Вместо этого США и союзники принялись активно зачищать от Исламского государства* те районы, на которые претендовала сирийская оппозиция во главе с курдскими Отрядами народной самообороны. В итоге это вылилось в своего рода противостояние между РФ и США за контроль над Сирией, во всяком случае, предположение об опосредованной войне выдвигается большим числом экспертов из различных стран. Новый подход Штатов только доказывает это — помимо сотрудничества с враждебными РФ силами Вашингтон использует всевозможные политические и прочие методы для ослабления роли соперника. Россия пока предпочитает действовать «зеркально» — по принципу «око за око».
На тему российско-американского соперничества на Ближнем Востоке мы поговорили с преподавателем Школы политики и международных отношений при Австралийском национальном университете Ричардом Фрэнком.
— Война в Сирии — это уникальное явление в новейшей истории. Десятки государств направили свои войска для того, чтоб уничтожить Исламское государство. Такой войны с терроризмом не было никогда. Это единогласие впечатляет — все больше стран и людей понимают настоящие вызовы обществу. Терроризм — одна из главных проблем, и это началась до одиннадцатого сентября. Но только тогда мы все приблизились к пониманию проблемы. Общество консолидировалось, а с появление Исламского государства это вышло на новый уровень. Существование НАТО, АНЗЮС и другие военных союзов обусловлено политически, и это условие никак не влияло на решение многие стран прийти в Сирию. Можно быть уверенным, что именно поэтому в Сирии скоро исчезнет проблема терроризма.
«СП»: — Хочется обратить внимание на Турцию. Турция тоже пришла в Сирию вместе с США и другими странами для того, чтоб уничтожить террористов. Но потом она перестала сотрудничать с Коалицией, потому что США стали сотрудничать с Отрядами народной самообороны. Это формирование в Турции признано террористическим. Не говорит ли это о том, что близкие союзники считают террористами разных людей?
— Надо отличать региональную проблему от вызова мировому сообществу. В Турции опасаются, что война в Сирии может повлиять на события в самой Турции. Это уже произошло. Всплеск насилия в стране наблюдался на протяжении последних лет. Теракты совершались Рабочей партией Курдистана и ее сторонниками. На фоне войны это сильно вредило Турции. Для нее курдский сепаратизм всегда будет гораздо более серьезной проблемой, потому что такие лидеры как РПК решают свои задачи только кровью, насилием. Несложно увидеть, что в такой ситуации Турция не будет разборчиво выяснять, кто из вооруженных курдов не является врагом. Возможно, США помогут своему союзнику разобраться в этом деле.
«СП»: — С Пешмерга у Турции есть хорошие контакты. А Пешмерга неофициально поддерживает создание Курдистана, часть которого находится и в Турции.
— Пешмерга находятся в другой стране, и они не могут угрожать Турции. Отряды народной самообороны намного ближе и они сочувствуют РПК, это известно, но сейчас им не нужна Турция, потому что только в Сирии они могут добиться, чего хотят. США поняли это, а Турция еще нет. Но она уже успела внести большой вклад в спасение Сирии. Это важно. Проблема курдского сепаратизма не мешает Турции продолжать международной военное сотрудничество.
«СП»: — Все же Турция решилась на сухопутную операцию в Сирии. Она была направлена против курдов, и сейчас Турция контролирует ту часть Сирии, которую раньше захватывали Отряды народной самообороны. Турция дистанцировалась от США, и создается впечатление, что она предпочитает больше работать с Россией и Ираном.
— Да, Турция реализовала в Сирии свой план, не захотев советоваться. После этого у нее появились проблемы с другими участниками Коалиции. В этом есть определенная вина России. Потому что Россия работает в Сирии против США, она не хочет, чтобы США опередили ее или вынудили действовать совместно.
«СП»: — У Соединенных Штатов, вероятно, такие же цели.
— Может быть, но план Коалиции подразумевает скорейшую победу над терроризмом и восстановление Сирии, а Россия работает только для своего престижа. И поэтому она пытается навредить США. Для этого она пытается влиять на Турцию и использует другие способы.
«СП»: — Какие?
— Есть много известных случаев, но, наверное, еще больше неизвестных. Например, Россия на юге и юго-востоке Сирии сделала все для того, чтоб Сирийские демократические силы не вышли к иракской границе. Это усложнит задачу в войне с ИГ в Ираке. Еще известно, что Россия поставляет оружие в Афганистан.
«СП»: — Кому?
— Талибану*. Об этом давно известно. Об этом часто говорил генерал Николсон(речь о Джоне Николсоне, командующим американскими войсками в Афганистане — авт.). Дональд Трамп был им недоволен, потому что ему казалось, что из-за него, ситуация в Афганистане ухудшилась. Но это не так, потому что неудачи США и НАТО связаны с тем, что Россия поддерживает талибов. Она отправляет им пулеметы и деньги. Это сильно мешает в борьбе с терроризмом. России надо договариваться с США, с НАТО, а не помогать их врагам. Так будет легче, и не будет жертв.