Впрочем, эмиграция бывает разная. Как и визиты на чужую землю. Ведь украинские власть имущие давно полюбляют Европу. У Порошенко — испанские виллы, у Коломойского — дом-гигант в Швейцарии, у Пинчука — викторианский особняк в Лондоне.
Там же власть имущие воспитывают своих отпрысков и хранят сбережения. В общем, все по фэн-шую. Ну, как его понимают украинцы. Так что почва для бегства у этих ребят подготовлена. Отсюда — и почти хрестоматийное равнодушие к судьбе родины.
Есть и другая эмиграция — вынужденная. Например, тех, кто покинул родину сразу или чуть позднее после событий Евромайдана. В том же Крыму много украинцев не только из Донбасса, но и из Харькова, Днепра (Днепропетровска), Киева и других городов.
При этом трагикомично, что эти люди знают и любят Украину зачастую лучше тех, кто там остался: разбираются в истории и литературе, прекрасно говорят по-украински. Чего не скажешь, например, о тех молодчиках, что сорвали концерт Райкина. Находчивые зрители — одесситы! — предложили им выйти на сцену и прочесть стихи на мове, а молодчики предсказуемо облажались.
Были, меж тем, и те, кто после революции достоинства остался. Более того — ждал после Евромайдана положительных перемен. Справедливо звучали и разговоры об украинском пассионарном взрыве. Но… впрочем, не одно «но», а слишком много.
Конечно, такого соцопроса сейчас никто проводить не станет, но реально: сколько в Украине разочарованных после Евромайдана? И сколько отчаялись? Уверен, процент удивил бы и нынешнюю украинскую власть, пребывающую в шоколадных замках, и международное сообщество.
Это уже стало общим местом: боролись против коррупционеров — получили еще больших, которыми уже открыто возмущается Европа; хотели в ЕС — и от него все дальше, чего только стоят заявления, а, главное, действия Венгрии и Польши. Что-то — или почти все — пошло не так.
Еще одно общее место — игра слов: Украина — руина.
Но ведь, если отбросить злословия и штампы, то страна, действительно, превращается в руину.
Реформа образования. Реформа медицины, которая сразу кладет больных в гробы. Производство уничтожено, а рынки сбыта потеряны. Рост коммунальных тарифов, цен. Рост внешнего долга на сотню миллиардов. Все это симптомы агонии.
Маршируй — или убегай
В таких случаях украинские эксперты обычно заявляют: не преувеличивайте — ну и дальше валят все на злобную российскую пропаганду. Однако того же мнения и сами украинцы. Отток людей из страны — тому подтверждение.
Минус 3% населения — за два года только официально. А сколько неофициально? Сколько миллионов работает за рубежом без прав? Сбывается план Гитлера — сделать украинские земли пустынными.
Перед Евромайданом еще были надежды. Люди верили в то самое светлое будущее. К слову, это вообще довольно забавно: ругать все коммунистическое, устроить декоммунизацию, но во всем — не слишком удачно, правда, и с куда меньшим размахом — подражать им. Так, простите, во что теперь верить людям?
В стране есть две генеральных идеи. Первая — Россия как раздражитель и враг. Вторая — бесконечная пропаганда национализма. С первым согласятся больше, но от второго людей уже откровенно воротит. Потому что Бандерой единым сыт не будешь. Хлеба надо. Пропаганда же национализма отталкивает от Украины как Европу, так и собственное население.
И в этой ситуации нормально чувствуют себя только националисты, отрабатывающие западные гранты. У них есть средства и к существованию, и к пропаганде, и к деятельности. Они сыты. При этом находятся в Украине. И чем беднее народ, тем им лучше. Потому что так они могут сказать: смотрите, мы здесь, в Украине, никуда не уехали да еще и имеем гроши — присоединяйтесь к нам, и все у вас будет добре! Ну, ладно, не добре, а чуть лучше, чем сейчас.
Власть при этом тоже подстрахована. Она в любой момент может уехать на свои западные угодья. Это Януковича в свое время прижали иностранными вложениями — он боялся потерять их, а потому не пресекал Евромайдан. У нынешней же власти есть не то чтобы карт-бланш, но разрешение деребанить и кошмарить страну. А в случае чего — уехать. Вон — Яценюк смотался на месяцы и приехал домой бодреньким, отдохнувшим.
В этой истории хорошо и властям, и националистам как главной действующей силе, плохо — только украинскому народу. Его большей части.
Но улучшений ждать не стоит. Потому что именно это «плохо» и заказано извне. Все делается для того, чтобы было плохо.
Ведь если жизнь будет скатываться ко дну, то люди в своем отчаянии будут готовы примкнуть к чему угодно — надо будет их лишь направить, что националисты и сделают. Это случится легко, так как человек в силу собственной психологии не станет винить себя (за Евромайдан и прочее), а найдет внешнего противника и виновника. Скажет: «А это все они — надо бы им отомстить». Дух гитлеровской Германии ведь никуда не ушел.
Потому украинцев и загоняют в ловушку, сконструированную по законам худшей жизни. А тому, кто не хочет угодить в нее, остается лишь бежать. Что, собственно, они и делают.
Платон Беседин