Татьяна Самойлова. Нелёгкий полёт журавля.
(4 мая 1934, Ленинград — 4 мая 2014, Москва)
В глазах этой русской богини можно утонуть» – так говорил про Татьяну Самойлову знаменитый художник Пабло Пикассо. И вот уже не одно поколение тонет в чуть раскосых глазах Татьяны Евгеньевны. Она снялась в фильме, перевернувшем мировой кинематограф, и в одной из лучших экранизаций классической литературы…
Есть актеры-легенды, которые в семье любят и знают люди сразу нескольких поколений. Их роли знакомы до малейшей интонации, их фильмы видели уже помногу раз, и все же каждый раз, когда видишь их на экране, вновь перехватывает горло.
Ее лицо – одно из тех, которые запоминаются нам такими, какими их выхватил мгновенный кадр кинопленки. Годы не могут изменить или состарить эти черты – они уже живут вне времени в памяти многих людей. Татьяна Самойлова всегда будет представать перед нами трепетной, хрупкой и нежной Вероникой из удивительной киноленты Михаила Калатозова. И все же за любимой всеми героиней стоит настоящий человек, с яркой и сложной актерской жизнью, в которой были свои взлеты и годы забвения.
Сейчас уже трудно поверить, что всего один шаг –и мир не узнал бы актрису Татьяну Самойлову. Зато как знать, быть может, на балетной сцене появилась бы еще одна звезда. Татьяна с успехом окончила балетную студию при театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, и Майя Плисецкая даже приглашала ее продолжить обучение в балетной школе при Большом театре. Однако Татьяна все же выбрала для себя кино и в 1953 году поступила в театральное училище имени Щукина. Быть может, сказались актерские гены – ее отец, Евгений Самойлов, был известнейшим артистом театра и кино.Конкурс при поступлении был очень большой – 28 человек на место, но Татьяна была настолько полна решимости, что год отучилась вольнослушательницей, пока не появилось место. Именно там она и познакомилась с Василием Лановым, который вскоре стал ее мужем.Уже в 22 года Татьяна Самойлова заставила говорить о себе критиков международных фестивалей. Успех принесла ей роль Вероники в фильме Летят журавли (1957) Михаила Калатозова по пьесе Виктора Розова "Вечно живые". Здесь снова вмешалась судьба – сценарист фильма Виктор Розов возражал против Татьяны Самойловой, видя на этой роли совсем другую актрису, Елену Добронравову. Его удалось переубедить, и Татьяна смогла сыграть если не самую главную, то самую известную роль в своей актерской жизни. Роль трудную, неоднозначную, судьбу девушки, изменившей любимому человеку, ушедшему на фронт. Работа над образом потребовала большого творческого поиска. В стране, где лишь 10 лет назад отгремела война, история требовала других героев и иных женских образов – таких как в фильме Жди меня. Сама Татьяна признавала, что героиня не была ей симпатична, и, однако, ей удалось передать сложный трагичный образ: "Веронику я восприняла хрупким, поверженным войной существом, в одночасье осиротевшим. Она осталась одна в огромном, полыхающем пламенем мире..."
В нашей стране картина вызвала много споров. На Каннском же фестивале 1958 года фильм ждал оглушительный успех – критики единодушно присудили ему Гран-при. По воспоминаниям Татьяны Самойловой: "Поначалу во время просмотра в зале стояла тишина, никакой реакции... Мы напряглись. Во время сцены проводов Бориса на фронт раздались первые аплодисменты. Потом они вспыхивали уже постоянно: бомбежка, смерть Бориса, мои пробеги. В глазах членов жюри появились слезы, хотя им не положено проявлять свои чувства. Когда показ завершился, была долгая-долгая овация".
Свою вторую звездную роль – Анны Карениной – Татьяна могла бы сыграть еще в 1958 г. Именно тогда она получила приглашение в Голливуд сниматься с экранизации романа Льва Толстова вместе с Жераром Филипом. Госкино ответило решительным отказом, мотивировав это тем, что Татьяна не окончила актерское образование – натот момент она была студенткой третьего курса. И лишь 9 лет спустя, в 1967-м Татьяна Самойлова смогла сыграть эту роль в фильме Александра Зархи. Ее партнером по фильму стал Василий Лановой. К тому времени они уже расстались, однако глядя на экран в это трудно поверить – настолько им удалось передать мучительную всепоглощающую любовь страсть героев.
Успех картины, казалось, должен был повлечь за собой череду новых ролей. Однако судьба снова сделала неожиданный поворот - после двух знаменитых ролей в актерской карьере Татьяны Самойловой наступил долгий период забвения.
Из значимых ролей можно назвать лишь героиню фильма Неотправленное письмо (1959). В течение долгих лет Татьяну Самойлову зритель мог видеть только в эпизодических ролях в театре и кино, или же на творческих встречах.
Свернутый текст
Больше интересных ролей у неё не было. С середины 70-х Самойлову перестали снимать, и она жила на сборы от гастрольных концертов. Вновь актрисе пришлось выбирать между профессией и личной жизнью, и вновь работа помешала семейному счастью – четвёртый брак тоже оказался неудачным, мужчины не выдерживали её постоянных отъездов, сына Митю даже пришлось на время пристроить в интернат. После распада СССР и краха советской киноиндустрии Самойлова пополнила список невостребованных ветеранов.
В новом столетии она снялась в нескольких фильмах и телесериалах (самый известный – “Московская сага”), но роли ей отводили столь крошечные и незначительные, что даже самые преданные поклонники не всегда её замечали.
Поползли слухи: одна из главных “звёзд” минувшей эпохи неизлечимо больна, спилась, помутилась рассудком, пыталась покончить с собой, прозябает в страшной нищете и одиночестве. Конечно, как и большинство пожилых людей, Татьяна Евгеньевна часто испытывает недомогание и обращается к врачам.
Актёрская пенсия ненамного выше среднестатистической, но в нашем царстве-государстве к людям, которые некогда прославили нацию на весь мир, принято относиться без должного почёта.
Она сыграла две великие роли, но так и не сумела создать большую и крепкую семью. Через полвека она пронесла в сердце любовь к человеку, с которым так не хотела расставаться.
Но она, женщина сильная и волевая, с младых ногтей взяла за правило не жаловаться – никому, никогда, ни на что. Её жизнь, полная взлётов и падений, сложилась так, как сложилась…
Вспоминая свои главные роли, великая актриса не жалела ни о чем в своей сценической карьере: "Я до сих пор живу ощущением счастья от этих двух работ. И даже если бы в моей актерской жизни не было больше ни одной роли, все равно бы благодарила судьбу".
И в этих словах мы слышим удивительную житейскую мудрость человека, сумевшего найти главное в своем прожитом пути.
И если очень-очень захотеть, то увидишь, как над Москвой, курлыча и увлекая за собой, пролетает журавлиный клин. А по предрассветной мостовой всегда будет кружиться в вальсе Белка-Вероника, босоногая девчонка с раскосыми глазами и вздёрнутым носиком, дерзкая, мечтательная, влюблённая