В 2015 году о визах для россиян неоднократно вслух мечтал Арсений Яценюк – на тот момент глава украинского правительства. Между прочим в 2014 году именно Яценюк остановил выполнение решения СНБО о введении виз, призвав не спешить и проработать вопрос.
Совсем недавно, 10-го августа 2016 года министр иностранных дел Украины Павел Климкин заявлял, что введение виз для МИДа Украины не проблема. Надо только на сотню-другую человек увеличить персонал консульств, чтобы было кому россиянам в визах отказывать. 5 октября 2016 года, блок Петра Порошенко (БПП), заявляя, что не будет на следующий день голосовать в Раде за безвизовый режим ссылался на позицию МИДа, то есть того же Климкина, который на сей раз утверждал, что дело это крайне сложное и Украина к нему абсолютно не готова.
Единственный, кто старался о визах не вспоминать, был Пётр Порошенко. Он, правда и против визового режима с Россией не выступал, но старался лишний раз тему не педалировать.
Я не случайно перечислил именно этих персонажей (Турчинов, Порошенко, Яценюк, Климкин). Первый исполнял обязанности президента после переворота, второй избран президентом 26 мая. Яценюк работал премьером, а Климкин – министром иностранных дел. То есть, в отличие от массы народных депутатов и политических активистов, которые на каждом углу вопили о введении виз, выражая при этом (кстати, как и Парубий) лишь своё личное мнение, данные три человека имели право говорить, а значит и говорили, от имени государства Украина.
Таким образом, как видим, Украина ещё в марте 2014 года создала правовые основания (в виде до сих пор действующего решения СНБО) для введения визового режима с Россией. При этом те же политики, которые продвигали введение визового режима, тут же тормозили его введение под предлогом технической неготовности Украины. Ну а киевский МИД и вовсе вертелся как уж, то заявляя о своей способности обеспечить введение визового режима хоть завтра, то (через полтора месяца) дезавуируя свои собственные недавние утверждения и констатируя необходимость дальнейшей проработки вопроса.
Резко выпадал из этого ряда только Турчинов – признанный лидер киевской партии войны, последовательно выступающий за визы, введение военного положения и любой другой шаг в направлении нагнетания напряжённости в российско-украинских отношениях. Особая позиция была и у Порошенко, который, в рамках своего традиционного страусиного поведения старался вообще не обсуждать данный вопрос, поскольку не мог публично выступить против популярной в нацистских кругах идеи введения виз, но и не желал давать крайним правым очередную тему для информационной раскрутки их непримиримой позиции.
Два с половиной года сохранялся внутриполитический консенсус вокруг визовой темы. Периодические всплески информационной активности вокруг данного вопроса оперативно и без особых последствий гасились политиками.
И вот сейчас Парубий вновь поднял тему введения виз. И внезапно она оказалась вынесенной на обсуждение Верховной Рады.
Формат предложенного Раде к принятию документа, а также заявленные позиции парламентских фракций позволяют с высокой долей уверенности предположить, что пар вновь успешно спустят в свисток.
Забавно выглядит пинг-понг, устроенный вокруг вопроса украинскими политиками. Парубий, поддержанный нацистами обращается к Порошенко с просьбой ввести наконец визы для россиян. Порошенко утверждает, что решение данного вопроса – прерогатива Верховной Рады. В Раду на голосование вносится постановление, с обращением к Кабмину с соответствующей просьбой.
Что мы наблюдаем в данном случае?
Не только все украинские политики, кроме самых отпетых нацистов, самых неадекватных и воинственно настроенных, но даже все государственные органы стараются поддержать визовый режим теоретически, но окончательное решение вопроса сбросить на соседнюю ветвь власти. Законодательная власть просит президента, президент возвращает вопрос на рассмотрение законодателей и, наконец, законодатели перебрасывают окончательное решение власти исполнительной (Кабмину).
При этом, свою позицию Рада пытается оформить не обязательным к исполнению законом, а рекомендательным постановлением. Украинский Кабмин обладает столь богатым опытом игнорирования постановлений парламента на любую тему, что неважно даже наберёт ли оно достаточное количество голосов – вводить визы или не вводить всё равно придётся решать правительству.
Казалось бы всё ясно. Кабмин в очередной раз просто проигнорирует информационный шум и тема заглохнет. Но тут выступает Турчинов, который вдруг озаботился невыполнением мартовского 2014 года решения СНБО.
А это уже серьёзно. Решение было введено в действие в законном порядке и действует до сих пор. Решения СНБО обязательны к исполнению. Контроль над исполнением возложен на аппарат СНБО, возглавляемый в данный момент Турчиновым. Круг замкнулся. Порошенко поймали в информационную ловушку.
Понятно, что ни президент, ни правительство, ни частично адекватная часть Рады не могут, не хотят и не будут брать на себя ответственность за введение виз со страной, в которой работают от миллиона (по украинским данным) до почти пяти миллионов (по данным российским) граждан Украины. Вместе с членами семей, которых они кормят, такое решение отразится минимум на 15 миллионах граждан (считая семью по-минимуму – состоящую из трёх человек). Учитывая, что на подконтрольных Киеву территориях Украины проживает 30-35 миллионов (по оценке украинских экспертов) человек. Речь идёт практически о половине населения страны. Несложно понять, что лишение такого количества людей средств к существованию, которые добывают их близкие в России, резко ухудшит и без того взрывоопасную социально-политическую ситуацию в стране.
И это ещё не учитывая того факта, что безработица на Украине продолжает расти опережающими темпами, а количество рабочих мест для украинских гастарбайтеров в ЕС резко сокращается. Во-первых, связи с кризисом гордые европейцы (особенно на стремительно нищающем юге) уже и сами готовы браться за любую работу и за любые деньги. Работы не хватает испанцам, португальцам, грекам. Украинцев начинают жёстко выдавливать на родину. Во-вторых, хоть далеко не все беженцы с Ближнего Востока и из Северной Африки горят желанием работать, предпочитая «сидеть на социале». Всё же их прибыло в Европу достаточно много, для того, чтобы создать дополнительную нагрузку на далеко не резиновый рынок труда.
Чтобы хоть как-то выживать у миллионов украинцев остался один свет в окошке – Россия. И чем дальше, тем больший процент мирных граждан, активистов майдана и «героев АТО» кормят великие стройки Российской Федерации.
Между тем практика международных отношений предполагает, что на введение визового режима Украина должна получить зеркальный ответ. Это немедленно резко осложнит пребывание на территории России для миллионов легальных и особенно нелегальных трудовых мигрантов с Украины. Всем им, в зависимости от порядка, который предусмотрит российский законодатель, придётся либо получить визы на месте (в России), либо выехать и получить их в соответствующих дипломатических учреждениях Украины.
И один, и второй вариант для Украины политически и информационно убыточны. Ни представительства ФМС на территории России, ни, тем более посольство России в Киеве и консульства в Харькове, Львове и Одессе, не смогут единовременно обеспечить выдачу виз нескольким миллионам нуждающихся. Можно только представить себе какие очереди украинских гастарбайтеров растянутся от этих учреждений и с какой радостью на такой информационный повод прореагирует пресса.
Как бы ни блокировала Украина своё информационное пространство, но картинку из-за рубежа, как в интернете, так и по спутнику смотрят миллионы семей, десятки миллионов человек. Километровые очереди желающих поехать-поработать на «страну-агрессор», что может явственнее продемонстрировать не просто провал экономической политики киевской власти. Речь уже идёт о том, что потрясённый мир может увидеть, что из «демократической процветающей» Украины в «нищую агрессивную» Россию бежит больше людей, чем из всей Африки в весь Евросоюз. Когнитивный диссонанс посетит не только украинских граждан (их мнение давно и прочно никого не волнует), но и европейских политиков.
Некоторые коллеги считают, что Москве целесообразно пойти на ещё большее изуверство и отказаться от зеркального ответа. Они исходят из того, что украинские власти, опасающиеся, что их подданные научатся в России плохому, сами закроют выезд своим гражданам, приняв на себя всю ответственность за последствия такого шага.
Не думаю, что такая сложная игра целесообразна.
Во-первых, Украина может не решиться запретить своим гражданам ездить в Россию. Её западным друзьям будет очень трудно объяснять почему «европейская демократия», ограничивает свободу выезда за рубеж похлеще «азиатских деспотий». Ну а о внутренних социальных последствиях мы уже говорили.
Во-вторых, отказ от зеркального ответа будет плохо воспринят российским обществом. Радикал-пораженцы вновь завизжат о «слабой России», которая всех «слила» и «только утирается, когда в неё плюют». Объяснять, что въезд украинцев в Россию можно ограничить и без введения ВИЗ – в пользу бедных – народ любит понятные и очевидные действия и страдает, когда ему что-то неясно и кажется несправедливостью или, ещё хуже, отсутплением.
В-третьих, единственная причина, по которой можно было бы отказаться от зеркальной реакции – судьба выходцев с Донбасса. Однако с введением паспортов ДНР/ЛНР эта проблема практически решена, так как на обладателей документов данного вида можно не распространять визовые отношения с Украиной, как фактически не распространяются на них некоторые другие миграционные правила. Единственное, что необходимо – популярно объяснить донецким и луганским властям, что паспортную политику им стоило бы несколько либерализовать, распространив право получения паспортов ДНР/ЛНР как минимум, на всех, кто жил на территориях двух областей до начала гражданской войны и предусмотрев возможность их выдачи желающим антифашистам – уроженцам других украинских территорий.
В конце концов, если Донбасс требует и получает помощь от России на основании своей политической ориентации, то и другие правильно политически ориентированные граждане Украины имеют право на тех же основаниях требовать и получать помощь от Донбасса.
В-четвёртых, миллионные очереди за визами дают слишком красивую картинку, чтобы от неё просто так отказываться.
Впрочем, это теоретические допущения. Когда я писал, что Порошенко попал в информационную ловушку, я был далёк от мысли, что режим решится на введение виз.
Из-за чего сыр-бор разгорелся?
Ни для кого не секрет, что позиции Порошенко крайне слабы. Против него выступают нацисты (как организованные, так и дикие). Против него выступают практически все олигархические партии – соучастницы февральского, 2014 года, переворота. Его президентский рейтинг уже серьёзно уступает рейтингу Тимошенко. У партий пропрезидентского большинства (БПП и «Народный фронт») крайне сомнительны перспективы попадания в следующий состав парламента. В общем, действующий президент Украины слаб и непопулярен, а власть его в значительной мере эфемерна.
Но, для того, чтобы спихнуть даже самого слабого и непопулярного политика нужен некий повод, приводящий к какому-то общественному действию. Пока люди ругают власть на кухнях, власти ничего не угрожает, кроме, дворцового переворота или военного путча.
Но такой вариант (верхушечный переворот) не поймут западные друзья. Поначалу они может быть и промолчат. Но потом обязательно не то чтобы отомстят, а поставят нахала на место. Если вышедшему из-под контроля папуасу спускать его наглое пренебрежение хозяйской волей, то скоро никто не будет слушаться. Поэтому, те, кто захватывает власть без разрешения Запада и не может опереться на оппонентов Запада серьёзно рискует. На первом этапе его, может быть, и не тронут. Но найдя и подготовив замену обойдутся очень жестоко. Пожизненное тюремное заключение, определённое генералу Норьеге, покажется царским подарком.
В общем, дело должно быть обставлено так, чтобы было очевидно, что диктатор был сметён восставшим народом, а элита просто смирилась с неизбежным.
Поэтому в последние месяцы оппоненты постоянно ставят Порошенко перед выбором – выступить против какой-нибудь популярной среди нацистов и майданных активистов идеи (визы – не единственная) и ослабить свою поддержку активной (и что самое неприятное до зубов вооружённой) частью общественности, которая до сих пор делает не только телевизионную картинку на массовых акциях, но и любые выборы. Или поддержать такую идею и противопоставить себя многомиллионной народной массе, которая молчит и терпит, но в какой-то момент может выйти на улицы (хотя бы постоять в очереди за визой) увидеть как она велика и сорваться с привязи в бессмысленный и беспощадный бунт.
В свою очередь, Порошенко постоянно перекладывал бремя принятия непопулярных решений (от выполнения пунктов Минска, до реализации требований МВФ на Раду и правительство, сам формально оставаясь в стороне). Выскальзывал из угла, в который его загоняют.
Думаю, что постарается выскользнуть и на этот раз. Просто будет несколько сложнее, поскольку его оппоненты построили чуть более сложную, чем обычно комбинацию. Но ничего фатального пока не случилось.
Итак, Парубий – человек не самого большого ума, вдруг требует ответить на арест шпиона, не арестами же (как это бывает на Украине обычно) а введением визового режима. Вряд ли Андрей Владимирович, не являющийся крупным специалистом в международных отношениях, сам сумел вспомнить, что бороться можно не только за отмену виз с Европой, но и за их введение с Россией. Он обычно способен одновременно концентрировать внимание лишь на одной проблеме. Так что скорее всего ему вовремя подсказали на какую тему закатывать истерику.
Парубий каждый день что-то требует. Обычно на это никто не обращает внимания. Но здесь тема начинает раскручиваться, вступают радикалы, маргиналы и «герои» борьбы с мирным населением. Украинское информационное пространство буквально забивается темой введения визового режима с Россией. Причём наблюдается поразительный диссонанс. Раскрученные майданные эксперты, в большинстве своём состоящие на жаловании у Порошенко или близкого к нему Оппозиционного блока в унисон рассказывают правду о том, какие ужасы постигнут украинцев сразу же после введения виз. А вот радикальные политики вообще не обращают внимания на позицию экспертов, даже не оспаривают её. Просто требуют виз, и точка.
Порошенко двигается по проверенному пути забалтывания проблемы. Он играет партию политического пинг-понга с парламентом, убеждая депутатов, что именно они полномочны принимать решение о введении виз. Наконец, парламент решает, что вопрос входит в компетенцию правительства.
На этом этапе раньше Порошенко всегда выигрывал. Не только послушный ему Гройсман, никакой другой премьер не посмел бы взять на себя непосредственную ответственность за лишение миллионов сограждан куска хлеба. Ведь решения правительства подписывает премьер. Народ же привык персонализировать даже коллективную ответственность. За решение своего Кабмина подписать газовый контракт с Россией в 2009 году Тимошенко при Януковиче посадил тюрьму суд. За визы могут убить сразу, не беспокоясь о процессуальных тонкостях.
И тут появляется Турчинов, «вспоминающий», что с 19 марта 2014 года действует решение СНБО, обязывающее Кабмин обеспечить введение визового режима.
То есть, не надо никаких дополнительных решений Рады. Парламент и депутаты могут вообще остаться ни при чём. Кабмин порошенковского клеврета Гройсмана обязан реализовать данное решение. По закону у него нет иного варианта. Контролировать же исполнение закона должен тот же Турчинов.
Избавить правительство от этой напасти Порошенко может только отменив решение СНБО на заседании СНБО. Однако все заседания готовит аппарат Турчинова и вряд ли у Петра Алексеевича что-то получится.
Можно пойти по пути саботажа. Мало ли какие ещё обязанности не выполняет правительство. Не выполнит и эту. Однако никто не мешает радикалам и тому же Турчинову периодически вспоминать о визах, ругать Кабмин и требовать выполнения закона. Проигрышная для Порошенко информационная кампания вокруг визового режима (позволяющая регулярно вспоминать его липецкий заводик) для радикалов даже выгоднее, чем собственно визовый режим. Эмоции населения можно разогревать как угодно долго, а конкретных последствий никаких.
Наконец Порошенко может отменить указ и.о. президента Турчинова своим указом настоящего президента. При этом Пётр Алексеевич может мотивировать свои действия тем, что нелегитимный (никем не признанный и получивший властные полномочия в ходе вооружённого переворота) Александр Валентинович просто не имел права принимать столь далеко идущие стратегические решения. В конце концов, Турчинова назначила и.о. президента Рада, а Порошенко избрал народ.
Надо, однако, понимать, что подобный ход будет резким повышением ставок в украинской внутриполитической игре. Ответ Петру Алексеевичу от оппонентов не заставит себя ждать и ситуация быстро перейдёт в состояние саморазогревающегося конфликта. Поэтому одной отменой указа здесь не отделаешься. Надо быть полностью готовым к возможно короткой, но к жёсткой и бескомпромиссной (на уничтожение) борьбе с наци-олигархической оппозицией.
Практика и опыт подсказывают, что в характере Порошенко избрать тактику саботажа. Попытаться замотать и заболтать проблему. Ну а если (скорее когда) уйти от решения не удастся (наоборот, долго мусолившаяся в СМИ проблема может стать принципиальным политическим вопросом) попытаться свернуть вину на Гройсмана. Он, мол, ничего не решает.
Пассивность и саботаж – традиционные методы всех украинских властей (начиная с Кравчука). Именно поэтому они все всё проиграли.
Единственное, что мне непонятно – а что собственно собираются выиграть те, кому должен проиграть Порошенко? Кроме, разумеется, головы Петра Алексеевича в коллекцию охотничьих трофеев.
Ростислав Ищенко, обозреватель МИА "Россия сегодня"