— Есть надежда, что представители силовиков и чиновники, когда будут разрабатывать планы реализации постановления правительства об антитеррористической защищённости объектов транспортной инфраструктуры — метрополитена, поймут, что техника работает эффективно только тогда, когда ей управляют и контролируют профессионалы, которых достаточно на объекте, — заявил Лайфу отставной полковник Гончаров.
В то же время источник Лайфа в ГУП "Московский метрополитен" сообщил, что нынешнее руководство службы безопасности и управления полиции на метрополитене готовы в кратчайшие сроки пройти курс совместного патрулирования и начать работать.
— С кадрами проблем быть не должно, если, конечно, правительство Москвы и ГУП найдут финансирование на дополнительный набор "гражданских", — говорит собеседник Лайфа в "Московском метрополитене".
Кроме того, у сотрудников ГБР, работающих в подземке, появятся ручные портативные металлоискатели.
Согласно базе "Спарк", ещё 21 февраля 2017 года ГУП "Московский метрополитен" заключил контракт с компанией "Современные наукоёмкие технологии СНТ" на 1,4 млн рублей. Согласно контракту, СНТ поставит ГУПу 200 портативных металлоискателей по семь тысяч рублей за штуку.
Как завил источник Лайфа в ГУП "Московский метрополитен", когда в феврале 2017 года контракт был заключён, то планировалось оснастить данными портативными металлоискателями сотрудников службы безопасности, которые дежурят в досмотровых зонах в вестибюлях метро.
— После же решения правительства о создании в метро ГБР, новенькие металлодетекторы отдадут, скорее всего, им, — говорит он.
После теракта в метрополитене Санкт-Петербурга будет проверяться эффективность технических средств и систем безопасности. Эксперты говорят, что установленные в метро рамки металлоискателей эффективны только тогда, когда их обслуживают профессионалы.
— По итогам следствия будут сделаны выводы, насколько эффективно сработала система безопасности метро. Сейчас говорить об эффективности потраченных в последние годы средств рано. Нужно провести проверку. В том числе и в рамках уголовного дела, которое возбудил Следственный комитет, — заявил 4 апреля на встрече с журналистами губернатор Петербурга Георгий Полтавченко.
Как заявил Лайфу президент Международной контртеррористической тренинговой ассоциации, эксперт по международному терроризму Иосиф Линдер, сама система безопасности, установленная в метрополитене Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода и других российских городах, в первую очередь — элемент сдерживания.
— Пример такого сдерживания — 29 декабря 2013 года. Тогда смертник
на железнодорожном вокзале Волгограда подорвал себя у рамок металлоискателей. Тогда погибло 18 человек, десятки пострадали. Но жертв было бы больше, если бы не система безопасности и бдительность полицейских, — уверен Иосиф Линдер. — Старший сержант транспортной полиции Дмитрий Маковкин на входе в здание железнодорожного вокзала попытался остановить подозрительного мужчину, который оказался террористом и привёл в действие взрывное устройство перед рамками металлоискателей, увидев, что к нему идёт полицейский.
По словам Линдера, именно совокупность двух факторов — профессионализм инспекторов службы безопасности и сама техническая система металлоискателей, — позволяет предотвращать трагедии.
— Скорее всего, в метро Петербурга не сработал пресловутый человеческий фактор. Инспектор, дежуривший у рамки металлоискателя, возможно, просто не успел среагировать на сигнал тревоги, что у пассажира в сумке металлический предмет (по данным следствия, бомба была заложена в корпус металлического портативного автомобильного огнетушителя, который предполагаемый террорист-смертник, 22-летний уроженец Киргизии Акбаржон Джалилов, пронёс в метро в обычной сумке), — говорит эксперт Линдер.
В том, что главной причиной того, что дорогостоящая система безопасности метро в Санкт-Петербурге, а, по данным Лайфа, она обошлась бюджету города в 2 млрд рублей, не справилась, виноват именно человеческий фактор, с этим согласен и полковник ФСБ РФ в отставке, бывший командир группы спецназа "Альфа" Сергей Гончаров.
— Никакая самая совершенная система безопасности сегодня не способна просеять через себя миллионы людей в сутки. А питерский метрополитен перевозит ежедневно два миллиона человек, — утверждает полковник ФСБ в отставке Сергей Гончаров. — В помощь технике всегда идут люди, которые и должны реагировать на сигналы тревоги, которые подаёт им "умная железная машина". Но, видимо, в петербургской подземке в нужный момент и в нужном месте просто не оказалось такого специалиста.
По его словам, установленные в петербургском и московском метрополитенах и метро в других российских городах технические системы безопасности, конечно, не могут полностью заменить глаза и уши человека.
Как рассказал Лайфу один из инспекторов службы безопасности метрополитена, все сотрудники проходили специальный курс.
— Нас там учили, что означают световые сигналы, поступающие с детектора на индивидуальный ручной компьютер, — рассказывает Сергей. — Если сработал установленный в арке металлодетектора датчик радиационного контроля, загорается один свет, взрывчатки — другой. Особое внимание учили обращать на людей с большими тяжёлыми сумками, ведущих себя подозрительно. Например, пытающихся пройти мимо металлоискателя через пространство, оставленное специально для людей с кардиостимуляторами.
По словам психолога-криминалиста Михаила Виноградова, именно знание специализированной дисциплины позволяет инспекторам вычислять преступника в плотном потоке.
Между тем бывший полковник ФСБ РФ Сергей Гончаров заявил Лайфу, что он уверен в том, что по результатам расследования теракта в петербургской подземке будут сделаны выводы об эффективности работы системы безопасности метрополитена.
— Однако, скорее всего, сами системы заменены не будут. Во-первых, на их приобретение и установку уже потрачены миллиарды, а во-вторых, принцип их работы построен на той же схеме — распознавание железных предметов, что и в аналогичных системах. Вопрос только цены и качества. Но тут в открытости проведения торгов должны разбираться правоохранители, — утверждает Гончаров.
По данным Лайфа, 11 сентября 2015 года конкурс, объявленный комитетом транспорта Санкт-Петербурга на поставку стационарных металлодетекторов для ГУП "Петербургский метрополитен", выиграла московская компания ЗАО "Современные наукоёмкие технологии" (СНТ). Согласно контракту компания поставила системы безопасности в 73 вестибюля 67 станций подземки в Северной столице на сумму 59,6 миллиона рублей.
Компания СНТ отправила в Питер портативные обнаружители паров и взрывчатых веществ, приборы для локализации и подавления энергии взрыва и системы интеллектуального наблюдения, позволяющие отслеживать передвижения пассажиров.
ЗАО "Современные наукоёмкие технологии" (СНТ) ставило системы безопасности и в московской подземке.
Поставщик уверен, что всё оборудование является надёжным, но не знает, как террористы с бомбами его миновали.
— Я не думаю, что дело в рамках, — заявил Лайфу гендиректор СНТ Дмитрий Басов. — Я не представляю, что именно там произошло. Мы достаточно серьёзный поставщик и производитель, который поставляет оборудование на различные объекты — как транспортной инфраструктуры, так и другие.
По его мнению, проблема может быть связана с человеческим фактором.
— Согласно разработанным стандартам, в каждом из вестибюлей подземки, где установлены наши системы, для их эффективной работы в смену должно находиться по пять человек, а их сейчас один-два, — рассказал ранее Лайфу Басов. — Один инспектор просто не успевает реагировать на людской поток, а это сотни людей, ежесекундно проходящих через пять, а где и более рамок.
Ссылка