Сверхпрочный мыльный пузырь: почему госдолг США будет продолжать расти
Аналитик Максим Шеин — о том, почему госдолг США может и дальше расти.
Когда на детских праздниках устраивают шоу мыльных пузырей, показывают один из забавных фокусов — сверхпрочные, не лопающиеся пузыри. Они выглядят, как обычные мыльные пузыри, но долго сохраняют форму и их не так-то просто проткнуть. Таково свойство мыла, из которого они сделаны.
Сейчас многие рассуждают о том, что ситуация, сложившаяся в экономике США, чем-то напоминает период конца 1990-х годов, когда на рынке надулся «пузырь доткомов».
В частности, на 30 октября отношение капитализации американских банков и компаний к номинальному ВВП составило 1,82 — это абсолютный исторический максимум. В конце 1990-х этот коэффициент составлял 1,77.
Капитализация всех компаний (банков и нефинансового бизнеса), обращающихся на всех биржах на территории США, недавно превысила $45,5 трлн, из которых непосредственно американских акционерных обществ — на $37 трлн (из них публичные $31 трлн).
Может, на американском рынке снова надулся пузырь, который может в любой момент лопнуть?
На самом деле у нынешнего технологического бума очень много отличий от того, что происходило в конце 1990-х — начале 2000-х годов. Во времена «доткомов» у американских корпораций практически не было прибылей — даже такой гигант, как Cisco, на тот момент была в долгах, как в шелках. Теперь же у компаний есть прибыли. Они стоят дешевле, чем тогда, а денег зарабатывают очень много.
Отношение чистой прибыли к выручке очень высокое. Если 30 лет назад оно составляло 6%, то теперь это 9% — это очень много. Это при том, что в Европе так и осталось на уровне 5–6%. Кроме того, не следует забывать, что американские компании 70% выручки получают от продаж внутри Соединенных Штатов. При этом прибыль европейский компаний зависит от местного рынка только на 45%.
Чтобы начался крах, нужно, чтобы начались массовые продажи ценных бумаг, и прежде всего — государственных облигаций. Но сейчас нет желающих продавать американский долг.
Продавцов нет — американский госдолг держат все пенсионные фонды, которым нужны деньги. Через 20 лет пенсионеров в США будет вдвое больше, чем сейчас. Пенсионным фондам нужны деньги, и поэтому такие бумаги никто продавать не будет.
А те небольшие объемы долговых бумаг как корпоративных, так и государственных эмитентов, которые понемногу продают иностранные держатели, скупают сами американцы. Таким образом, долг постепенно переходит в США, увеличивая стабильность финансовой системы. Акции тоже никто не будет продавать — ни арабские шейхи, ни норвежские пенсионные фонды. Скорее наоборот — покупать.
Долг США в абсолютном выражении весьма велик, но стоимость его обслуживания чрезвычайно низкая, поэтому его спокойно можно наращивать.
Если и говорить о каком-то подобии пузыря, то это можно сказать разве что о рынке облигаций. И то это в большей степени касается Европы, чем США. Там доходность 10-летних облигаций меньше 1%.
Европейские облигации явно переоценены и держатся только за счет скупки их Европейским Центробанком. Он выдает деньги дешево под низкокачественные активы. Американские же бонды дают доходность около 2%.
Говорить о внутриполитических рисках тоже не приходится, поскольку даже в случае импичмента Дональда Трампа на финансовых рынках это слабо отразится. Согласно опросу Wall Street Joural, проведенному среди 140 управляющих фондов, финансисты опасаются геополитических рисков, в то время как политическая ситуация внутри страны их мало волнует.
Специально обрушать финансовый рынок в США тоже никто не заинтересован: подорожание ценных бумаг напрямую связано с ростом благосостояния американцев.
При растущих рынках люди уверены в будущем, у них больше возможностей тратить, брать ипотеку, что опять же способствует развитию экономики.
Источник: Ссылка