Убитого зовут Денис Вороненков, он россиянин, бывший депутат Думы от фракции коммунистов, тоже бывший офицер российских служб безопасности, который в декабре 2016 года внезапно появился в Киеве вместе с женой (тоже бывшим депутатом, вот только от фракции Единая Россия, оперной певицей Марией Максаковой). Вороненков получил украинское гражданство, дал ряд интервью, в которых обвинял власти России и российские спецслужбы, но, прежде всего, давал показания в качестве свидетеля обвинения в идущем в Киеве процессе, в котором президента Януковича судят за предательство.
Буквально за минуту до гибели Вороненков дал интервью, в котором комментировал доносящиеся из России голоса, что «надо его ликвидировать, как Бандеру».
Вороненков отправлялся на встречу с другим бывшим российским депутатом Думы, Ильёй Пономарёвым, который первым сообщил у себя в Фейсбуке об этих событиях. Пономарёв прославился тем, что единственный из российских депутатов голосовал против присоединения Крыма. Сразу же после этого, зная, что его ждёт, он уехал в Соединённые Штаты и в Россию уже не вернулся. Он был лишён мандата, Москва обвинила его в мошенничестве, растрате денег фонда, которым он управлял, финансировании протестов оппозиции, одним словом, в самых ужасных преступлениях. Сейчас Пономарёв в Киеве и даёт, так же, как Вороненков, показания в процессе Януковича. Комментируя события по горячим следам, он написал, что убитый был судебным следователем, смертельно опасным для российских спецслужб.
Некоторые российские журналисты, такие, как Юлия Латынина из «Новой газеты», убеждены, что мы имеем дело со «вторым Литвиненко». По её мнению, аналогии потрясают. В данном случае главный герой - тоже бывший офицер спецслужб, который «выбрал свободу», потому что поставил не на ту лошадь, и принуждён был бежать из России, имея «немало на совести», но также и немалые знания о людях российской властной элиты, действиях спецслужб и закулисных механизмах недавних событий. Так же, как и Литвиненко, он решил говорить и так же, как он, покинул этот мир, однако не обычным образом, а весьма впечатляющим, что само по себе должно стать предостережением для ему подобных.
После отъезда из России Вороненков был обвинён властями в мошенничестве в сделках по продаже недвижимости в центре Москвы, заочно арестован, он также был объявлен в международный розыск. Русские принялись распространять информацию о его связях с преступным миром. Именно это, по их мнению, стало причиной приговора, вынесенного бывшему депутату. Он якобы не отдал денег, которые был должен русской мафии, а в этих кругах такого не прощают, ему был вынесен приговор, который и был исполнен в Киеве. Другая версия, распространяемая в Москве, - это месть бывшего мужа Максаковой, известного гангстера и даже авторитета московской мафии – wora w zakonie. То, что этот «джентльмен» заявил, что он не питает никаких недобрых чувств к жене, которой он выхлопотал место в парламенте от правящей Россией партии, и желает ей всяческого благополучия, по их мнению, ни о чём не свидетельствует.
Власти в Киеве смотрят на всё это дело совсем иначе. Президент Порошенко заявил вскоре после убийства, что «мы имеем дело с государственным терроризмом», и обвинил во всём Россию. По мнению обозревателей, это приведёт к обострению и так уже не идиллических отношений. Это может даже довести до разрыва дипломатических отношений и возобновления военных действий в большом масштабе. Впрочем, воинственные настроения со времени экономической блокады взбунтовавшихся провинций можно заметить и по другую сторону. А несколько дней тому назад один из луганских лидеров заявил, что вскоре мы увидим «события, каких свет не видел». Советник украинского министра внутренних дел Антон Геращенко якобы сказал, что убийца был «русским кротом» в украинских частях (Национальная Гвардия), проникшим туда ещё в 2014 году, а сейчас он исполнял приказ, полученный из Москвы.
Убийцей, который, кстати, умер, хотя неизвестно, успели ли украинские власти что-либо из него вытянуть, оказался молодой украинец, ранее воевавший в добровольческих частях в Донбассе (на стороне Киева), имеющий связи с преступным миром; при нём, что интересно, были найдены документы. Относительно этого журналисты «Московского Комсомольца» задали вопрос московскому следователю, он сказал, что это может свидетельствовать о том, что стрелявший намеревался быстро покинуть город. А красные кроссовки должны были привлечь внимание свидетелей и позволить другим возможным участникам казни остаться в тени. Похоже, он был прав, потому что вечером украинские власти сообщили о поисках второго участника убийства.
Москва, конечно, отвергает все гипотезы о «московском следе» в этом деле. Уже через несколько часов после убийства Песков, пресс-секретарь Кремля, отказался комментировать, он заявил, что «это не наше дело». Сам президент Путин в этот вечер смотрел (но только первый акт) в Малом Театре спектакль под названием «Последняя жертва». И ещё кое-что любопытное. Ровно четыре года тому назад, тоже 23 марта, в Лондоне нашли повешенным другого смертельного врага Путина, Бориса Березовского. Случайное совпадение.