Русские немцы — потомки немецких земледельцев, которые поселились на берегах Волги в XVІІІ веке, но были сосланы Сталиным в Сибирь и в Казахстан в 1941 году. После распада СССР многие из них вернулись на свою историческую родину. Они насчитывают 2,5 млн человек и образуют одну из самых крупнейших групп мигрантов в Германии, сохраняя тесные семейные и культурные связи с Россией, напоминает FT.
Согласно исследованию Министерства внутренних дел, в 90-е порядка 75% этой группы поддерживали ХДС/ХСС. В основном таким образом они выражали признательность канцлеру Гельмуту Колю, который возглавлял консервативный блок в то время и открыл для них дверь в Германию в конце холодной войны.
Но с тех пор ситуация заметно изменилась. «Коль умер, и мы больше ничего не должны этой партии», — убеждён Брайнингер.
По данным Экспертного совета немецких фондов интеграции и миграции (SVR), поддержка консервативного блока среди выходцев из СССР снизилась до 45%. Теперь они предпочитают голосовать за более мелкие партии, но AдГ симпатизируют лишь 4,7%.
Впрочем, некоторые аналитики полагают, что данные о поддержке «Альтернативы» занижены. Политолог Ахим Гёррес при университете Дуйсбург-Эссен утверждает, что как минимум 20% русских немцев намерены отдать свои голоса популистам. И результаты последних региональных выборов подтверждают его точку зрения.
Генрих Цертик, депутат ХДС и бывший советский иммигрант, признаёт, что вина за происходящее лежит на его партии. На его взгляд, она недостаточно тесно контактировала с сообществом, не оказывала ему должного внимания.
Тем не менее, подчёркивает издание, решение Меркель «нараспашку открыть» границы Германии для более чем миллиона мигрантов-мусульман оказалось для сомневающихся русско-немецких избирателей решающим. «Они чувствуют несправедливость. Некоторые из них говорят, что беженцы всё получают легко, а для них это был трудный, долгий процесс», — заявляет Гёррес.
Кроме того, некоторые в русскоязычном сообществе, «которое в целом является более консервативным, патриотическим и религиозным, чем большинство немцев», опасаются, что наплыв беженцев может негативно сказаться на культурной самобытности Германии.
«Многие русские немцы приехали из стран с мусульманским населением, как Казахстан или Узбекистан. Они знают по собственному опыту, что такое ислам, и здесь он им не нужен. Они хотят сохранить в Германии западно-христианскую культуру», — уверяет Брайнингер.
Вместе с тем некоторые указывают на то, что ситуация не столь однозначна. «Многие русские немцы оказывают содействие беженцам в качестве волонтёров, учат их немецкому языку, помогают пройти бюрократические процедуры, заводят с ними дружбу», — говорит Цертик.
Поэтому теперь ХДС «спешит добиться расположения» русского сообщества. В своей предвыборной программе партия обещает повысить пенсии иммигрантам, имеющим немецкие корни, сохранить «богатое культурное наследие» Германии, ускорить процесс депортации беженцев, нарушающих правила пребывания, и увеличить число полицейских на 15 тыс. человек.
Но AдГ пошла ещё дальше. Она выставляет семь русско-немецких кандидатов, переводит предвыборные программы на русский и выступают за проведение пророссийской политики, в частности, обещая покончить с экономическими санкциями против Москвы. На недавнем Российском конгрессе в Магдебурге, где повсюду были изображения двуглавого орла и продавались книги с выступлениями Владимира Путина, лидеры партии вторили официальной линии Кремля, заявляя, что присоединение Крыма к России произошло благодаря демократическому референдуму.
На взгляд главы Союза русскоязычных родителей Германии Максима Рябкова, AдГ добилась заметных успехов в завоевании популярности среди русских немцев. Но, добавляет он, ей предстоит ещё большой путь, чтобы «оживить» группу, которая традиционно без особого энтузиазма относилась к политике.
«Проблема для AдГ заключается в том, что многие русские немцы вообще не ходят на выборы», — говорит Рябков.
Ссылка