Русские эмигранты из-за бугра: "Родина манит!"
Автор:Obnaglevshiy
08 мая 2018 18:19
Елена Хенерсон и Игорь Ехилевич бежали из России в США больше 40 лет назад, и сейчас у них у обоих уже американские паспорта. Им не нравился коммунизм, им не хотелось жить в стране, в которой даже такая прекрасная музыка, как джаз, была под запретом. Все это время пара живет в Нью-Йорке, но с момента, как железный занавес открылся, они стали приезжать в Россию каждый год, потому что уже нет тех запретов, да и Родина манит, как ни крути:
Елена: Мы же бежали от коммунистов. Застой. Брежневская эпоха. Тогда вообще никто не мог никуда выехать, и мы убежали от коммунистического режима . У Игоря это было связано с тем, что он джазовый музыкант, хотя с классическим образованием . В то время бытовала такая поговорка: "Сегодня ты играешь джаз, а завтра Родину продашь". Поэтому даже его специальность была под угрозой.
Игорь: Вот, это не было экономически, многие люди уезжали, потому что мало денег зарабатывали, что-то такое. У нас с Леной было иначе, то есть у нас было все в порядке в смысле финансов, но вот эта атмосфера, где не было свободы творчества... И вообще не было правды. Коррупция, конечно, была - все только по блату. Можно сказать, это политическое решение было, потому что эта страна не заботилась о людях так, как должна заботиться Родина.
Потом железный занавес закрыли, и мы никуда не могли выехать. Как Жванецкий говорил: "Если чужих ботинок не видел, то наши самые лучшие". У нас так и получалось, мы ничего не видели, ничего не знали. Как слепые котята.
Елена: Но теперь мы приезжаем сюда стабильно раз в год. Родина манит! Здесь похоронены мои родители, для меня это святое - приехать сюда на могилы, поэтому ... Мы ходим здесь в театры, на концерты. Нам все очень нравится.
Своим новым домом Игорь и Елена выбрали Нью-Йорк, но русские корни дают о себе знать, несмотря на то, что прошло так много времени:
Игорь: В Нью-Йорке мы живем, я уже с 74 года, считайте, на протяжении 44 лет, то есть я живу в Америке дольше, чем я жил здесь, но естественно, наши корни, наш язык, многие удивляются, как мы хорошо говорим с московским акцентом. На русском языке. Когда ты уже взрослый человек (я был молодым, но взрослым), естественно, что культурные корни мне очень помогли и помогают жить в Америке, потому что это все натурально получается, и оригинально, что самое интересное, нам не надо выдумывать наш сильный акцент в английском, хотя я его теряю, лично, и вот Лена тоже, хотя она лингвист. Ей-то просто легче может быть, а я не лингвист, я просто музыкант, но слух у меня абсолютный, поэтому легче учить иностранные языки, когда ты имеешь хороший музыкальный слух и хорошую память.
Несмотря на то, что «Родина манит», Елена и Игорь не чувствуют недостатка русской культуры в Америке. Елена занимается организацией русских концертов по всем США, да и русскоговорящих там действительно больше, чем можно подумать:
Елена: Там есть серьезная диаспора, очень много русскоговорящих. Поэтому люди, которые уезжают туда отсюда, они не чувствуют себя потерянными. Ну, они в Америке... Но все что здесь, у них там тоже может быть. Можно приехать в район, где вообще все вывески на русском языке.
Игорь: Мы живем в русской общине, нам скучать не приходится. Америка просто заполонена русскими. В любой сфере, что бы вы ни взяли. У нас тысячи русских ресторанов, постоянно кто-то выступает, привозят русские спектакли и попсу - все привозят.
Если все-таки в США так много русского, почему эмигранты продолжают регулярно возвращаться в Россию?
Елена: Приезжаем, потому что любим это место. Я считаю, что это Родина. Родина - то место, где ты родился. Другое дело - сложились ли у тебя любовные отношения с Родиной, это второй вопрос. С Родиной нас связывают не только корни, наши предки, которые здесь родились, люди похороненные. Люди, с которыми мы общаемся, наши друзья.
И культура, естественно, нам все это близко. Мы не хотим с этим прощаться и забывать. Мы можем знакомиться с другими культурами, но наша культура остается нашей.
Елена и Игорь хорошо помнят 90-е, так как им было с чем сравнить Россию:
Игорь: Я уехал в 74-м, а первый раз я приехал в Россию, когда уже был 96 год. Причем, конечно, большая разница, 23 года я не был в России, и в Москве в частности, была шокирующая перемена: на каждом углу меняли доллары, было очень много красивых девушек, которые еще и выглядели хорошо одетыми, то есть видно, что появилась свобода.
Естественно, в 90-х годах это было молодое буржуазное государство, с коммунизмом было покончено.
Конечно, долгие годы жизни в другой стране поменяли кое-что во взглядах и привычках обоих:
Елена: Мы стали более терпимы к людям, более интернациональны. Мы живем в Нью-Йорке, это как Вавилон - там столько людей, столько культур. Мы слышим постоянно речь с акцентом. У нас нет такого, как раньше, когда мы жили в России, у нас было предвзятое отношение к иностранцам. Там мы просто сами в этом соку находимся и воспринимаем людей иначе.
Игорь: Мы лишились почти всех комплексов, не смотрим на то, кто что подумает. Не думаем на счет акцента. Американцы когда видят, что кто-то чуть-чуть говорит на их языке, сразу говорят: "Ты хорошо говоришь!", потому что сами они ни на каком языке, кроме английского, практически не говорят.
Но кое-что из русских не выбить:
Елена: Наша броня крепка. Мы русские по своей структуре, по своей крови, по менталитету. Американцы это замечают, но мы их приручаем потихоньку. У меня была русская ментальность, она и осталась.
Стереотипы о России уже не так сильны. Многие путешествуют из Америки в Россию и наоборот, поэтому нет никаких медведей с балалайками. Но главный стереотип все-таки остается наплаву:
Елена: Наша страна не улыбается, потому что слишком тяжелое прошлое в нашей стране, нам было не до улыбок. Американцы не прошли через то, через что пришлось пройти русскому народу. Поэтому они улыбаются, у них стиль жизни такой - приветливый. Я смотрю, сейчас русские тоже улыбаются, стали более приветливыми. Резко изменилась ситуация в плане сервиса, в плане открытости.
Молодежь в России и молодежь в США отличаются друг от друга в корне, считает Елена. Будучи по образованию филологом, она сразу выделила преимущества русских перед американцами в плане языка:
Елена: Могу провести сравнение не в пользу американцев. Хотя бы то, что сейчас практически вся молодежь в России говорит на английском языке - это уже огромное преимущество. Вся молодежь сейчас, те, кто пользуется интернетом, они даже вынуждены знать английские слова. Что касается американцев, вы редко найдете американца, который знает второй язык. А изучение иностранного языка – это культура, это эрудиция, это совершенно другое отношение к жизни. Человек обогащается, когда знает второй язык. Американцам абсолютно все равно. Это в основном «реднеки» (коренные американцы, фермеры), которых кроме собственного дома и машин ничего не интересует. Таких очень много. В России иначе. Если вы даже приедете в глубинку, там ребята будут образованные и любопытные. В Америке они не интересуются ничем, кроме собственного дома и семьи, очень узкие интересы. Поэтому сравнение мое безусловно в пользу россиян.
Игорь: У них же отсутствуют многие предметы изначально. У них нет литературы, они практически не читают. Только интеллигенция читает книги. Образование очень узконаправленно, в отличие от России, где мы получаем общее образование. В физике, химии, литературе люди ничего не понимают. Опять же - исключая интеллигенцию.
Разницу между странами эмигранты могут понять и объяснить, как никто другой:
Елена: Американцы более раскрепощенные. Нет комплексов каких-то, люди не оглядываются. Мне изначально понравилось, что не было этой ограниченности, в то время как в России где-то что-то нужно было доставать. Американцы малокультурные, малообразованные, они мало чего знают об окружающем мире. У них просто чудовищное непонимание каких-то элементарных вещей.
Игорь: Ну, расизм все-таки присутствует, причем черных, которые не любят белых, гораздо больше, чем наоборот. Черные не могут никак простить. Хотя в России тоже было рабство, но кто это вообще вспоминает?
Эмигранты активно следят за политической ситуацией в обеих странах. Пара поддерживает Трампа на посту президента США:
Игорь: Мы голосовали за Трампа. Я за всю свою жизнь, будучи уже гражданином голосовал дважды: первый раз за Рейгана, а второй вот за Трампа, я уже прожил 43 года. Но у меня, собственно... Я гражданство получил в 80-х годах
Елена: А я вообще первый раз голосовала за всю мою жизнь, потому что не за кого было голосовать. Я за Трампа голосовала впервые в своей жизни. Это первый кандидат, в которого мы поверили, который вывал у нас симпатию, и надежды возлагал хорошие.
Текущие отношения между странами новых американцев действительно волнуют:
Елена: Трамп, я считаю, хотел восстановить отношения с Россией, и он заявлял об этом на своих президентских выборах, но ему мешают это делать. Он пытается, но не может, есть такие подводные рифы, которые не дают ему это сделать.. Я уверена, что отношения наладятся между Россией и Америкой, потому что есть большая симпатия русского народа к американскому и наоборот. Мы в это верим. Мы живем надеждой на будущее.
Эмигранты видят, что некоторые СМИ в США демонизируют Россию и преподносят новости отнюдь не нейтрально:
Елена: Не все, это определенные каналы, но лично я не вижу ничего предосудительного в действиях России. Я подписываюсь под каждым словом Путина.
Игорь: Крым, конечно, российский. Всегда был и будет, смешно об этом говорить. Мне жалко тех политиков, которые до сих пор не понимают, что Крым вернуть уже нельзя. Если они не понимают этого, то они не политики, они просто недальновидные люди.