«Но я также знаю, что основные рамки миропорядка, установленного после Второй мировой войны и сохранявшегося вплоть до окончания холодной войны, сложились под влиянием тех идеалов и принципов, которые срабатывали не только для Америки, но и для подавляющего большинства стран по всему миру», – сказал Обама.
Он отнес к этим принципам демократию и власть закона, свободу прессы и независимость судебной власти, открытые рынки и «государство всеобщего благосостояния, смягчающее некоторые резкие черты капитализма».Подумав, хозяин Белого дома прибавил к этому перечню еще и «поднятие вопросов прав человека, инвестирование в здравоохранение и развитие» по всему миру. Наконец, он упомянул «работу в таких многосторонних организациях, как ООН, заботу о соблюдении международных правил и норм».
«Порой мы сами не соблюдаем некоторые из этих норм так, как следовало бы, и нас обвиняют в лицемерии, – несколько неожиданно продолжал действующий президент США. – Здесь, в Латинской Америке, бывали времена, когда страны чувствовали, что к ним относятся без уважения. Порой у них имелись для этого основания. Бывает и так, что мы не следуем тем же ценностям в своей собственной стране и не отвечаем собственным идеалам».
Но в целом, по убеждению Обамы, описанная им «фундаментальная структура» делает сегодняшний мир «гораздо лучше, чем он был 50 лет назад». Президент призвал задуматься об этом и Европу, где в прошлом начинались мировые войны, а теперь наблюдается «противодействие современному миропорядку», и Азию, где «в прежние времена миллионы людей рутинно умирали от голода», а также от излечимых болезней.
Обама выразил убеждение, что без США нынешний порядок в мире просто «рушится», поскольку «пустоту никто заполнить не может».
«Правда, никто», – сказал он.
В подтверждение хозяин Белого дома сказал, что без такой «важной страны», как Китай, «нельзя было бы заключить Парижское соглашение» по климату, но не Китай занимался выработкой этого соглашения и созывом Парижской конференции.
«Россия – это очень важная военная держава, но они сейчас не заботятся о том, как помочь Гаити восстановиться после урагана. Это делаем мы, это то бремя, которое мы должны нести с гордостью», – утверждал хозяин Белого дома.«И я надеюсь, что не только 45-й президент США, но и каждый наш президент будет понимать, что это не только бремя, но и исключительная привилегия. И если есть возможность пользоваться ею правильно, это надо делать», – добавил Обама.
Он не объяснил, чем помощь США Гаити отличается от российской помощи Сербии, Португалии или другим странам, которым Москва помогает справляться с теми или иными трудностями.
В ноябре Обама заявил, что у США есть «национальный инстинкт» – вмешаться, когда происходят «плохие вещи», но чаще всего это вмешательство приводит к еще большим проблемам.
Напомним, глава МИД России Сергей Лавров считает, что США одержимы идеей собственной исключительности.
В 2013 году обсуждение концепции американской исключительности, которая фигурирует в политике США уже около века, возникла после того, как президент России Владимир Путин опубликовал статью в газете New York Times. Он, в частности, заявил, что не согласен с попытками президента США Барака Обамы обосновать подобную концепцию.
В 2015 году Обама в ходе выступления на Генассамблее ООН вновь заявил о мировом лидерстве США.
При этом даже в США не все разделяют его оптимизм. Так, в ходе предвыборных дебатов миллиардер Дональд Трамп, который в итоге одержал победу на выборах, заявил, что «наша страна больше не побеждает. Нынешнее руководство Соединенных Штатов проигрывает все переговоры, в которых участвует».