Вопрос: В Киеве сообщают, что на Генассамблее и в Совбезе ООН Порошенко будет просить максимально расширить возможности миротворцев в Донбассе. Как Вы оцениваете потенциал этих намерений?
Ростислав Ищенко: Для того, чтобы говорить о мандате миссии, надо, чтобы миссия вообще была учреждена Советом безопасности ООН. На данный момент, насколько я понимаю, США и Украина высказываются против принятия российской резолюции в том виде, в котором она предоставлена. И компромисса с российской делегацией им достичь не удалось. Поскольку Соединенные Штаты являются постоянным членом Совета безопасности, то их отказ поддержать резолюцию означает автоматическое вето.
Сообщалось, что Украина может подготовить и внести свой проект резолюции – но пока его нет. И для того, чтобы подготовить проект резолюции и внести его на рассмотрение Совета безопасности, Порошенко ни в чем не надо убеждать Генассамблею. Генеральная ассамблея эту проблему не решает.
Вопрос: А что тогда Украине нужно делать?
Ростислав Ищенко: Если Украина хочет добиваться какого-то решения, то надо убеждать Совет безопасности ООН, а на Генассамблее можно рассказывать о том, что нравится и не нравится – это пожалуйста. Пусть Порошенко что угодно рассказывает Генассамблее, рассказывает генсеку ООН, если тот его примет, рассказывает Трампу, если тот ему позволит не только сфотографироваться, но еще что-то сказать. Но как США могут ветировать российскую резолюцию, точно так же и Россия может ветировать любую другую резолюцию. Соответственно, до тех пор, пока не будет достигнут компромисс между пятью постоянными членами Совбеза – ни о какой резолюции речи быть не может. А тем более ни о каком мандате миссии.
Более того, Совбез может учредить миссию, а потом расширять или сужать ее мандат. То есть точно так же мандат может быть расширен хоть на всю Украину. Но это будет потом – пока говорить не о чем.
Вопрос: Ну, а если Украина внесет резолюцию в Совбез? Что ей мешает?
Ростислав Ищенко: Украина – член Совбеза, непостоянный, но, тем не менее, как член Совета безопасности она может вносить любую резолюцию на рассмотрение. Даже когда она не будет членом Совета безопасности, она как член Организации Объединенных Наций имеет право инициировать срочный созыв Совбеза. Это не значит, что он обязательно соберется, но требовать она имеет право. И если в Совбезе найдется кто-то из постоянных или непостоянных членов, кто разделяет беспокойство Украины, то он может внести резолюцию в СБ ООН.
Но сейчас это может сделать Украина и сама. Никаких проблем нет. Другое дело – примут проект или не примут.
Вопрос: Значит, не предлагает, потому что нет смысла? А чего на Украине тогда добиваются?
Ростислав Ищенко: Украина давно хочет, чтобы в ДНР и ЛНР ввели миротворцев, местные армии сложили оружие на складах, миротворцы повесили на эти склады замки, взяли под охрану – и после этого Украина начнет наступление, потому что в Киеве прекрасно понимают, что пока армии ДНР, ЛНР вооружены, Украина военным путем этот вопрос не решит.
Вопрос: Киев обещал "массу неожиданностей" – чего ждать от Порошенко на Генассамблее? Это, может быть, будет связано с Донбассом?
Ростислав Ищенко: Ну, не знаю, может, он там гопак спляшет? А если серьезно, то на Украине просто не очень адекватно оценивают разницу в положениях Украины и России. Наверное, это пошло еще с 90-х годов, когда государства были примерно эквивалентны по своим возможностям. Но с тех пор они серьезно разошлись. И если Украина зависит от воли ООН, Европейского союза и всех мимо проходящих, то без России Организация объединенных наций, по большому счету, работать не может.
Неслучайно эти пять ядерных государств являются членами Совбеза с правом вето. Ну, по поводу Франции и Великобритании еще можно спорить, хотя это тоже серьезные страны, но если в Совбезе и вообще в ООН нет России, Китая или США, то эта организация неполноценная, это инвалид.
Разница в том, что если, допустим, выступает Трамп, и он недоволен Порошенко – Порошенко может вешаться. А если Трамп выступает и говорит, что недоволен Путиным, значит, у последнего вырастет поддержка в стране. Вот, собственно, разница. Поэтому непонятно, какие "неожиданности" Порошенко подразумевает.
Вопрос: Тем временем, кажется, "наш Трамп" не собирается ругаться на своего подопечного – Порошенко сообщил о выделении $500 млн и летального оружия от США для поддержки Украины. Как это согласуется с миротворческой инициативой?
Ростислав Ищенко: По-моему, сообщения Порошенко не согласуются даже с реальностью. Потому что Сенат США, являясь только одной из частей Конгресса, не может самостоятельно выделить деньги, помимо утвержденных бюджетом расходов. То есть Сенат их не печатает и из кармана не достает. И, насколько я помню, в бюджете на этот год вся военная помощь Украине от США (причем это касается нелетальных вооружений) составляет порядка $175 млн.
Ее даже урезали. В прошлом году она составляла около $375 млн, а в этом сокращена почти в три раза. Откуда Порошенко взял 500 млн, я не знаю.
Вопрос: А что касается летальных вооружений? Могут начаться поставки?
Ростислав Ищенко: Что касается летальных вооружений, то в США дискуссия на эту тему идет, начиная с 2014 года. И не то, чтобы США не хотели их Украине поставить – они и так поставляют. Но, начиная с 2014 года, летальное вооружение, вплоть до бронетехники и артиллерии, на Украину поставляют частные фирмы по простой схеме: у венгерской, чешской, польской или еще какой-то из восточно-европейских армий на складах залежалось много советского оружия, а частная фирма купила и продала его Украине. То есть это не государственные поставки. А для Украины важно, чтобы ей хоть ведро патронов продали – а еще лучше подарили – но чтобы это были официальные государственные поставки, желательно от Соединенных Штатов. И вот именно за это идет борьба – чтобы строкой в бюджет Штатов было заложено "Помощь Украине летальным оружием" – тогда Киев может, по крайней мере, "для внутреннего потребления" говорить, что Америка с ними. Это чисто пропагандистский момент.
А в Соединенных Штатах до сих пор идут дискуссии между "ястребами" и "умеренными". Я не думаю, что эти дискуссии обязательно закончатся быстро, просто потому, что все прекрасно понимают, что поставка этого "ведра патронов" ничего, по сути, не поменяет, кроме одного – резко вырастет напряженность во взаимоотношениях с Россией.
Вопрос: Вы считаете, что США все-таки не хотят портить отношения с Россией?
Ростислав Ищенко: США просто приучены к тому, что ответный ход обязательно будет, он обязательно будет нелинейным и обязательно ударит больно. Не зная, чего ждать, они достаточно осторожно к этому делу подходят. А так – конечно, есть достаточно серьезное лобби и в Пентагоне, и в Конгрессе, и в Государственном департаменте, представители которого настаивают на начале официальных поставок оружия.
Вопрос: Ну, и как проявит себя "Трамп наш"?
Ростислав Ищенко: Не знаю, как себя проявит "ваш Трамп" в этой ситуации, потому что, по большому счету, проявлять себя будут США, где Трамп является только одним из центров силы. Серьезным центром власти, но только одним из многих.
Ситуация с миротворцами обсуждается уже три года. Более того, хочу напомнить, что в 2014 году – Россия предлагала Украине отправить своих пограничников на российский контрольно-пропускной пункт на границе. Мол, вы утверждаете, что что-то там через границу возят – присылайте своих пограничников, пусть контролируют. Украина говорила, что она не может контролировать границу со стороны ДНР и ЛНР, им отвечали – пожалуйста, приезжайте на наш КПП, ставьте своих пограничников. И это было более серьезное предложение, чем ввести куда-то миротворцев.
Но для Украины же проблема не в контроле границы, для Украины проблема заключается в том, что она хочет, чтобы миротворцы разоружили ДНР, ЛНР. Таким образом, обеспечили Украине победу. Но есть один нюанс – в соответствии с международными нормами, миротворцы вводятся по согласию сторон конфликта.
А стороны конфликта – это Киев и ДНР, ЛНР. Для того, чтобы ввести миротворцев, согласие на их мандат и на их ввод должны дать ДНР и ЛНР. Поэтому когда Россия занимает позицию "в мандате пишите, что угодно, но согласуйте его с ДНР, ЛНР" – это абсолютно соответствует международному праву, во-первых; а во-вторых, она ставит наших "партнеров" в тупик. Потому что записать-то я могу все, что хочу, но потом надо идти к Плотницкому и Захарченко и с ними вести переговоры. А они не согласятся на все, что я хочу – а без их согласия я не введу миротворцев. И во-вторых, мне уже придется де-факто начать с ними переговоры напрямую, а от этого Киев все время пытается уклониться. Даже когда переговоры проходят в Минске, то Киев подчеркивает – вообще-то они там за столом есть, но мы их "не видим".
Идет тактическая дипломатическая борьба, цель которой заключается не во вводе или выводе миротворцев, и не в том или ином их мандате, а в том, чтобы в очередной раз продемонстрировать ущербность позиций Киева. Доброй воли Киева для разрешения конфликта никогда не будет. Поэтому Россия и США ведут этот сложный "дипломатический танец".