Китайские инвестиции в Польше – не тень ли Кремля?
Есть фактор, который блокирует наших потенциальных партнёров родом из Срединного Государства...
Вторничная «Жечьпосполита» публикует ряд интересных материалов, из которых можно узнать, как упорно не хотят сбываться мечты о громадных или, по крайней мере, значительных китайских инвестициях в нашей стране.
Об этом говорится уже много лет, да что толку? После прошлогоднего визита президента Си Цзиньпина казалось, что эта ситуация изменится. И опять ничего.
Журналисты «Жечьпосполитой» красочно описывают оное ничего, однако из подготовленных ими материалов не вырисовывается никакая причина этого положения дел. Поскольку мы знаем, что китайские деньги интенсивно ищут себе выход во всём мире, и поскольку – что характерно для поляков – у нас сильна подсознательная тенденция смотреть на себя как на неудачников, то, узнав об этом, мы склонны винить самих себя, то есть польское правительство (или правительства – потому что такое положение продолжается значительно дольше, чем нынешняя итерация власти ПиС).
Но при этом «Жечьпосполита» не предъявляет никаких сведений об ошибочных действиях или каких-либо особых упущениях с нашей стороны. Правда, есть одно исключение - отмена Агентством Войскового Имущества (то есть министерством обороны) сделки по продаже участка под очередной перегрузочный терминал в Лодзи, который должен был стать важным элементом Нового Шёлкового Пути. Этот шаг можно понять как жест сознательно проамериканский (Путь, согласно стратегии китайских планировщиков, должен исполнять также роль противовеса – обеспечения китайцам возможности интенсивно перебрасывать товары в Европу и из Европы также и в том случае, если бы US Navy заблокировали им порты). Но независимо от причин – это единственный, буквально единственный негативный реальный факт с нашей стороны.
Между тем председатель Польского Агентства Инвестиций и Торговли Томаш Писуля сказал «Жечьпосполитой»:
- В то самое время, пока мы ведём переговоры с одним китайским инвестором, мы в состоянии обслужить двух-трёх инвесторов из Японии или Кореи. Эти проекты реализуются гораздо быстрее, чем китайские инвестиции.Конечно, это говорит чиновник, так что можно подозревать его в попытке перебросить на другую сторону мяч ответственности за неудачи своего учреждения. Однако довольно подробно описывает ситуацию Павел Тынель из Ernst@Young:
- Мы регулярно проводим переговоры с клиентами из Китая, которые подумывают начать деятельность в Европе, а также в Польше. Сценарий этих встреч и переговоров очень похож: большая делегация, ознакомительный визит, введение в реалии и актуальную ситуацию в регионе. После этого этапа наступает, как правило, короткий или длинный перерыв в контактах. Иногда мы возвращаемся к этим переговорам, однако китайцы слишком редко принимают инвестиционные решения, чтобы можно было говорить об усилении их активности в Польше.Так что кажется, что по крайней мере немалая часть причин описываемого положения дел лежит не на польской, а на китайской стороне. Что есть какой-то фактор, который блокирует наших потенциальных партнёров из Срединного Государства.
Я не специалист, так что представлю не столько гипотезу, сколько вопрос – не следует ли этот фактор искать в политике? А конкретно - в особых отношениях, связывающих Пекин с Москвой?
Да, я знаю, что у поляков есть тенденция смотреть на Россию, как мышь на змею. Для мыши даже уж – почти всемогущий венец творения. Такое мышление ведёт к глубоким заблуждениям, следует остерегаться его.
Тем не менее давайте подумаем. Москва, конечно, для Пекина – партнёр более слабый, тем не мене важный и временами близкий. Так в самом ли деле это невозможно, чтобы в ходе каких-то ключевых для обоих государств переговоров Кремль деликатно сформулировал требование, вряд ли записанное в официальном документе: Польша для нас – серьёзная проблема, она является европейским государством, наиболее и решительнее всех нам враждебным. Так что не поддерживайте Польшу своими деньгами. Для нас это, дорогие китайские друзья, очень важно.Исполнение такого требования важного партнёра китайцам обошлось бы не слишком дорого. Да, в сущности, ничего не стоило бы, ведь их инвестиций добивается весь мир. И вся Центральная Европа…
Я не знаю, как оно там на самом деле. Но ведь может быть и так. А потому, вне всякого сомнения, традиционное мышление польских правых, рассматривающих возможность сближения с Китаем как шаг антироссийский, следует просто списать в архив.