При этом, чем выше разрыв между завяленной и реальной стоимостью мероприятия, тем больше денег «специалисты» складывают в карманы сверх гонорара. Не удивлюсь, если аренда Бессарабского рынка обошлась Пинчуку дороже, чем стоила бы покупка Версальского дворца. Такого пафосно-доверчивого клиента грех не подоить.
Итак, мы имеем тактическое совпадение интересов трёх сторон. Во-первых, группа украинских «миротворцев», концентрирующаяся вокруг Пинчука замечает, что режим шатается под напором ястребов. Логичный ответ — собраться вместе и показать свои возможности, в том числе и наличие серьёзной поддержки Запада. Чтобы потенциальные будущие победители не думали, что у них можно забрать всё.
Во-вторых, заинтересован в усилении своей позиции Порошенко, по поводу которого уже шутят, что «один грузин оказался сильнее всей российской армии». Имеются в виду перманентные утверждения Петра Алексеевича о том, что Украина уже 3,5 года «отбивает российское вторжение». При этом, Саакашвили спокойно неделю разъезжает по Украине и заявил намерение 19 числа явиться в Киев и завершить свою борьбу с Порошенко в столице. «Вся королевская конница, вся королевская рать» действительно не смогла остановить одного «Шалтая-Болтая».
В-третьих, об интересах пиарщиков мы уже говорили. Они сводятся к трём простым пунктам: заработать побольше, сделать клиенту «красиво» (что не является синонимом слова эффективно) и, наконец, не поссориться со своими же клиентами, представляющими другую сторону.
Надо сказать, что пиарщики свою проблему решили. Мероприятие состоялось. Больших скандалов не было. Громкий политический эффект тоже отсутствует.
Частично решил свою проблему и Пинчук. Он покрасовался на фоне мировых знаменитостей (пусть и отставных) Расмуссена, Кэмерона и Керри, продемонстрировал всем, что у него сохраняются прекрасные личные связи на Западе.
Если бы он свою «Ялтинскую стратегию» не проводил, он бы просто сэкономил крупную (хоть для него и не существенную) сумму денег. Все и так знают кого он может пригласить. Все даже знают сколько надо потратить, чтобы самим получить возможность пригласить тех же людей. Но остальные, в отличие от наивного Пинчука, сами слишком циничные проходимцы, чтобы тратить свои деньги на цирковое представление с участием наёмных иностранных проходимцев. В конце концов, все взносы в разные фонды и эксклюзивные гонорары отдельным политикам не помогли Пинчуку ни Кучму у власти удержать в 2004, ни самому избежать неприятностей в прошлом году. Тогда, в ответ на предложение Виктора Михайловича, достичь с Россией компромисса по Донбассу, его высказывания и СБУ проверяло (на предмет антигосударственной составляющей), и Ярош его паразитом называл, и патритическая общественность его травила. И никто из западных «друзей» Пинчука за него не вступился.
А вот Порошенко свою задачу не решил вообще. И не могу сказать, что можно предъявить претензии к его пиарщикам. Они, конечно, жадные и квалификация оставляет желать лучшего, но в данном случае, вольно или невольно, они сделали для Петра Алексеевича больше, чем можно было ожидать.
Разберёмся.
У Порошенко в стране ползучий переворот, внешне представленный Саакашвили, а на деле проводимый стоящими у него за спиной антипорошенковскими силами. Главные организаторы и потенциальные бенефициары переворота относятся к числу украинских «ястребов» или от них зависят. Реальной поддержки политиков, олигархов и избирателей Порошенко не имеет. Он собирается на неделю (которая легко может стать критической) покинуть страну, чтобы попытаться заручиться поддержкой президента США.
Порошенко необходимо чтобы Вашингтон запретил его свергать. Но он может взлететь в Борисполе президентом, а в аэропорту Кеннеди приземлиться не пойми кем. То есть, он не может не лететь в США, но ему необходимо стабилизировать ситуацию на Украине на период своего отсутствия. Потенциальным путчистам необходимо создать достаточно проблем, чтобы они занимались их решением до самого возвращения Порошенко.
И тут выпадет редкая карта. В Киеве собирается огромный форум всей украинской умеренной элиты. Причём (вторая удача) организатор этого форума — Пинчук привозит на него авторитетных (пусть и не всегда действующих) западных политиков. Наконец (третья удача) У Пинчука отвратительные личные отношения с засветившимися теневыми лидерами мятежа Тимошенко и Коломойским. Причём, если сам Виктор Михайлович, в силу особенностей характера, всегда готов с ними полюбовно договориться, то им нужна только его голова, естественно после того, как с него снимут последнюю рубашку.
Конечно, люди, собирающиеся у Пинчука любят Порошенко не больше, чем Порошенко любит их. Но врагов Порошенко они боятся сильнее и, на определённых условиях, были бы готовы поддержать Петра Алексеевича.
Да, у них нет собственных силовиков, а их охранные структуры не превратились в частные армии (а точнее многотысячные банды). Зато они контролируют большую часть информационного пространства Украины, в их руках ключевые объекты жалких остатков национальной экономики, у них не то, чтобы эксклюзивные связи на Западе, но они, в отличие от своих оппонентов, хотя бы напрямую не пачкались в крови и не занимались публичным людоедством.
Поддерживать этих ребят Западу сподручнее, чем собирающихся вокруг Саакашвили неадекватов. Эти послушны, внешне европеизированы, стараются не чавкать за столом, предлагают даже договариваться с Путиным, но готовы выполнить любой приказ из Вашингтона. В общем, аккуратные воспитанные дети, которых не стыдно в приличном обществе поставить на табурет и попросить рассказать стишок, в то время, как малолетним преступникам из банды путчистов место в исправительном заведении.
С такими удобнее, не случайно США старательно лепили Саакашвили в Грузии репутацию цивилизованного просвещённого реформатора. Когда он подался в хулиганы они очень расстроились, но тут же провели замену. А самого Михаила Николозовича отправили отмывать репутацию в Одессу.
В общем, ситуация для Порошенко была очень сложной, но на форуме и в его кулуарах можно было побороться за создание на Украине «антивоенного консенсуса», причём по форме вполне приемлемого для Запада. Если бы это получилось, заявление Порошенко на форуме, что он «президент мира» не выглядело бы как претензия на управление вселенной в отсутствии санитаров, а как адекватная программа умеренных сил.
Умеренным не хватало лидера. Порошенко нуждался в поддержке умеренных. Они могли объединиться. Шанс был не так уж мал. Во всяком случае крайне осторожный мер Львова Садовый примчался в Киев и постарался на форуме встретиться с Порошенко. Это была попытка выторговать себе в наклёвывавшейся миротворческой конфигурации что-нибудь аналогичное тому, что уже согласились дать «ястребы». На случай, если бы Порошенко договорился.
Но Порошенко сделал не то и не так.
Мы начали с Бессарабского рынка. Так вот, он даже не смог использовать очевидную «народность» ситуации. Торговцев с рынка не выгоняли, настроены они были позитивно, поскольку всю их продукцию выкупили заранее. Порошенко оставалось только прогуляться по рядам и под телекамеры искренне поговорить с людьми.
Я понимаю, что толково и искренне это не по-украински. Но ведь речь-то идёт не только власти и имуществе, а возможно и о самой жизни. Да и члены семьи не могут чувствовать себя в полной безопасности. В таких условиях стоило бы проявить изобретательность. Надо было найти слова, которые вызвали бы отклик не только у торговцев с Бессарабки, но и у миллионов телезрителей.
Дальше в ходе самого форума было необходимо послать правильные сигналы представителям тех элитных группировок, которые там присутствовали. Всем было хорошо известно, что эти люди хотят разрешения вопроса с Донбассом, возвращения своего (частично утраченного) контроля над собственностью, оставшейся в ДНР/ЛНР, восстановления нормальных экономических связей с Россией. В целом, им нужен мир, стабильность и нормальная работа их предприятий.
Есть повод сказать им то, что они хотят услышать. Западная Украина явно выходит из подчинения Киеву и ориентируется на Саакашвили. Ничто не мешает Порошенко заявить, что гражданскую войну надо заканчивать, потому, что пытаясь вернуть Донбасс, Украина потеряла себя и рассыпается. Мог бы и действия своего оппонента в нужном свете подать, намекнув населению, что благодаря ползучему путчу начатому людьми прячущимися за Саакашвили, скоро на всей Украине будет как на Донбассе (или хуже).
Такую речь с радостью бы прослушали не только украинские олигархи, но и европейские лидеры, давно мечтающие вырваться из украинского тупика, в который они сами себя загнали. Даже в США пробившая избрание Трампа, но отодвинутая сейчас от власти, группа, планировавшая «сделать Америку вновь великой», обязательно бы попыталась использовать эту неожиданную корректировку украинской политики.
Мы не можем гарантировать, что у Порошенко получилось бы, но он бы привлёк внимание и к себе, и к Украине (то, чего обоим не хватает), причём на базе реалистичного, альтернативного предложения преодоления кризиса, которое было бы востребовано значительной частью как национальных, так и мировых элит. Соответственно, данные элиты оказались бы ситуативными союзниками Порошенко.
А что сделал Пётр Алексеевич?
Он вновь всем рассказал, как воюет и будет воевать с Россией. Он пожалел об отсутствии у Украины атомной бомбы, косвенно лягнув своих уважаемых партнёров американцев и англичан, намекнув им, что их подписи под Будапештским меморандумом яйца выеденного не стоят. Он попросил побольше оружия, ещё раз дав понять, что если бы у Украины была атомная бомба, то Ким Чен Ын показался бы мировому сообществу пай мальчиком.
Он попросил денег. У всех. При этом умудрился сам же рассказать, что ни о чём не договорился с МВФ. Фонд опять пообещал «изучить выполнение» условий предоставления кредита, опять не назвал никаких конкретных дат и вновь перечислил пакет реформ к выполнению которых на Украине даже не приступали.
МВФ, США и собственные грантоеды замучили Порошенко требованиями усилить борьбу с коррупцией. Одно из них заключается в создании антикоррупционного суда. Порошенко понимает, что этот суд будет ему неподконтролен и создавать его не желает. Но он находится в аудитории, которую хотел бы склонить на свою сторону и для которой тема антикоррупционного суда важна. У него два варианта: поклясться, что суд будет создан в течение недели и просто обойти эту тему молчанием.
Он выбирает третий и начинает рассказывать всем, что «нигде такого суда нет, а от нас требуют». Это естественно задевает Керри, который как раз три года и требовал. И тот ехидно объясняет Порошенко, что у всех нет потому, что у всех коррупция не проела государственный механизм сверху донизу, а сообщением, что в данный момент в США специальный прокурор проводит расследование в отношении президента Трампа, прямо указывает на Порошенко, чему зал несказанно радуется и аплодирует. Эти аплодисменты — гвозди в крышку гроба порошенковской власти. Они показывают путчистам, что президент не смог заручиться поддержкой умеренных элит и Запад в публичной поддержке ему также отказал. С ним можно не церемониться.
Аналогичным образом, зная, что ни ЕС, ни НАТО не собираются принимать Украину в свой состав в обозримом будущем, Порошенко поднимает эту тему в присутствии экс-генсека НАТО Расмуссена. И тот естественно сразу развенчивает его иллюзии, сообщая, что НАТО, конечно, не против вступления Украины, но в ближайшие годы у него другие проблемы и думать об этом никто не будет. А ведь Порошенко в 2016 году с пиаровской целью назначил Расмуссена своим советником. Естественно такая публичная пикировка с собственным советником по вопросу, входящему в исключительную сферу компетенции этого советника, тоже не укрепляет позиции Порошенко.
Наконец, произошла утечка содержания беседы Порошенко с Садовым. Якобы Пётр Алексеевич возмущался сотрудничеством последнего с Саакашвили. Затем Порошенко и его пресс-служба опровергли данное утверждение. Но как-то неловко. Президент заявил, что ничего не говорил Садовому о Саакашвили, пресс-служба сообщила, что не располагает сведениями о разговоре Порошенко с Садовым в принципе. То есть, Порошенко утверждает, что с мэром говорил, но не о том, а его сотрудники, что они вообще не встречались. Нескоординированная попытка оправдаться хуже, чем простое молчание. Тем более, что каждый, кто хоть немного знает характер Порошенко, будет уверен, что ничего не сказать Садовому о Саакашвили он в принципе не мог. Наконец, независимо от содержания беседы, надо было заранее прогнозировать, что именно такая утечка обязательно будет и загодя решить, что по этому поводу говорить.
Но важны даже не эти технические проколы. Важно, что Порошенко с Садовым ни о чём не договорились. То есть, политик, прибывший к Порошенко на переговоры, в готовности к каким-то уступкам, но и с определёнными ожиданиями, понял, что договариваться с президентом не о чем.
Это ещё один негативный сигнал. Главное же, что Порошенко сам, лично организовал все эти сигналы. Он показал всем: что денег ему давать не хотят (кстати и в связи с дефолтом Украины по российским еврооблигациям в том числе), что в ЕС и НАТО Украину при нём никто принимать не будет, что война в Донбассе будет продолжена именно в нынешнем, совершенно бесперспективном и не устраивающим ни «миротворцев», ни «ястребов», ни даже зарубежных партнёров формате, что никакой позитивной программы ни во внешнеполитической, ни во внутриполитической, ни в экономической, ни в военной сфере у него нет, что договариваться он ни с кем не хочет, поскольку договариваясь необходимо уступать, а он никогда ни в чём не уступит.
Рыночный торговец, видя, что его товар не покупают, отдаёт его за любую цену, иначе товар всё равно сгниёт и вообще ничего, кроме проблем не получишь. Порошенко будет пытаться продать гнилой товар, пока сам плесенью не покроется. Или пока его не начнут бить, что более вероятно. А ведь, не пойди он в президенты, мог бы до сих оставаться авторитетным торговцем сладостями.