Правящая в Польше партия «Право и справедливость» считает, что отсутствие репарационных выплат – огромное упущение как с моральной, так и с юридической точек зрения. Этим последним аспектом в настоящее время занимаются аналитическая служба Польского сейма и министерство иностранных дел. Научная служба бундестага, однако, работает более оперативно и уже выпустила комментарий в связи с непомерными польскими требованиями. В нём говорится, что решения 1953 года об отказе от репараций сохраняют всю свою силу в соответствии с положениями международного права, поскольку в этот период существовало независимое польское государство. Этот тезис 8 сентября повторил и спикер федерального правительства Штефан Зайберт, упомянув, что при этом Германия сознаёт свою ответственность за непомерные бедствия Второй мировой войны.
Однако власти Польши стоят на своём: утверждают, что Польская Народная Республика была «колонией Советского Союза» и, стало быть, не вела собственной политики, поэтому решения 1953 года недействительны. Если же бундестаг ссылается на то, что требования о репарациях не могут выдвигаться по истечении 50 лет, то такой отсчёт нужно вести с 1989 года, когда Польша «обрела независимость».
Строго говоря, это значит, что недействительны и договоры о границе по Одеру-Нейсе, подписанные правительством ПНР; исконные немецкие земли, переданные «советскими колонизаторами», поляки должны вернуть немцам («договор о возвращённых землях»). В Интернете немцы на этот счёт шутят: «Я считаю такое требование Польши нормальным. Нужно только заключить с ними хороший договор. Мы даём всей Польше (на всю территорию) 1 триллион, а они возвращают Германии всю Силезию, Восточную Пруссию, Померанию, Вартеланд. А если не хотят – ничего им не платим».
Перед вступлением в Евросоюз Польшу тревожил призрак требований реституции со стороны граждан Германии – бывших владельцев земельной и иной недвижимости на территории Польши. Земли, принадлежавшие немцам, были безвозмездно конфискованы в Польше по аграрной реформе 1944 года. Однако в начале 2000-х годов немецкие власти не поддержали ни одного из реституционных исков, выдвинутых гражданами ФРГ.
Как бы то ни было, нынешний посол Польши в Германии Анджей Пржилебский публично обвинил немецкую сторону в ухудшении германо-польских отношений; он же адресовал Германии упрёк за доминирование в Евросоюзе.
Вспоминаются слова Уинстона Черчилля о поляках: «Героические черты характера польского народа не должны заставлять нас закрывать глаза на его безрассудство и неблагодарность, которые в течение ряда веков причиняли ему неизмеримые страдания… Поляки… поспешили захватить свою долю при разграблении и разорении Чехословакии… Этот народ, способный на любой героизм, отдельные представители которого талантливы, доблестны и обаятельны, постоянно демонстрирует такие недостатки почти во всех аспектах своей государственной жизни… Храбрейшими из храбрых слишком часто руководили гнуснейшие из гнусных!» (Уинстон Черчилль. Вторая мировая война. Кн.1. М., 1991. С.147)».
Эти черты сегодня проявляются и в оценке поляками периода «колонизации» их страны Советским Союзом. Не говоря уже о территориальных приобретениях, полученных Польшей благодаря советской политике, стоит вспомнить и о поставках нефти по бросовым ценам, и о помощи в становлении промышленного потенциала: в эпоху социализма в Польше были созданы с нуля автомобильная, судостроительная, алюминиевая отрасли промышленности, производство синтетического волокна... Национальный доход за 1960-1983 гг. вырос в 2,7 раза, а средняя зарплата в общественном секторе за период 1950-1980 гг. – в 10 раз.
«Колониальное господство Советов», которое проклинают сегодня власти Польши, началось ещё в сентябре 1944 года поставкой муки, сахара и медикаментов, а в 1949 году СССР предоставил Польше кредит на 80 млн рублей, по которому «колония» получила никель, каучук, асбест, другие виды сырья (1). И это – в годы, когда Советский Союз ещё далеко не преодолел последствия военной разрухи.
Уместно напомнить и об экономических санкциях, которые в начале 1980-х годов Запад объявил социалистической Польше. В числе прочего было заблокировано предоставление кредитов, отменён режим наибольшего благоприятствования в торговле с Соединёнными Штатами. Из-за отказа западных стран поставлять сырьё, оборудование, запчасти и комплектующие треть промышленных предприятий Польши были вынуждены ограничить и даже остановить производство. Отказ США поставлять корма птицефабрикам, построенным ранее по американским лицензиям, обернулся тем, что производство птицы сократилось на ¾, яиц – на 80%. Общий ущерб от санкций оценивался тогда в 13,3 млрд долл. США. И то обстоятельство, что в 1984 г. западные страны согласились на отсрочку выплат по кредитам, фактически признав провал экономической блокады Польши, было во многом обусловлено помощью «метрополии», а также соседней Германской Демократической Республики, одного из крупнейших торгово-экономических партнёров ПНР. Однако память об этом нынешнее польские правители стирают изо всех сил.
(1) Очерки истории советско-польских отношений 1917-1977. М., Наука, 1979. С. 412.