражении терроризма в Сирии, на самом же деле, как мы уже указывали ранее, Вашингтон прекрасно ладит с террористами, пока они помогают ему продвигаться ближе к цели. Чего хотят США, так это свержения режима, замены Асада на американскую марионетку, дробления страны на части и контроля над жизненно важными трубопроводными коридорами. Этих целей не достичь, если Пентагону придётся получать у Москвы «зелёный свет» при каждом налёте бомбардировочной авиации. Как же они помогут своим джихадистам на поле сражения, если им придётся следовать правилам?
Они и не могут, а потому неудивительно, что министр обороны Эш Картер положил конец соглашению, разбомбив позиции САА в Дейр эз-Зойр. Массовое убийство положило конец всем разговорам о «координации» с русскими. Миссия выполнена.
Но даже это не объясняет в полной мере, почему Пентагон начал эту беспрецедентную атаку, унёсшую жизни 62 сирийских солдат, и поставившую две сверхдержавы на грань прямой конфронтации. Чтобы понять, что именно происходит за бесконечными встречными обвинениями, надо понять, что администрация Обамы отказалась от первоначального плана свергнуть президента Сирии Башара аль-Асада и перешла к плану «Б» — разделению страны с целью установить обособленное суннитское государство, где будут развёрнуты американские войска и построены жизненно важные трубопроводы для транспортировки природного газа из Катара в ЕС.
Этот амбициозный план ставит задачей не просто перекроить Ближний Восток и развернуться к Азии. Это критическая линия жизни для страны (США), чья экономика в перспективе всё более ослабевает, кредитная карта исчерпана, и которая рассчитывает на отчаянный фехтовальный выпад в Сирии, стремясь спастись от катаклизма экономического коллапса и разрушения. Вашингтон должен преуспеть в Сирии, поскольку… ну, поскольку так нужно, ведь убытки и долги уже пронизали сосновый корпус и быстро заливают галеру. Поражение на Ближнем Востоке может стать той соломинкой, что переломила хребет верблюду, это поворотный момент в долгой агонии эксперимента с новым однополярным мировым порядком. Иными словами, или Сирия или банкротство.
Вот ещё немного фона, который поможет понять, что именно происходит:
«Первоначально Вашингтон прояснил, что если не сможет достичь целей плана «А», то есть смены режима, то перейдёт к плану «Б», — балканизации страны и помощи в создании курдского и/или суннитского государства в восточной Сирии...
Нападение на сирийскую армию и позволение ИГИЛ захватить город сделает Дейр эз-Зойр вероятной целью нападения и захвата поддерживаемыми США марионетками».
— «Прекращение огня провалено, что дальше?», The Vineyard of the Saker.
Итак, Вашингтон намерен контролировать восточную четверть Сирии (где расположен Дейр эз-Зойр) ради военных баз, маршрутов трубопроводов и родных мест суннитов, что так или иначе представляет собой повод для продолжения военной оккупации. Вот ещё из статьи Кристины Лин:
«Майор Роб Тейлор, написавший статью в Armed Forces Journal, присоединился к мнению многочисленных специалистов в том, что сирийская гражданская война на деле представляет собой войну за трубопроводы, за контроль поставок энергоносителей, а Саудовской Аравии и Турции необходимо сместить Асада, чтобы «контролировать Сирию и управлять собственным трубопроводом, проходящим через Турцию»...
… если поддерживаемая саудовцами/Катаром/Турцией «Армия Завоевания» сможет контролировать достаточную территорию в Сирии, чтобы салафитское государство (ака Суннитостан) смогло построить трубопровод Катар-Турция, суннитские государства смогут наконец-то реализовать свой «трубопровод мечты». Действительно, отчёт Разведывательного управления Министерства обороны США 2012 года подтверждает их желание выделить из контролируемой Асадом территории восточной Сирии салафитское государство с целью оказывать давление на режим».
— «Китайские уловки и сирийская буферная зона для катарско-турецкого трубопровода», Кристина Лин, Times of Israel.
Идея раскола Сирии на множество фрагментов (и контроль восточной части государства) продвигался западными элитами поголовно, начиная с неокона Джона Болтона, заявившего:
«Сегодня реальность такова, что Ирака и Сирии, какими мы их знали, больше нет... Вашингтон должен признать новую геополитику. Лучшая альтернатива Исламскому Государству на северо-востоке Сирии и на западе Ирака — новое, независимое суннитское государство.
Этот «Суннитостан» обладает потенциалом производителя нефти... и может стать бастионом и против мистера Асада, и против союзного Ирану Багдада».
— «Ликвидировать ИГИЛ, создать суннитское государство», New York Times.
Либеральные сторонники интервенции из Брукингского института проталкивают всё то же «балканское лекарство». Вот отрывок из статьи Брукингского института под заголовком «Демонтаж Сирии: новая стратегия в самой безнадёжной войне Америки» ведущего военного аналитика Майкла O’Хэнлона:
«... единственной реалистичной прямой целью может стать план фактического демонтажа Сирии... международное сообщество должно поработать, чтобы со временем создать внутри Сирии районы с более разумной безопасностью и властью... Создание таких безопасных районов обеспечило бы появление автономных зон, которые никогда более не могли бы столкнуться с перспективой правления либо Асада, либо ИГИЛ...»
— «Демонтаж Сирии: новая стратегия в самой безнадёжной войне Америки», Майкл O’Хэнлон, Brookings Institute.
Итак, вот к чему мы пришли: разделяй и завоевывай. Раздроби страну на части, поставь новых руководителей и пусть начнётся расхищение. Знакомо звучит?
Но русские этого не позволят, в фактически Путин уже ответил на эскалацию Картера собственной. Круг вокруг Алеппо замкнулся, линии снабжения перерезаны, авиаудары усилились, и началось наземное наступление. Так что, хотя у Вашингтона может и есть большие планы по Сирии, но, по-видимому, они проваливаются там, где больше всего и имеют значение... на полях сражений.
Примечания:
* — Организации, запрещённые в РФ.
** — который представлен одним человеком без специального образования и опыта, ссылающимся на не раскрываемую им «сеть активистов» в Сирии.