Игра немецких друзей Путина
Россия отвечает на санкции, введенные против нее после покушения на Сергея Скрипаля. А ее немецкие друзья призывают Запад, чтобы он примирился с Кремлем. Такие обращения могут повредить Ангеле Меркель.
«Запад не способен примириться с тем, что у России есть свои интересы, и она пытается их реализовать» - это слова не пресс-секретаря российского МИДа, но влиятельного немецкого политика Маттиаса Платцека.
Экс-руководитель SPD и премьер Бранденбурга, который стоит во главе немецко-российского форума, в прошедший понедельник принял участие в организованной Фондом Розы Люксембург панельной дискуссии об отношениях с Москвой. Ее запись именно в пятницу, день спустя после российского ответа на иностранные санкции, появилась на немецкоязычной странице портала «Спутник», который является интернет-опорой кремлевской пропаганды. Слова Платцека, что Кремль решился на аннексию украинского Крыма в 2014 году из опасения, что на базе в Симферополе - главном военном порту полуострова, пришвартуются американские фрегаты, «Спутник» выделил жирным шрифтом.
В ситуации кризиса в отношениях с Россией, который возник после попытки убийства живущего в Великобритании бывшего российского шпиона Сергея Скрипаля, российская пропаганда цитирует Платцека очень часто.
«Сначала стреляют, и только потом разбираются» - отреагировал Платцек на новость, что после атаки на шпиона, для которой применено относящееся к химическому оружию нервно-паралитическое соединение «Новичок», страны ЕС, в том числе Германия, а также США. Канада, Австралия и Украина, постановили выслать более 150 российских дипломатов.
По мнению экс-лидера SPD, это поспешное решение, потому что то, что за атакой на Скрипаля стоит Россия, пока не удалось со всей уверенностью доказать. Именно таким же способом из этого дела пытается выкрутиться Кремль, утверждая, что «Новичок» производился во многих странах мира, а Россия уничтожила его запасы.
«Ситуация более опасна, чем во времена Холодной войны» - это, в свою очередь, предостережение Платцека, которое прозвучало несколько дней тому назад в эфире общественного телевидения.
Это же самое он говорил во время встречи с жителями саксонской провинции. В городке Делич под Лейпцигом он убеждал, что нынешняя ситуация напоминает времена сразу перед началом Первой мировой войны.
«Никто не хотел войны, но она внезапно началась» - говорил он, и предостерегал, чтобы Германия не дала себя втянуть в американо-российский конфликт.
Этот немецкий политик – один из наиболее активных т.н. Russlandversteher, т.е. «понимающих Россию». Под этим определением скрывается группа немецких политиков и бизнесменов, связанных с Кремлем, который перед агрессией России на Украине убеждали, что Путин демократизирует свою страну и приближает ее к Европе. После аннексии Крыма и поджога восточной Украины они утверждали, что вину за это несет Запад, который, несмотря на протесты Кремля, хотел вырвать Киев с российской орбиты. «Понимающие Россию» неустанно добивались отмены введенных против России в 2014 году санкций. К этой группе принадлежал экс-министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль.
Пропаганда Кремля использует Платцека, потому что молчит самый знаменитый „Russlandversteher” – экс-канцлер и глава SPD Герхард Шрёдер, который когда-то называл российского президента «безупречным демократом», а сейчас работает на «Газпром» и лоббирует за Россию. Его наиважнейшим проектом является противоречивый газопровод «Nord Stream», который проходит по дну Балтийского моря, минуя Украину и Польшу, и может использоваться Кремлем для энергетического шантажа. Именно сейчас Германия дала окончательное согласие на строительство его второй нитки в своих территориальных водах. Может быть, молчание Шрёдера – это результат угроз Украины, что она введет против него санкции.
Слова Платцека не уходят в никуда. Одним из идеологических фундаментов немецкой социал-демократии является девиз «Ostpolitik» - смягченной политики в отношении Москвы и тогдашнего Восточного блока, которая велась канцлером Вилли Брандтом, и которая основывалась на ведении диалога с Кремлем ценой закрывания глаз на антидемократическую политику СССР. Платцек и другие «понимающие Россию» неустанно ссылаются на это наследство, а партийные низы покупаются на это.
После оглашения решения, что Берлин в ответ на использование химического оружия на британской территории приказал паковать чемоданы четырем российским дипломатам, в SPD забурлило. Возмущение настолько сильно, что высказаться пришлось самому Рольфу Штегнеру – вице-председателю партии.
«Решение о высылке дипломатов не было самым умным» - заявил он, применив ровно те же аргументы, что и Платцек: нет никаких доказательств участия России в покушении на Скрипаля, и плохой международной репутации Кремля недостаточно для ввода санкций.
«Это ведет к ухудшению отношений, что может нам только повредить» - предостерег Штегнер.
Как пишет «Süddeutsche Zeitung» , его слова подхватили активисты. У немецких левых пацифизм в крови. Призрак участия в дипломатическом конфликте Великобритании с Россией, который может довести до полномасштабной конфронтации, их пугает.
А это, в свою очередь, не может не оказывать влияние на немецкое правительство. SPD вошло в очередную коалицию с CDU Ангелы Меркель и ее баварской сестрой CSU, несмотря на предостережения большого количества партийных деятелей. Вопрос России может углубить раскол в партии, а Россия, ее действующая в Германии пропаганда и «понимающие» ее немцы будут действовать в этом направлении.
В то же время Россия отвечает пока симметрично на западные санкции. Страну должны будут покинуть 60 американских дипломатов, будет закрыто консульство в Петербурге (это ответ на закрытие консульства России в Сиэтле). В пятницу в МИД были вызваны также послы, кроме всех прочих, Польши и Германии. Цель вызова была ясна: объявление об ответе.