Эти корабли, только недавно принятые на вооружение российского ВМФ, оснащены зенитно-ракетной системой «Штиль-1», артиллерийскими установками различных калибров, а также аппаратами противолодочной и противоторпедной обороны. Два фрегата будут поставлены из России напрямую, еще два – построены на индийской производственной базе, подчеркнул представитель Ростеха.
Кроме того, индийская сторона в текущем году подпишет контракты на поставку 48 вертолетов Ми-17В-5. Эти машины, представляющие собой экспортную реновацию знаменитого Ми-8, хорошо известны индийским эксплуатантам. На сегодня в ВВС Индии состоит на вооружении около полутора сотен таких машин, и они отлично зарекомендовали себя в сложных условиях местности этой страны.
Крупный контракт на поставку вооружений и военной техники планируется заключить и с Индонезией. Правда, здесь детали сделки пока не раскрываются. Известно только, что в целом до 45% всего экспортного оборота российских предприятий ОПК приходится как раз на страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Российское оружие, если можно так сказать, активно завоевывает эту часть планеты. К примеру, не так давно Индия заявила о готовности вновь закупить значительную партию танков Т-90МС. На фоне не самой удачной попытки ввести в строй машину индийской разработки (о проблемах с эксплуатацией танка «Арджун» сайт телеканала «Звезда» уже рассказывал) машины из России демонстрируют очевидный успех.
Зримый интерес проявляют региональные заказчики и к авиационной технике производства Made in Russia. Так, о готовности приобрести у нашей страны самолеты-амфибии Бе-200 заявили китайские партнеры: контракт на покупку двух таких машин заключен в прошлом году, первая поставка должна состояться уже в 2018-м. А на фоне триумфа российских ВКС в ходе операции в Сирии интерес проявлен и к нашей боевой авиации. Так, со стороны иранского Минобороны уделено внимание многоцелевым истребителям Су-30. О желании закупить эти машины в конце минувшего года заявил глава иранского оборонного ведомства Хосейн Дехган.
Миллиарды для экономики страны
По сведениям, которые размещены в открытой печати, Россия и США являются на сегодня крупнейшими экспортерами вооружения в мире. В опубликованном докладе Стокгольмского международного института исследований проблем мира (SIPRI) отмечается, что в период с 2012 по 2016 год совместная доля этих стран на глобальном рынке оружия составила 56%, при этом Россия имеет результат в 23% – почти четверть всего оборота рынка. Третью строчку «пьедестала почета» крупнейших мировых экспортеров оружия занимает Китай (6,2% рынка), далее идет Франция (6%) и замыкает пятерку ведущих экспортеров вооружения и военной техники планеты Германия: ее результат – 5,6% от общего объема мировых поставок.
Российская продукция военного назначения пользуется устойчивым спросом, поставляется в 52 страны мира. Как подчеркнул, открывая прошедшее накануне заседание Комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами, президент России Владимир Путин, по итогам 2016 года сумма российского военного экспорта превысила 15 млрд долларов, а количество международных договоров в области ВТС увеличилось на 18 серьезных контрактов.
«Благодаря четкой, выстроенной работе российских участников ВТС система военно-технического сотрудничества не только успешно конкурирует в жестких условиях глобального рынка, но и перевыполняет плановые показатели, – отметил глава государства. – Прежде всего, речь идет о таких предприятиях, как "МиГ", "НПО машиностроения", "Алмаз-Антей", "Вертолеты России". Здесь показатели весьма приличные, если не сказать очень хорошие».
При этом, по словам Владимира Путина, Россия намерена наращивать свое присутствие на мировом рынке вооружения и военной техники, расширять географию поставок и перечень экспортируемой продукции, улучшать качественные характеристики. «Возможности российского оружия, его исключительная надежность и эффективность проявляются в борьбе с терроризмом в Сирии, в противодействии терроризму на всем Ближнем Востоке, – отметил президент в ходе заседания комисии. – Применение авиации и средств ПВО в реальных боевых условиях дает абсолютно бесценный опыт летному и инженерно-техническому составу, а также разработчикам отечественной продукции военного назначения».
Проверка боем
Месяцем ранее на экспортные достижения российского ОПК обратил внимание глава правительства России Дмитрий Медведев. Выступая на расширенном заседании фракции партии «Единая Россия» в Госдуме РФ, он заявил, что наша страна сохраняет занятые на этом рынке позиции. «Необходимо их удерживать и увеличивать», – отметил тогда премьер. По информации, которую озвучил Дмитрий Медведев, особые успехи были достигнуты в авиа- и судостроении, а в целом предприятия отечественного ОПК смогли увеличить выпуск продукции более чем на 10%.
Напомним: все это произошло в условиях неослабевающего санкционного давления со стороны Запада, практически безвозвратного разрыва экономических связей с украинскими партнерами, а также не самого доброжелательного отношения со стороны некоторых потенциальных заказчиков... И все же результат достигнут, и он впечатляет. Как подчеркивают в руководстве России, за каждой цифрой роста в области оборонной промышленности лежат выполненные задачи по сохранению рабочих мест, а также новые показатели экономического роста, приносящие дополнительные поступления в бюджет.
«Даже в условиях санкций, действующих со стороны Запада, российские оборонно-промышленные холдинги демонстрируют уверенные темпы роста объемов производства военной и гражданской продукции в соответствии с самыми высокими стандартами современного сегмента высокоточного машиностроения», – подчеркивает военный эксперт, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко.
В свою очередь, начальник сектора военной политики и экономики Центра евроатлантических и оборонных исследований Российского института стратегических исследований Иван Коновалов отмечает, что Россия в плане военно-технического сотрудничества занимает второе место после США, однако уступает американцам лишь потому, что у них выше сами объемы экспорта. «Наш ВПК пережил страшное потрясение после распада СССР, – подчеркивает эксперт, – была разрушена кооперация. То, что у нас сейчас такой экспорт, – это совершенно объективное состояние. Обращаю внимание, что ни французский, ни британский ВПК не могут нас обойти, несмотря на свою мощную промышленную базу».
Причем, как обращает внимание Иван Коновалов, в каких-то направлениях Россия даже обходит США. Например, это касается средств радиоэлектронной борьбы. «Применив их в Сирии, мы буквально потрясли американцев. Дело в том, что в последние годы те вели войны, в которых противник был априори слабо оснащен. Они не представляли, что в России разрабатываются мощнейшие средства РЭБ, и когда им пришлось столкнуться с ними в Сирии, они были шокированы», – говорит эксперт.
Как считает Иван Коновалов, в российском ВПК сейчас наблюдается поступательное движение. Серьезный толчок отрасли дала госпрограмма вооружений до 2020 года, благодаря которой наша оборонка смогла получить серьезные деньги и запустить фундаментальные программы. «Война в Сирии показала, что эти деньги действительно аккумулированы, они никуда не ушли, а пошли на развитие нашей военно-промышленной отрасли», – резюмирует эксперт.
Ставка – на модернизацию
При этом Россия не забывает о необходимости оснащать и собственные вооруженные силы. Как сообщил недавно главнокомандующий Сухопутными войсками генерал-полковник Олег Салюков, в 2016 году в соединения и воинские части было поставлено около 3 тыс. современных образцов, в том числе более 500 единиц бронетанковой техники, 800 единиц ракетно-артиллерийского вооружения и 700 единиц вооружения и техники боевого обеспечения. В результате, как заявил главком, в настоящее время всем необходимым полностью оснащены, к примеру, танковые войска. «Модернизированный Т-72Б3 – это фактически новый танк с характеристиками, близкими к характеристикам современных зарубежных танков, а по критерию "эффективность – стоимость" значительно их превосходящий», – отмечает генерал Салюков.
Свыше 1,4 тыс. единиц современного вооружения и военной техники поступило в минувшем году в войска Южного военного округа. В том числе в береговые войска Черноморского флота, отвечающие за прикрытие Крыма. Более 1,5 тыс. новых образцов приняли войска Западного военного округа – это и новые БМП-3, и бронетранспортеры БТР-82А, и бронеавтомобили «Тайфун». Авиационные базы округа пополнились новейшими истребителями Су-35, ударными вертолетами Ми-28Н «Ночной охотник», Ми-35М «Крокодил» и транспортно-штурмовыми вертолетами Ми-8АМТШ «Терминатор».
Как подчеркивает первый зампред комитета Госдумы РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, глава думской комиссии по правовому обеспечению развития организаций ОПК и первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев, темпы перевооружения российской армии на новые, более наукоемкие и высокотехнологичные виды вооружения и военной техники сохраняются динамичными, несмотря на санкционное давление.
«В относительно короткий срок в рамках импортозамещения удалось не только снять остроту проблемы, но и получить определенный импульс в развитии ряда отраслей ОПК, в том числе в производстве компонентов и материалов, крайне необходимых отечественной оборонке, – отмечает он. – К примеру, новые ракетные комплексы стратегического назначения "Тополь-М", "Ярс" и морская "Булава" создаются полностью на отечественной элементной базе. Российская армия начала получать новейшие комплексы радиоэлектронной борьбы "Москва-1", при производстве которых не используется импортная элементная база. Всего же до 2025 года спланировано к импортозамещению более 820 образцов вооружения, военной техники и комплектующих».
Что же касается поставок российского оружия на экспорт, то их объем, как считает Владимир Гутенев, в ближайшие годы может возрасти до 18–20 млрд. долларов. Как обращает внимание парламентарий, за последние десятилетия произошел значительный рост экспорта вооружения за счет взаимодействия со странами Латинской Америки, арабского Востока. Основными партнерами по ВТС для России сегодня остаются Индия, Китай, Вьетнам, Алжир, Египет. При этом, как считает Владимир Гутенев, рост экспортных поставок будет в перспективе идти не за счет поставки готовой техники, а за счет оказания сервисных услуг на этапе жизненного цикла. В том числе по модернизации ранее поставленных вооружений и военной техники, отмечает депутат.
Автор: Дмитрий Сергеев
Ссылка