Большие споры вызвали не только цели проведения манёвров, но и численность участников. «Россия утверждает, что задействует менее 13 тысяч военнослужащих, следовательно, никакой нужды (в наблюдателях. — ИноТВ) нет. Но мы уже видели раньше, как Россия сообщает неполную информацию и пользуется лазейками в международных соглашениях, чтобы избегать присутствия наблюдателей», — отметил генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг. Кроме того, глава альянса пожаловался, что Москва проводит учения своих вооружённых сил «в непрозрачной манере».
Украинская сторона, по всей видимости, пристально следившая за манёврами, поспешила констатировать: Россия намного превысила количество своих войск и военной техники. «Активная фаза учений проводится одновременно на шести военных полигонах Российской Федерации и пяти военных полигонах Республики Беларусь, что позволяет скрыть реальный масштаб привлечения к ним войск, который значительно превышает официально анонсированное», — прокомментировал секретарь СНБО Александр Турчинов.
Украинцы уверены, что на самом деле в учениях принимают участие «120 тысяч человек, свыше десяти тысяч единиц боевой техники, около 100 летательных аппаратов и около 40 кораблей/подводных лодок различного класса». Но при этом, сообщает «1+1», официальные представители утверждают, что «видели слишком мало, чтобы подтвердить или опровергнуть тезисы организаторов об оборонительном характере военной подготовки».
Полковник бундесвера в отставке Родерих Кизеветтер тоже уверен, что Россия, в отличие от НАТО, проводит свои учения «непрозрачно и нечестно». «Я думаю, эти учения, в которых заявлено 12 700 человек, это только кирпичик в череде многих других учений, которые Россия проводит в этот период времени, и, в отличие от НАТО, это непрозрачно и нечестно», — заявил он Deutschlandfunk, добавив, что таким образом Москва нарочно подпитывает беспокойство соседей и пытается вбить клин между Прибалтикой и другими странами Европы.
Удерживая сферу влияния
Большое внимание журналисты уделили роли Белоруссии в учениях Москвы и Минска. Так, по мнению The Wall Street Journal, отношения между Владимиром Путиным и его белорусским коллегой Александром Лукашенко «настолько испортились», что они в нарушение традиции даже не встретились во время манёвров. Но для не слишком сильной в военном отношении Белоруссии участие в подобных учениях — необходимость, «способ успокоить более могущественного соседа».
И даже международных наблюдателей с Украины, из Польши, Швеции, Норвегии и ряда международных организаций Минск пригласил, чтобы «гарантировать, что Россия не предпримет ничего непредвиденного», посчитали в Financial Times. Учения «Запад-2017» продемонстрировали, что «Белоруссия — это практически территория России», заявил польский генерал Роман Полько в интервью Gazeta Prawna. «Для Лукашенко это огромная угроза, потому что, по сути, его не видно и не видно независимости Белоруссии», — добавил генерал. Таким образом, «вопреки напускному нейтралитету», подтверждается зависимость Минска от Москвы, соглашается The Daily Telegraph.
Эксперты The Globe Post сошлись во мнении, что, проводя учения в Белоруссии, Россия хотела «предупредить «неверных» соседей, что не стоит «бежать» к Западу». Как заметил обозреватель Foreign Policy Эндрю Уилсон, у российских манёвров «есть привычка воплощаться в жизнь»: к примеру, учения «Кавказ» в 2008 году стали, в сущности, «пробным прогоном вторжения в Грузию»; прошлая версия «Запада», организованная в 2013-м, вылилась в действия против Украины; а масштабные учения советских вооружённых сил в 1981-м были использованы Москвой, дабы «запугать коммунистическую Польшу и заставить её подавить движение «Солидарность». После «майдана» понимание Москвой «лояльности» стало «ещё более строгим».
Запугать и продемонстрировать силу
Впрочем, западные журналисты уверены, что запугивать Путин собрался не только непокорных союзников, но и страны Прибалтики и Восточной Европы.
«Учения «Запад-2017» — это не только самые масштабные, но и самые агрессивные и многофункциональные из всех учений России за последние 30 лет. Хотелось бы отметить, что эти манёвры не закончатся завтра (20 сентября. — ИноТВ), а будут продолжаться с применением ядерного оружия, которое не было включено в программу учений», — заявил министр обороны Польши Антони Мачеревич.
А бывший замминистра обороны страны Ромуальд Шереметьев предположил, что из-за учений России и Белоруссии может чувствовать себя запуганной прежде всего Украина, находящаяся, как он считает, в состоянии «ползучей войны» с Российской Федерацией и не входящая в НАТО. Но и самим членам альянса вроде Латвии, Литвы и Эстонии по-прежнему неспокойно из-за близости манёвров к их границам.
Президент Литвы Даля Грибаускайте заявила, что Россия отрабатывает сценарий нападения на соседей, что является «одним из симптомов неспособности Кремля справиться со своей ненавистью по отношению к Западу».
Как отмечают чиновники Балтийских стран, сегодня они наблюдают «намного более многочисленную, более скоординированную и более опасную российскую армию» по сравнению с 2013 годом, когда проходили прошлые учения «Запад». Для России её манёвры — шанс показать новообретённую силу своих войск, которые хотят избавиться от репутации «неэффективного преемника советской Красной армии», написала The Washington Post.
Демонстрация достижений российской армии на поле хоть и воображаемого, но боя поможет Западу оценить состояние вооружённых сил Москвы, утверждает целый ряд изданий. К примеру, в Voice of America пообещали экспертам и интересующимся возможность получить «реальное представление о том, на что способна российская армия после многолетних реформ».
Как описывает RFI, эта «демонстрация силы состоялась перед объективами фото- и видеокамер примерно сотни журналистов, специально приглашённых российским Минобороны. Манёвры в режиме реального времени комментировал расположившийся на бетонном возвышении диктор, который также перечислял задействованные образцы техники».
Обыкновенные учения
Впрочем, нашлись и те аналитики, которые всё-таки призвали рационально оценить российско-белорусские манёвры. Кто-то — например, корреспондент Das Erste Удо Лилишкис — объяснил, что российская армия ещё попросту «слишком слаба», чтобы тягаться с НАТО. А Тео Зоммер из Die Zeit советует обойтись без паники и истерии. Он сказал, что НАТО должно защищать своих восточных союзников, но нельзя допускать, чтобы страх становился их единственным советником и тем более доводил до истерик.
В подтверждение мирных намерений России выступил и военный наблюдатель Каупо Кийз из Эстонии. По его словам, вопреки многочисленным слухам речь идёт об «обыкновенных учениях», которые вправе проводить любая страна. Экс-посол Польши в России Станислав Чосек уверен, что Москве не нужны ни войны, ни территории стран Прибалтики или Восточной Европы. Однако России выгодно сохранять напряжённость, чтобы успешно вести «информационную войну» против Запада. И хотя Москва действительно стремится запугать членов НАТО и своих соседей, по мнению специалиста по вопросам обороны и безопасности в России Марка Галеотти, в действительности она не собирается ни с кем воевать.
«Со стороны России было бы немыслимо рисковать военным конфликтом с НАТО», — подтвердила политолог Агния Григас изданию Christian Science Monitor. Конечно, любые масштабные учения вызывают опасения у небольших стран по соседству, но научный сотрудник Кеннановского института при Центре Вудро Вильсона Майкл Кофман настаивает, что большинство оборонных ведомств как раз уверены, что ничего страшного не случится.
Постоянные разговоры о «российской агрессии» не слишком полезны для атмосферы в Европе. Они даже вынудили обычно нейтральную Швецию принять участие в учениях НАТО, подчеркнул хорватский портал Advance. «В итоге бал правит паранойя и напряжённость, которые распространяются по континенту, и рады этому могут быть только военные институты, начиная с НАТО и заканчивая группами военных интересов. Потому что пока европейские народы погружаются в страх, эти структуры переживают свой новый ренессанс».
Ссылка