Николай Бурляев: искусство кино превратили в доходный промысел
Режиссер Никита Михалков выходит из попечительского совета Фонда кино, поскольку его руководство "ведет себя совершено безответственно". Об этом режиссер заявил на заседании коллегии Минкультуры. По его мнению, новый состав совета - это Византия. И отношения с новоиспеченным членом фонда Натальей Тимаковой не сложились.
По словам Никиты Михалкова, "телефонное право" стало методом ведения дел в Фонде кино. А под прикрытием демократии идут разрушительные процессы. Режиссер обвинил пресс-секретаря Дмитрия Медведева Наталью Тимакову в "латентной русофобии", исходя из личного общения с ней. А в качестве ее деструктивной деятельности привел в пример защиту "Ельцин-центра". Тимакова заявила, что фонд подчиняется правительству России и она, как заместитель премьер-министра, представляет в совете только интересы правительства.
Государственный Фонд кино, к которому и так возникло немало вопросов за последнее время, финансирует массовое коммерческое кино. Финальные решения по выбору фильмов принимает попечительский совет.
Своими впечатлениями от сложившейся ситуации поделился актер, режиссер, народный артист России Николай Бурляев, присутствовавший на прошедшем заседании коллегии Минкультуры.
К мнению Михалкова не прислушиваются
То, что совершил Никита Сергеевич Михалков, можно назвать поступком гражданским и творческим. Он был в зале рядом со мной и вдруг при всех говорит о том, что выходит из попечительского совета Фонда кино, что его мнение ничего не значит, что к нему не прислушиваются.
И это поступок. Вслед за ним я выступал и говорил о том, что он прав. Чиновники, удачливые продюсеры, прокатчики, которые захватили фонд и держат оборону, практически не допускают к постановке никого. Ведь там из 20 экспертов 15 продюсеров-прокатчиков, которые практически делят три миллиарда, никого не подпуская к этой кормушке.
Я анализировал работу Фонда кино за 7 лет. Они создали 150 фильмов, но чем мы можем гордиться? Я смог назвать только пять фильмов. Например, "Цитадель", "Брестская крепость", "Солнечный удар", "Время первых", фильмы того же Михалкова… Дальше я запнулся, потому что нечего больше. Нет того, что соответствует моему пониманию, что такое есть киноискусство.
"Наши коллеги предали искусство кино"
Почему Никита Сергеевич вышел из состава попечительского совета фонда? Приведу только названия фильмов, которые они выпустили. Там "Дабл-трабл", "День дурака"… В общем, кладбища, вампиры, уроды и так далее. Я бы не хотел, чтобы наша страна это видела. Наши коллеги практически предали искусство кино и ударились в то, что великий русский мыслитель Иван Александрович Ильин обозначил как доходный промысел, эффектная пустота.
Руководители Фонда кино заявили мне о том, что они выполняют постановление правительства. Это правительство поставило такую задачу - делать кассовые фильмы. А я говорю, правительство - это тоже люди, а люди могут ошибаться. Ни один подлинный и думающий государственный деятель не может утверждать, что вот мы вам даем деньги для того, чтобы вы эти деньги увеличивали в прокате за счет понижения духовного уровня народа. Это все очень серьезно.
Как говорил Гоголь, сейчас идет бой, самый главный бой - за душу человека. И Никита Сергеевич Михалков сделал очень мужской поступок. Он показал, что наше кино находится в катастрофическом положении, что бы ни говорили нам чиновники из Минкультуры и Фонда кино. Они говорят, что все нормально, что уже к ним деньги потекли. Деньги-то потекли, но мы уродуем душу народа.
Культура должна быть выведена из рынка
Фонд кино и попечители из правительства должны задуматься о том, что говорил великий мастер нашего кино Михалков, что говорит Общественный совет при Минкультуры, в который входят тоже выдающиеся люди. Мы говорим о том, что наша культура должна быть выведена из рынка. Культура и рынок - понятия несовместимые. Но младореформаторы в правительстве все запихнули в рынок - и культуру тоже. И началось понижение духовного уровня народа. Началась коммерциализация. К чему она приводит - мы все видим. Нужно задуматься и делать выводы. Мы губим душу нации.