О том, что это Москва весьма обеспокоена открывающимися перспективами, говорит тот факт, что еще в сентябре на пресс-конференции по итогам саммита БРИКС, Владимир Путин, говоря о возможных поставках, по сути дела пригрозил ответными мерами — дескать, народные республики могут направить «имеющееся у них оружие в другие зоны конфликта, которые чувствительны для тех, кто создает проблемы для них».
Кроме того, российский президент указал, что результатом поставок станет рост числа жертв.
Действительно, появление у Вооруженных сил Украины противотанковых и контрбатарейных комплексов приведет к резкому обострению обстановки на фронтах, которая и без того уже бесконечно далека от «учебного перемирия», заключенного еще в августе. Не секрет, что основные инструменты обороны и сдерживания, которыми пользуются армейские подразделения ЛДНР, — это как раз артиллерия и танки. Если украинские военные получат в руки эффективные средства борьбы с ними, это может серьезно повлиять на соотношение сил.
Глава комитета Госдумы по обороне, бывший командующий ВДВ РФ генерал Владимир Шаманов, прошедший две чеченские войны и очень хорошо разбирающийся в эффективности тех или иных видов вооружений, указал, что поставки оружия не просто осложнят, а «взорвут» ситуацию на Украине.
Очевидно, что России придется выравнивать нарушенное Америкой относительное равновесие и сделать она это сможет как политическим, так и военным путями.
О том, что путь политической легитимации народных республик имеет существенный горизонт возможностей, можно легко догадаться по недавнему беспрецедентному шагу Владимира Путина, который по собственной инициативе связался с главами ЛДНР по телефону.
Решения, которые помогут придать этой линии весьма существенное значение, если вспомнить об опыте отношений России с Абхазией и Южной Осетией, довольно много, начиная от выдачи гражданам республик российских паспортов, и заканчивая признанием мятежных территорий независимыми государственными образованиями.
В свое время Михаил Саакашвили, направив войска в Южную Осетию, нарушил хрупкое равновесие сил в противостоянии Тбилиси и Цхинвала, угроза разгрома немногочисленных и плохо вооруженных сил обороны маленькой кавказской республики оказалась более чем реальной. Москва отреагировала моментально, направив военную помощь и признав Абхазию и Южную Осетию.
Чтобы исключить вероятность повтора подобных драматических событий, она разместила на их территории свои военные базы. Так что арсенал средств, к которым может прибегнуть российское руководство, достаточно обширен.
В первую очередь, конечно же, будет оказана поддержка вооруженным силам ЛДНР. Они получат более современные виды оружия из России, устраняющие тот дисбаланс, к которому могут привести поставки из США.
Не исключено так же, что для защиты жителей Донбасса будут введены регулярные армейские соединения, как это было сделано в августе 2008 года в Южной Осетии.
И нет сомнений, что все будет сделано очень быстро, чтобы украинцы не имели ни малейшей возможности воспользоваться своим превосходством в вооружении.
Что касается политических решений, то с учетом того, что Америка продемонстрирует желание обеспечить военное превосходство украинской стороны, а, соответственно, речь идет о сугубо силовом сценарии, у России оказываются полностью развязанными руки. Вашингтон, отказываясь по сути дела, от мирных способов урегулирования конфликта на Украине, дает Москве право задействовать любые средства для предотвращения резни в Донбассе. О том, что Россия не может ее позволить и не позволит, Путин совсем недавно очень внятно заявил на Валдайском форуме.
Удивительно, конечно, что нынешняя американская администрация ведет дело к крайним и радикальным вариантам, однако, судя по всему, она не вполне управляет ходом событий.
Жесткая антироссийская линия, обслуживаемая сегодня с почти одинаковым усердием и демократами, и республиканцами, имеет свою убийственную и уродливую логику, которая реализует себя в ставке на расширение масштабов кровопролития на Украине.
Андрей Бабицкий