При этом следователи отметили, что сделка в отношении «Башнефти» была правомочной. На акции «Роснефти» также не оказало никакого эффекта известие о том, что член правительства взят под арест по коррупционному делу, связанному с крупнейшей по объему производства нефтяной компанией, акции которой котируются на бирже. Против «Роснефти» следствие не ведется, «хотя коррупция – это палка о двух концах», подчеркивает Frankfurter Allgemeine. «Таким образом, все указывает на большую московскую интригу», и во вторник так и осталось неясно, что и почему в действительности произошло, утверждают немецкие журналисты.
Нефтяная компания «Башнефть», базирующаяся в Башкортостане к западу от Урала, находится в сфере влияния российского правительства, пишет издание. Контрольный пакет акций до конца 2014 года принадлежал миллиардеру Владимиру Евтушенкову и был возвращен государству после «мутных обвинений» бизнесмена в незаконных операциях. Уже тогда Сечину, «входящему в узкий круг соратников Путина», была поручена работа над выкупом акций «Башнефти» его концерном «Роснефть».
Хотя «Роснефть» лишь шестой по величине российский производитель, она считается настоящей «жемчужиной» по уровню доходов: за последние двенадцать месяцев одна только добыча сырья увеличилась почти на 8 процентов, отмечается в статье. Как подчеркивает немецкая газета, акции Евтушенкова были переданы государству – которое к октябрю наконец решило продать их «Роснефти» без проведения какого-либо конкурса или аукциона. Концерн Сечина заплатил за 50,08 процента акций «Башнефти» пять миллиардов долларов, сообщает издание.
Как отмечается в статье, Улюкаев, который до вступления в должность министра почти десять лет являлся первым заместителем председателя Центробанка России, известен как приверженец либеральной позиции и сторонник приватизации. Сначала он отклонил покупку «Башнефти» «Роснефтью» – то есть одного государственного предприятия другим. В ноябре 2014 года он объяснял журналистам Frankfurter Allgemeine: «Когда одно государственное предприятие продается другому, это не приватизация».
Однако в официальном изложении якобы совершенного преступления, которого Улюкаев перед судом не признал и в то же время прямо не опроверг, поражает уже тот факт, что у министра не было никаких рычагов давления на «Роснефть», утверждают авторы статьи. Сделка по «Башнефти» была не только осуществлена по постановлению правительства, но и одобрена в самом Кремле, подчеркивает издание. Соответственно, мнение министра экономического развития запрашивалось, однако оно точно не могло быть решающим, пишет Frankfurter Allgemeine.
По словам бывшего председателя Центробанка Сергея Дубинина, сложно представить, чтобы кто-то мог вымогать деньги у Сечина. Даже для членов правительства влияние на экономико-политическую линию Кремля ограничено, особенно в таких отраслях, как нефтяная и газовая, которые Владимир Путин считает стратегически важными, уверяет немецкая газета. Доминирующая роль здесь принадлежит все тому же Сечину, который не только возглавляет «Роснефть», но и является председателем совета директоров «Роснефтегаза» – государственного холдинга, который контролирует «Роснефть», поясняет издание. При этом когда российские газеты сообщают о сделках «Роснефти» или о роскошном образе жизни Сечина, от них требуют возмещения ущерба – например, если речь идет о яхте «Принцесса Ольга», которая стоит больше ста миллионов и якобы принадлежит молодой жене Сечина, отмечает Frankfurter Allgemeine.
Как сообщается в статье, довольно мутными остаются сведения и о процессе совершения преступления. Существуют сомнения в том, что Улюкаев вообще получил деньги, как это называется, «в ходе следственного эксперимента». Одна из газет отмечала, что деньги скорее были помещены в банковскую ячейку, однако Следственный комитет опроверг эту версию.
Также неясным остается, почему Улюкаев уже на протяжении года являлся объектом следственных действий ФСБ, отмечает немецкая газета. По одной версии, за расследованием стоят российские спецслужбы, по другой – Следственный комитет, который возглавляет Александр Бастрыкин, сам борется за влияние.
Считается, однако, что Улюкаев был «взят на прицел» не без одобрения Путина, уверяет Frankfurter Allgemeine. Более того, по некоторым сведениям есть вероятность, что в поле зрения правоохранительных органов попали и другие лица. «Иными словами, это угроза, запугивание – но в чей адрес?» – задаются вопросом авторы статьи. Согласно их предположению, это касается круга так называемых «системных либералов» в правительстве, то есть людей с либеральными взглядами, которые, впрочем, уже давно служат Путину. Кстати, как напоминает издание, недавно министерство Улюкаева представило весьма пессимистический прогноз, по которому России, где о реформах только говорят, в ближайшие двадцать лет грозит застой в экономике. Тем не менее, Улюкаев считался лояльным Кремлю, пишет немецкая газета.
Однако это мало от чего защищает, как показали антикоррупционные расследования против руководителей многих регионов, отмечается в статье. В то же время авторы напоминают, что к «системным либералам» относится также премьер-министр России Дмитрий Медведев, который отреагировал на задержание Улюкаева сдержанно и только заявил о необходимости тщательного расследования.
Как уверяет издание, порадовались задержанию Улюкаева в реакционно-националистическом лагере. Такие силы, как Национально-освободительное движение России считают Улюкаева и «системных либералов» предателями, от которых нужно очистить правительство. Бывший глава ФСБ Николай Ковалев, ныне являющийся депутатом Госдумы, отметил, что ожидал подобного расследования. Депутат Елена Панина в свою очередь заявила, что в упадочном состоянии российских предприятий виновато министерство Улюкаева. В его задержании она увидела признак перемен, направленных на реализацию плана по усилению протекционизма.
По уверению авторов статьи, в настоящее время много рассуждений ведется о том, решится ли Путин в условиях кризиса на либерализацию экономики или примет сторону своего советника Сергея Глазьева, выступающего за самодостаточную мобилизационную экономику в противовес «либеральной утопии» Запада. Улюкаев же, напротив, старался привлекать инвестиции в страну и недавно рассказывал журналистам издания об активном ведении борьбы с бюрократией и коррупцией, подчеркивает Frankfurter Allgemeine.