Психология продуктовых магазинов
Наверняка многие из нас задумывались над тем, как устроен внутренний мир продуктовых супермаркетов, в который мы погружаемся как минимум раз в неделю. Какие принципы лежат в основе расположения витрин и чем руководствуется персонал при выкладке товара? Задавались такими вопросами? Отлично!
А если нет, то определенно стоит это сделать, потому что в действительности разделение магазина на зоны и грамотное распределение товара по ним – это очень важный процесс. Над его планированием трудятся целые команды специальных «магазинных» психологов, а задача реализации лежит на специалистах по товару или же мерчендайзерах.
Эти люди предусматривают все до мелочей: каждый пакетик с мукой на прилавке и каждую ириску в конфетной россыпи, а также досконально изучают сознание потребителя и превращают его в податливый комочек пластилина, который без труда становится ведомым с помощью нетривиальных стратегий. Давайте поговорим о том, как это происходит.
1. Продуктовые джунгли
Вы заходите в магазин, чтобы купить товары первой необходимости. Хлеб и молоко, яйца, мясо, фрукты и овощи – практически никогда вы не увидите эти товары рядом, в одном месте. Напротив, самая востребованная продукция всегда будет располагаться как можно дальше друг от друга.
Да, и не надейтесь встретить нужные продукты сразу возле входа в магазин. Они давно припрятаны в самых его глубинах, надежно укрытые стеллажами прочих «соблазнительных» вещей. Этот занимательный ход придуман для того, чтобы покупатель в поисках необходимого обошел как можно большую площадь магазина и невольно осмотрел ненужные ему товары. А если он при этом будет немного уставший и чуточку голодный – то эти товары покажутся не такими уж и ненужными и без долгих размышлений отправятся в корзину.
2. Пройти, не поднимая глаз
О том, что все самое дорогое и брендовое нарочно выставляют в поле нашего зрения, не сложно догадаться. Полтора метра от пола – и вот они, самые выгодные полки для выкладки товара. То, что располагается на уровне глаз покупателя, приносит львиную долю прибыли магазину, в отличие от нижних полок, где покоятся товары с минимальной стоимостью.
Самые верхние полки также пользуются не слишком большой популярностью, поэтому нередко служат в качестве презентации: на них представляется новая продукция, либо необычно оформленный товар для привлечения внимания. Также стоит упомянуть, что мерчендайзинг не обходит стороной даже юное поколение.
Некоторые бренды сухих завтраков и кукурузных палочек делают ставку на детей и располагают свою не самую бюджетную продукцию на самых нижних полках, рассчитывая привлечь внимание ребенка, которые впоследствии уговорит родителей приобрести желаемое лакомство.
3. Свободная касса!
Хотя, если быть предельно откровенным, не такая уж она и свободная. А подчас забитая под завязку. Шоколадные батончики, жевательные резинки, пакетики быстрорастворимого кофе, конфеты, акционные товары, - все это цепляет наш взгляд в прикассовой зоне и зачастую толкает на очередную необдуманную и ненужную покупку.
Стоя в утомительной очереди, мы начинаем размышлять о выгодности товаров, лежащих перед нами, о возможности их применения в ближайшем будущем. И за неимением альтернативы, зачастую приходим к решению приобрести то, что «на нас смотрит» в данный момент. Такова психология человека.
4. Пустота – залог продажи
Это, разумеется, намеренное преувеличение. Однако доля правды в этом действительно есть. Мерчендайзеры нередко создают эффект «полупустых полок» и эта психологическая хитрость дает неплохой результат.
Доказано: когда на нужном месте отсутствует пакетик с печеньем, покупателю подсознательно гораздо проще сделать выбор в пользу этого товара, поскольку он отсутствует, следовательно, активно покупается, а значит, хорошего качества. В то время как забитые до отказа полки воспринимаются гораздо тяжелее, ибо на психологическом уровне не каждый решается «разбить» такую внушительную и неизведанную стену продукции.
Итак, каждому из нас известно, что наш разум в той или иной степени подвергается маркетинговым хитростям, как маленьким, так и не очень. Теперь мы знаем чуточку больше о психологических трюках и закономерностях, действующих в продуктовых магазинах, и можем в дальнейшем более осознанно подходить к приобретению товара.
Небольшой контроль собственных мыслей поможет не только сэкономить приличную сумму без потери качества, но и получить настоящее удовольствие от покупок.
Источник: wwwbreadsalt.ru