Первый источник экономического благосостояния Саудовской Аравии — это нефть, а второй — религиозное паломничество к святым местам. И тот, и другой фактор имеют важные политические составляющие, которые правители Саудовской Аравии разменивают в своих отношениях с США с выгодой для себя. Обычно действия США были направлены на то, чтобы «помогать» руководителям Саудовской Аравии решать экономические проблемы страны в соответствии с интересами США. Однако последние десять лет США, скорее, создают проблемы экономике Саудовской Аравии, которые, тем не менее, пока укрепляет их «партнерство».
На 2015 год оценочные запасы Саудовской Аравии составляют 268,3 млрд. баррелей нефти, и на 2014 год — 8,235 трлн. куб. метров природного газа. По запасам нефти Саудовская Аравия занимает второе место, по газу — шестое. В общей сложности, Саудовская Аравия располагает примерно пятой частью мировых запасов этих ресурсов. Контроль над месторождениями нефти и газа в Саудовской Аравии принадлежит государственной компании Saudi Aramco — крупнейшей нефтяной компании в мире. Экспорт нефти определяет 45% ВВП Саудовской Аравии, 90% экспортных доходов и 75% бюджетных поступлений.
Благодаря своим экспортным ресурсам, Саудовская Аравия по-прежнему остается крупнейшим торговым партнером США на Ближнем Востоке. По данным Управления международной торговли США, саудовский экспорт в Соединенные Штаты в 2015 году составил более $ 22 млрд. Но при этом общая тенденция последнего десятилетия очевидна: объемы экспорта Саудовской Аравии в США после 2008 года снижаются и сократились уже за период до 2017 года с учетом инфляции чуть ли не в три раза (!). Для сравнения в 2008 году эта сумма составила $ 54,8 млрд. Что касается американского импорта в Саудовскую Аравию, то в 2015 году он оценивался более чем в $ 19,7 млрд.
Торговля между США и Саудовской Аравией становится более сбалансированной и с благоприятной тенденцией для американцев. Для сравнения в 2009 году американский импорт в Саудовскую Аравию составил около $ 9 млрд. Падение экспорта Саудовской Аравии в США прямо связано с уменьшением импорта саудовской нефти американцами. Одновременно двигателем роста американского экспорта в Саудовскую Аравию стал беспрецедентный рост поставок вооружений, разного рода оборудования (для той же нефтедобычи) и транспортных средств. Саудовская Аравия меньше продает в США, но больше покупает у американцев — такова тенденция во взаимной торговле за последние 8 лет. Напомним, что это период двух администраций президента Барака Обамы.
По данным Администрации энергетической информации США по состоянию на сентябрь 2016 года, Саудовская Аравия была вторым (после Канады) по величине источником импорта сырой нефти в США, обеспечивая около 1,124 млн баррелей в сутки из 8,173 млн баррелей в валовом импорте сырой нефти США. Т. е. за Саудовской Аравией остается примерно восьмая часть общего импорта нефти американцами. Саудовская Аравия теряет долю рынка нефти в ключевых странах, констатировала Financial Times в одной из своих публикаций в марте 2016 года, под «ключевыми странами», подразумевая США. Однако в общем плане своего стратегического планирования в Саудовской Аравии ожидают, что спрос на энергоносители в Южной и Восточной Азии компенсирует сокращение экспорта нефти в США. В этом плане Саудовская Аравия якобы ничего не потеряет. С 2013 года поставки нефти в США составляли примерно 15% саудовского нефтяного экспорта, а в Юго-Восточную Азию идет более 68%. Саудовская Аравия продает нефть азиатам, но при этом политически связана с США «партнерскими отношениями».
Сокращение саудовского экспорта в США опустило Саудовскую Аравию по этому показателю ниже Израиля, американский экспорт которого в 2015 году составил $ 24,4 млрд, при импорте из США в $ 13,5 млрд. Столпы американской гегемонии в регионе Ближнего Востока стали выглядеть более сбалансированно в торгово-экономических отношениях американцев.
Еще в мае 2013 года руководство Саудовской Аравии от собственных компетентных сотрудников получило информацию о том, что производство сланцевого газа в США в конечном итоге создаст угрозу нефтяной экономике Королевства. Спустя полтора года эти опасения отчасти подтвердились падением мировых цен на нефть.
В настоящее время Саудовская Аравия может добывать 12,5 млн баррелей в сутки и не может расширить этот потенциал в свете текущих тенденций на международных нефтяных рынках. В результате недавней сделки ОПЕК Саудовская Аравия решила сохранить добычу на этом уровне или чуть ниже, но не ниже 10 млн баррелей в сутки.
Текущий уровень нефтедобычи государственная нефтедобывающая компания Saudi Aramco может поддерживать за счет все далее уходящих в море дорогих шельфовых разработок в Персидском заливе. С другой стороны, при росте современной инфраструктуры и транспорта, по некоторым оценкам, объем нефти, потребляемой в Саудовской Аравии, может превысить ее экспорт к 2030 году, если внутренняя структура потребления энергии не изменятся. Сейчас в своем внутреннем балансе Саудовская Аравия потребляет до четверти добываемой нефти. Для изменения этого неблагоприятного баланса и для увеличения экспортного нефтяного потенциала саудовцы намерены удвоить добычу природного газа, который во внутреннем потреблении заменит нефть. Аналогичным образом саудовцы намерены использовать и атомную энергетику. В Саудовской Аравии объявили о планах запустить до 16 атомных электростанций к 2040 году. Первые два атомных малых энергоблока уже работают и задействованы для опреснения воды, т. е. для той функции, под которую ранее была задействована нефть.
Возникает вопрос: почему США у себя проводят стратегию сокращения потребления саудовской и другой ближневосточной нефти? Старт этого процесса начался в 1990-е годы с устранения с рынков США нефти Ирана. Здесь надо сразу же заметить, что переориентация саудовского нефтяного экспорта на Китай и Японию не устраняет стратегического контроля США над зоной Персидского залива, а следовательно — американскую глобальную гегемонию, поскольку перевозки в Азию нефти идут по морским путям, на которых господствует военно-морской флот США. Собственно, он присутствует в начальной точке маршрута — на базах в Персидском заливе. В этих условиях победа в гипотетической войне за мировую гегемонию Китая над Соединенными Штатами невозможна. При имеющихся позициях и ресурсах военный конфликт для Китая стал бы лишь повторением провала Японии в войне на Тихом океане 1941—1945 годов. Разумеется, Китай своими новыми «Шелковыми путями» с другого направления сам тянется к энергетическим богатствам Персидского залива. Вот только незадача: возможные сухопутные транзитные маршруты Китая проходят по проблемному региону Средней Азии, который можно дестабилизировать исламской темой.
В итоге на вопрос, зачем США отказываются от потребления саудовской нефти, можно получить несколько гипотетических вариантов ответа. Например, США наказывают Саудовскую Аравию за спонсорство международного терроризма и добиваются большего контроля за ее политикой шоковым воздействием через экономику. Другой вариант: США руководствовались экономическими соображениями и в период дорогой нефти сокращали транспортное плечо. Вот еще один возможный ответ: США дестабилизируют Саудовскую Аравию в рамках политики хаотизации Ближнего Востока. Американцы, сокращая поставки саудовской и другой ближневосточной нефти и развивая у себя собственную нефтедобычу, в том числе сланцевую, дестабилизируют мировой рынок нефти с целью понижения цен. Низкие цены на нефть облегчают США переход на новый технологический уклад. Низкие цены стимулируют экономический рост в реальном секторе для преодоления глобального экономического и финансового кризиса. И наконец, последний вариант: США сосредоточивают в ближайшей досягаемости свои собственные источники нефти, поскольку готовятся к большой войне для подтверждения своей глобальной гегемонии. США нуждаются в кризисный военный период в стабильных поставках нефти на свои материнские территории. В других регионах мира для своей победы США разрушат нефтяные поставки своих противников.
А теперь собственно об экономических последствиях ценового удара по экономике Саудовской Аравии. Для противодействия потенциалу «Арабской весны» правительство Саудовской Аравии с 2011 года осуществляло крупные программы социальных расходов, направленных на улучшение жилищных условий и инфраструктуры, повышение заработной платы в государственном секторе, расширение образования и облегчение бремени безработицы. Поскольку с 2006 по 2011 год бюджетные расходы постоянно превышали запланированные уровни, то новые расходы с 2011 года привели к возникновению дополнительного финансового бремени после того, как нефтяные доходы Саудовской Аравии после 2014 года сократились. Противодействие «оранжевой революции» оказалось дорогим для бюджета.
Дефицит бюджета в 2016 году составил $ 86,9 млрд — это 12,6% от ВВП. В 2015 году этот показатель уже равнялся 15%. Если цены на нефть в 2017 году останутся в пределах $ 43−50 за баррель, то бюджетный дефицит будет еще меньше. Официальная оценка будущего дефицита в 2017 году составляет сейчас 7,7% от ВВП.
При всем богатстве своих резервов (около $ 660 млрд) Саудовская Аравия имеет солидный внешний долг в размере $ 166,1 млрд., который в основном приходится на ее корпоративный сектор. Собственно, государственный долг остается относительно низким, хотя с 2014 года он утроился до $ 38 млрд или 5,8% от ВВП 2015 года. Планируется, что государственный долг дорастет до 23% от ВВП к 2018 году, а к 2020 году — до 30%. Для бездефицитного бюджета Саудовскую Аравию устроит цена в $ 60 за баррель. Заинтересованность Саудовской Аравии в стабилизации бюджета стала ключевым фактором, который позволил заключить сделку в рамках ОПЕК + Россия о сокращении производства нефти. Сейчас правительство Саудовской Аравии свои прогнозы строит на расчете, что цены на нефть поднимутся до $ 60 к 2018 г. Если этого не произойдет, то Королевству придется продавать больше облигаций и наращивать суверенный долг. Если пойдет сокращение нефтяных цен, то Эр-Рияд окажется в очень уязвимом положении.
В условиях сокращения нефтяных доходов правительство Саудовской Аравии предприняло ряд мер для стабилизации бюджета. В 2016 году Эр-Рияд выпустил гособлигаций на сумму $ 17,5 млрд. Они разошлись очень быстро, поскольку ожидания на рынке оценивались примерно в $ 70 млрд. По-видимому, в этом году саудовское правительство повторит заем в подобной манере с привлечением еще $ 15 млрд на международных рынках.
Кроме этих мер, для финансирования дефицита в 2015 году было привлечено более $ 60 млрд из государственных резервов и выпущены новые внутренние облигации. Объявлено о планах введения к 2018 году системы налога на добавленную стоимость (НДС). Текущие бюджетные расходы на строительные проекты и социальные программы в 2016 году были сокращены на $ 20 млрд. Однако военные расходы остались без значительных изменений.
В целом, правительство Саудовской Аравии намерено сохранять суверенный контроль над нефтяными запасами. Но в 2016 году саудовские должностные лица объявили о планах частичной приватизации главной нефтяной компании страны — Saudi Aramco за счет публичного размещение акций, которые могут быть оценены в миллиарды долларов. Привлеченные средства правительство планирует использовать под проекты для диверсификации экономики под представленный в 2016 году стратегический план «Видение-2030».
Несмотря на все эти мероприятия, руководство Саудовской Аравии пока видит неопределенное будущее впереди. Оно подозревает политическую нестабильность и экономический хаос. В значительной степени ответственность за это, с его точки зрения, несут Соединенные Штаты, которые своей текущей экономической политикой ослабляют финансовые позиции Королевства. Но изменить что-либо в Вашингтоне в Эр-Рияде пока не могут.