В свою очередь пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков известил утром в пятницу, что президент Путин считает американские удары по Сирии агрессией против суверенного государства, предпринятым в нарушение норм международного права. Причем этот шаг Вашингтона наносит существенный урон российско-американским отношениям, и без того находящимся в плачевном состоянии. А также создает серьезное препятствие для формирования международной коалиции по борьбе с терроризмом, подчеркнул Песков.
Игры на загазованном воздухе
«Как раз именно сейчас главам внешнеполитических ведомств и следовало бы встретиться. Дипломаты для того и нужны, чтобы в острые моменты обсуждать острые проблемы», — заметил главред журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов.
«Разумеется, сегодня сложно предсказать, не будет ли в итоге отменен визит госсекретаря США в Москву. Хотя, в принципе, было бы более эффективно, если бы представители Москвы и Вашингтона обсудили обострившуюся проблематику при непосредственном общении друг с другом, нежели обменивались бы заявлениями через СМИ», — считает и научный сотрудник центра Североамериканских исследований ИМЭМО РАН им. Примакова Сергей Кислицын.
Меньше чем через час после того, как стало известно об авиаударах, Дональд Трамп вышел к прессе и заявил, что руководствовался «жизненно важными интересами США».
Как он предположил, в значительной мере решение о нанесении ракетного удара по Сирии американский президент принял под воздействием внутриполитических факторов. Скоро истекают 100 дней со дня его вступления в должность, и в связи с этим, очевидно, Дональд Трамп хотел бы повысить свои очки, наглядно продемонстрировав всем, что он сильнее своего предшественника Барака Обамы, и заодно заручившись поддержкой республиканцев в Конгрессе США.
Вашингтон ограничится предпринятой разовой акцией устрашения
Пока, оговорил Кислицын, возможно допустить, что Вашингтон ограничится предпринятой разовой акцией устрашения. Повторение курса на конфронтационную внешнюю политику, по примеру Джорджа Буша-младшего, при Дональде Трампе все же вряд ли возможно. Однако и на смягчение отношений с Россией в условиях сформировавшегося антироссийского консенсуса между республиканцами и демократами в том же конгрессе в ближайшее время рассчитывать не стоит, указал научный сотрудник ИМЭМО РАН.
«На сегодня это первая кризисная ситуация в двусторонних отношениях России и США, и хорошо бы, чтобы в ходе общения с Тиллерсоном стало понятно, каковы дальнейшие намерения Вашингтона на данном направлении», — пояснил Лукьянов.
Пока лишь очевидно, констатировал он, что Вашингтон вернулся в Сирию и вновь включился в здешнюю игру. Но при этом нет уверенности в том, что новая американская администрация знает, во что она будет здесь играть дальше и чего намерена добиться. Во всяком случае внятных заявлений по внешнеполитической проблематике Вашингтон в последние недели не озвучивал, напомнил главред журнала «Россия в глобальной политике». По его мнению, для российской стороны в сложившихся обстоятельствах важно проявить сдержанность. Впрочем, и идти на уступки нельзя, поскольку это будет воспринято как свидетельство слабости и ненадежности Москвы.
Как рассказал ранее в среду журналистам старший демократ специального комитета по разведке палаты представителей Конгресса США Адам Шифф, он полагает, что «сейчас не время наносить визит высокого уровня и таким образом вознаграждать Россию». Если, конечно, добавил Шифф, «госсекретарь Тиллерсон не собирается предъявить Москве ультиматум и сказать (Дамаску) прекратить травить газом свой народ».
Подобное трактование визита госсекретаря в качестве вознаграждения выглядит едва ли не новым словом в международной дипломатии. Кстати, предшественник Тиллерсона Джон Керри, по признанию министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, встречался с ним около 40 раз — это абсолютный рекорд по интенсивности контактов, а также, получается, и по числу наград.