Далее Херардо Бугайо Оттоне объявил, что Минские соглашения «абсолютно нереальны» и невыполнимы. Посол Испании посетовал, что, в первую очередь, в этих соглашениях не говорится «о том, что должны быть выведены российские войска», якобы находящиеся в Донбассе. Но, добавил посол, и если российские «войска оттуда уйдут», то «тот гангстерский режим, который там находится, на территории ОРДЛО (отдельных районов Донецкой и Луганской областей – прим. ВЗГЛЯД) не позволит провести никакие выборы», намеченные по Минским соглашениям.
Посол Испании на Украине допустил «ряд неприемлемых высказываний» в адрес президента России Владимира Путина, России в целом, отношений Москвы и Киева, а также перспектив реализации Минских соглашений и урегулирования в Донбассе, – констатировали в российском МИД.
«Полагаем, что, сделав безапелляционные и предвзятые заявления, представитель Испании в Киеве не только вышел далеко за рамки своего официального статуса, но и противопоставил себя официальной позиции руководства собственной страны, которое придерживается взвешенных позиций», – подчеркнули во внешнеполитическом ведомстве.
МИД призвал официальный Мадрид дать оценку высказываниям своего дипломата. Но, как было сказано выше, министерство иностранных дел Испании отказалось это сделать. На вопрос агентства ТАСС в испанском МИДе ответили лишь, что позиция Мадрида «по вопросу украинского конфликта хорошо известна и остается неизменной». Речь идет о «независимости, территориальной целостности и нерушимости границ Украины», мирном урегулировании ситуации в стране и реализации Минских соглашений.
«Уже нельзя сделать вид, что ничего не произошло»
Но «ситуация, когда можно будет отмолчаться, уже невозможна», – подчеркнул в комментарии газете ВЗГЛЯД доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш. «Ситуация уже создана, ее не получится замолчать, делать вид, что ничего не произошло», – отметил собеседник.
Посол, выражаясь публично, «вообще не существует в неофициальных ситуациях», – пояснил Коктыш. Тем более, что встреча, в которой участвовал Оттоне, – «это был не закрытый формат». «Но вопрос в том, получал ли он санкции от своего МИДа? МИД Испании должен либо поддержать посла, либо дезавуировать его слова – что-то одно из двух. Если официальная позиция МИДа другая, и если посол делает такое заявление, он создает коллизию, кого слушать: его или испанский МИД», – отмечает Коктыш.
Соответственно, заявлять на одних международных площадках одно, а на других – другое, – уже будет невозможно. «То есть в этом плане МИДу Испании нужно определиться, где и на какой стороне он находится», – уверен политолог. И следовательно, если позиция МИДа будет иной, то он в конце концов должен отмежеваться от Херардо Бугайо Оттоне.
Мадрид проявляет взвешенность
Профессор факультета международных отношений СПбГУ, специалист по Испании и Латинской Америке Лазарь Хейфец в комментарии газете ВЗГЛЯД отметил: позицию Испании в отношении России можно назвать взвешенной, но в рамках атлантическо-европейской солидарности Мадрид «не выходит за рамки общенатовского подхода к проблеме взаимоотношений России и Украины».
Страна связана многими обязательствами: общей идеологией, системой обороны, рынком – поэтому идти наперекор общей тенденции испанцы не могут. «Надо иметь такую безудержную смелость, как у премьер-министра Венгрии Виктора Орбана, чтобы вообще идти не в русле позиции занимаемых основными государствами общего рынка европейского сообщества», – заметил Лазарь Хейфец.
Кроме того, «в Испании власть осторожно относится к таким ситуациям, которые условно можно назвать сепаратизмом, – отметил Хейфец. – У них своих проблем с Каталонией и басками много. Эти проблемы ставят под угрозу само существование Испании в том виде, в котором она сложилась. В этом смысле Испания никак не может поддержать российскую позицию по Крыму», – пояснил Хейфец.
«Решил потрафить радикальной публике»
Комментируя поведение испанского посла в Киеве, собеседник напомнил изречение французского дипломата и политика прошлого Шарля Мориса де Талейран-Перигора о том, что язык дан дипломату, чтобы скрывать свои мысли. «В функции дипломата не входит критика глав государств. Это выходит за рамки его компетенции, – подчеркнул эксперт. – Ему никто не может запретить высказываться, но от громких заявлений лучше воздерживаться».
Хейфец добавил, что в функцию дипломата не входит провоцировать, вызывать межгосударственные кризисы. «Оценка личности президента России на его совести, как и Минских соглашений, ставить под сомнение их общее восприятие – неприлично. Но это происходит, поскольку украинская власть интерпретирует их, как считает удобным. В данном случае дипломат решил потрафить украинской радикальной публике и сказал, что они хотели услышать, это недипломатично», – считает эксперт.
Хейфец добавил, что в самой Испании в среду СМИ вообще не упоминали об инциденте.
Ссылка