Россию, как и США, ждут кардинальные реформы, хотя Путин останется президентом
В ближайшие годы в России должно произойти неожиданное событие такого же рода и масштаба, как победа Дональда Трампа на президентских выборах в США. Но это будет не замена Владимира Путина на посту президента, а изменение модели государственного управления. Отставка Улюкаева – один из шагов по этому пути.
В политической сфере ситуация в России в настоящее время существенно отличается от той, которая сложилась в США, и хотя идут те же процессы, что и там, но в другой форме. В США идет борьба между сторонниками неолиберальной идеологии, представленной Хилари Клинтон, и сторонниками капитализма, ориентирующегося на средний класс, интересы которых выражает Дональд Трамп. В России есть сторонники обоих указанных выше течений, но правящая партия, правительство и аппарат президента вместе с ним самим представляют одновременно обе указанные доктрины.
Это общеизвестно. Во внутренней политике президент, правительство и Дума придерживаются неолиберальных идей, предоставляя преференции богатейшей части населения страны. Но во внешней политике неолиберализмом и не пахнет, президент, его аппарат, министр иностранных дел Сергей Лавров и министр обороны Сергей Шойгу проводят политику, направленную на защиту интересов широких масс населения, причем не только своей страны. Этой политикой, как мне кажется и объясняет популярность нынешней власти в обществе и победа Единой России на выборах в Государственную Думу, несмотря на экономический кризис.
У сторонников традиционного капитализма нет общей идеи
Конечно, у Единой России, правительства и президентских структур есть оппоненты. В частности, это всевозможные движения, еще более неолиберальные, чем правительство РФ. Но есть и сторонники традиционного капитализма с опорой на средний класс, представленные, в первую очередь, партией «Справедливая Россия». Кроме нее существует множество небольших движений и отдельных личностей, среди которых наиболее заметными, на мой взгляд, являются Михаил Делягин и Михаил Хазин. Представители данного течения есть и в администрации президента. К их числу можно отнести, хотя и с существенными оговорками, Сергея Глазьева и Бориса Титова. Все они вряд ли нуждаются в представлении.
Людей, которые разделают в какой-то степени взгляды сторонников традиционного капитализма, в России много, но они разрознены, у каждого какие-то свои идеи. Этим Россия радикально отличается от США, где действия Дональда Трампа опираются на общие для всех американцев принципы, провозглашенные в момент образования этой страны, хотя в явном виде это не очень заметно (подробнее об этом написано в размещенной на cont.ws статье «Победа Дональда Трампа – «черный лебедь», за которым последуют другие»).
В России таких принципов нет, хотя потребность в чем-то подобном уже замечена. В частности, директор Института анализа предприятий и рынков ВШЭ Андрей Яковлев, обсуждая программы реформ, подготовленные Столыпинским клубом, группой Алексея Кудрина и специалистами Минэкономразвития отметил, что, в этих программах нет внятно сформулированных конечных целей, то есть не указана модель экономики и общества, которая служит ориентиром, поэтому сторонам надо вначале договориться о том, что они собираются строить (Ссылка).
В США подобная модель есть – она сформулирована в самых общих чертах в декларации независимости и конституции США, а также в системе взглядов, которые принято называть американской мечтой. Именно наличие этой модели, как мне кажется, помогло победить Дональду Трампу (наряду с другими факторами).
Нечто подобное должно возникнуть и в России. И если обратиться к ее истории, то можно обнаружить, что попытка внедрения в ней подобных принципов уже предпринималась около 100 лет назад Петром Столыпиным и некоторыми представителями бизнеса, в частности, русским предпринимателем Александром Чичкиным. Подробнее об этом написано в моих размещенных на cont.ws статьях «Правила управления Петра Столыпина – русская версия американской мечты» и «Правила управления Александра Чичкина – вторая часть русской американской мечты».
Их взгляды и основанные на них правила управления, я думаю, это именно то, что могло бы объединить разобщенных сейчас противников неолиберализма, представляющих традиционный капитализм. Первый шаг в этом направлении уже сделал Андрей Яковлев, указавший на необходимость формулировки реформаторами внятных конечных целей в виде модели общества. Правда, я не видел признаков того, что его мысли по этому поводу были замечены реформаторами, но, думаю, что они довольно очевидны, поэтому придут в голову и другим людям.
Президенту не хватает лучшей практики управления
Потребность в проведении реформы управления в России просто витает в воздухе. Вряд ли случайно в июне 2016 года при президенте РФ был образован Совет по стратегическому развитию и приоритетным проектам, на первом заседании которого, состоявшемся 13 июля, В. Путин заявил, что Совет создан для того, чтобы перенять «самые наилучшие практики управления и отраслями, и экономикой в целом, и социальной сферой. Это самое главное». Не знаю, сам он это придумал, или советники, но идея, как мне кажется, правильная.
Главная цель названа, то есть первый шаг к ее достижению уже сделан, осталось сделать второй: понять, что правила управления Столыпина/Чичкина – это и есть лучшая практика управления, для поиска которой образован новый Совет. Это то, что нужно России, причем не потому, что они позволят объединить усилия различных групп реформаторов капиталистического толка. Эти правила обеспечивают самое эффективное использование главного ресурса любой страны: человеческого.
Эти правила основаны на природных качествах человека и соответствуют экономическим законам. Взгляды П. Столыпина и А. Чичкина, опираются на идеи таких мыслителей, как Джон Локк, Адам Смит, Вольтер и т. д., то есть на те идеи, на которых основаны и американские принципы. В этом отличие правил Столыпина/Чичкина от предложений многих российских экономистов, программы которых как будто родились из воздуха, вне связи с тысячелетней историей развития человеческой мысли. У них не видно (в явном виде) фундамента, в качестве которого можно использовать хотя бы взгляды П. Столыпина и А. Чичкина.
В повестке дня превращение «черных лебедей» в белых
Итак, подведем итог. Как мне кажется, имеются веские основания считать, что неожиданным событием -- «черным лебедем», аналогичным избранию Дональда Трампа президентом США, в России станет не смена президента, а реформа государственного управления в соответствие с практикой управления Столыпина/Чичкина. Первые шаги в данном направлении, указанные выше, уже сделаны, и арест Алексея Улюкаева тоже относится к ним. Так что российских противников идеологии неолиберализма не зря охватил энтузиазм после этого события.
Если точнее, то лебедей будет пара. Вторым должно стать распространение в общественном сознании представлений о правилах (лучших практиках) управления Столыпина/Чичкина. Наверное, все знают слова П. Столыпина «Вам нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия», но практически никто не слышал об его рассуждениях о естественных потребностях человека, о свободе и деньгах, о нравственном долге правительства и т. д. То же самое касается и правил управления А. Чичкина. Только В. Путин при случае говорит о необходимости использования в стране лучших практик управления, но без ссылки на опыт П. Столыпина и А.Чичкина. О чем думают чиновники, слушая подобные рассуждения президента, неизвестно, а общественность, как мне кажется, вообще этих рассуждений не замечает. А зря.
Правила Столыпина/Чичкина должны войти в общественное сознание российского общества в такой же степени, как слова П. Столыпина о великих потрясениях и России. В такой же степени, как в общественном создании в США внедрена американская идея, в такой же степени, как в Японии распространены представления о системе пожизненного найма. Без этого никакие реформы в стране не пойдут.
Поэтому, перефразируя слова А. Чичкина в отношении талантов, можно сказать, что практику управления Столыпина/Чичкина надо было бы внедрять с пеленок, надо твердить о ней в печатных СМИ, интернете, школах, департаментах, министерствах, отмечать ее малейшие проявления и ростки, где бы они не появлялись, и не жалея сил тянуть их вверх. Это должно дать результат и привести к неожиданным событиям в России.
Впрочем, это будут уже не «черные лебеди». Те события, которые должны произойти, уже описаны, и если эта информация станет фактом общественного сознания, то они превратятся, говоря образно, в «белых лебедей».
Владимир Тарасов.