В итоге, «евроассоциация» выполняет роль социального амортизатора, помогая сплавлять социально активные и лишние рты на прополку клубничных полей в Польше или мытье сортиров в Италии, умножая на ноль перспективы каких-либо изменений на Украине через давление на власть снизу.
Это одна сторона медали. А теперь посмотрим на восток. В этом направлении мы наблюдаем совершенно противоположный по направленности процесс — планомерного обрубания всяческих корней и свертывания социальных связей вплоть до семейного уровня.
Всем памятна истерика главпропагандиста Владимира Вятровича, предложившего отказаться от родственников в России ради великого украинского будущего. Мол, выдавливайте, громадяне, из себя все, что еще осталось русского по капле, как «украинский поэт Чехов» завещал выдавливать из себя раба.
Все тогда покрутили у виска, да и забыли. А между тем, Вятрович — не просто порохобот-балаболка. Он, если можно выразиться, тренд-сеттер. Проще говоря, что у него на языке, то у власти на уме. Будьте уверены, что-то вроде предложенного главой «института нацпамяти» в определенных властных кругах активно обсуждается.
Одна из лежащих на поверхности идей такого рода — введение визового режима с Россией. И хотя он не отменен, Киев методично сделал все, чтобы превратить формально открытую дверь в глухой забор, только невидимый глазу. Тут и многочисленные «черные списки» невьездных, пополняемые едва ли не каждый день. Остряки в Сети уже предложили: зачем париться, пусть украинская разведка раздобудет российский реестр физлиц и внесет в черный список все 125 или сколько их там миллионов человек чохом.
Тут и последовательное усложнение правил пересечения границы. Последним штрихом в этой картине стало введение въезда только по биометрическим паспортам, которые в РФ имеют не только лишь все. Просто потому, что на практике они мало кому нужны. В отличие от украинского собрата, список безвизовых стран для русского туриста, даже без учета ЕС, раза в три больше.
Но в итоге: теперь украинская власть получила законные основания регулировать поток въезжающих из РФ в ручном режиме, отсеивая неугодных. Думаю, не нужно объяснять, чем грозит закрепление такого порядка вещей хотя бы на три-пять лет. После Майдана многие смешанные семьи по обе стороны границы просто распались в духовном смысле. А значит, еще один шажочек в направлении того, чтобы из одного народа сделать два, ненавидящих друг друга, был сделан не зря.
А теперь вот скандальный закон об образовании. Все почему-то сосредоточились на ущемленных правах мадьяр с румынами и болгарами, однако реальная статистика указывает на то, что основной жертвой «реформы» станет русский язык. Который, кстати, под сурдинку принятия нового закона исключили из перечня обязательных предметов при сдаче ВНО (украинского аналога ЕГЭ). В прошлом году в одной из центральноукраинских областей власти отчитались о «достижении»: со всей области на это самое ВНО по русскому языку зарегистрировалось меньше 40 человек, а реально прибыло и того меньше.
В среднесрочной, а тем более, в отдаленной перспективе это будет означать катастрофу. Через каких-то 7-10 лет вырастет поколение, которое совершенно не будет знать русского языка. Вернее, понимать то какие-то простые посылы из телевизора будет, но вот способность грамотно выразить на нем свои мысли устно, а, тем более, письменно — утратит. На педагогическом языке это имеет свое название: функциональная неграмотность.
Специально для любителей закидывать врага шапками, не вставая с московского или тульского дивана, добавлю: это не проблема украинцев. Они спокойно обойдутся без великого и могучего. Тем более, власть создает все условия для того, чтобы знание языка Пушкина становилось все менее необходимым во все большем количестве сфер жизнедеятельности. Хотя, конечно, отдельные «элитные» резервации, куда без хорошего русского соваться не стоит, сохранятся и впредь. Но доступны они будут в основном, детям нынешней элиты.
Вот сын Порошенко будет говорить на хорошем русском языке. Можете в этом даже не сомневаться. Удел же основной массы посполитых — не знать толком ни русского, ни украинского. Прислуге языки ни к чему.
При такой динамике наши страны будут расходиться как в море корабли и далее. А всевозможные обходные газопроводы и железные дороги лишь закрепят эту неутешительную тенденцию.
Мир не стоит на месте: годы идут, дети растут, старики умирают. И мы оглянуться не успеем, как в достаточно близкой по историческим меркам перспективе внезапно обнаружим, что тех, кто помнит, как мы все когда-то жили в одной большой дружной стране, почти и не осталось. А основную массу населения составят те, кто знает о жизни в России или на Украине исключительно по телепропаганде и продуцируемых ею штампах.
Собственно, плоды такой пропаганды мы видим уже сейчас
Причем, как вы сами понимаете, рядовой россиянин до Порошенко с Турчиновым не дотянется, а выплеснет свой негатив к Украине на подвернувшегося под руку простого украинца. С которым, вполне вероятно, еще каких-то четверть века назад ходил в одну, советскую школу.
И вот тогда уже действительно все.
Возможно, кто-то скажет, что это, мол, здоровый прагматизм, что так и надо. Что появление на границах с Россией новой русофобской Эстонии или Грузии — это не беда, чай не 41-й, переживем.
Возможно и так.
Но тогда давайте не вспоминать про какой-то там «Русский мир». Потому что без Украины, причем, русской Украины, его быть не может по определению. И если это хорошо понимал покойный Бжезинский, то нам с вами это должно быть понятно по умолчанию.