Ответ прост. Из Ирака пришла ужасная новость о том, что 35-я бригада 9-й бронетанковой дивизии иракской армии перевооружена с американских танков М1А1М «Абрамс» на российские танки Т-90С. Всего на вооружение бригады переданы 39 танков. В ближайшее время в бронетанковую дивизию поступят еще 34 танка из первого контракта с Уралвагонзаводом, итого их будет 73. Офицеры и рядовой состав бригады прошли обучение эксплуатации новой техники под руководством российских инструкторов. При этом небольшое количество выживших в боях с террористами американских танков будет сокращаться — сейчас «Абрамсами» укомплектованы лишь два полка 34-й бригады.
Вот ведь как получилось. Американцы утюжили Ирак, свергли Саддама Хусейна, посадили якобы преданную себе администрацию, разгромили игиловцев*, разрушив при этом большую часть Мосула… И на тебе — они отвергают американскую военную продукцию, предпочитая ей вооружение врагов США.
Ну, и, ясное дело, надо доказать, что «Грозные российские Т-90 взрываются в Сирии точно так же, как и все остальные» — так озаглавлена статья в NI.
Итак, какой же статистикой оперирует журнал?
Статистика основывается на исследовании интернета, которое провел Якуб Яновский. Сирия в период горячей фазы военного конфликта получила от России 30 танков Т-90А. Уничтожено 5 или 6 танков. При этом, утверждает исследователь, это скорее всего были Т-90. Но могли быть среди них, разумеется, и Т-72 более ранней поставки. Итого получается от 17% до 20%.
Правда, существуют и другие данные, которые публикуют другие исследователи танковых баталий в Сирии. И их трудно признать комплиментарными по отношению к продукции Уралвагонзавода. Согласно ним были уничтожены два сирийских Т-90А и два других получили восстановимые повреждения при обстреле.
Два случая особенно интересны. В марте 2016 года в танк попала противотанковая ракета TOW-2. Сработала динамическая защита брони, в результате броня не была пробита. Но из-за неправильных действий экипажа танк чуть не достался противнику. Во-первых, была отключена активная (лазерная) защита «Штора». Во-вторых, был открыт люк, что по инструкции категорически запрещено. Через открытый люк в танк вошла ударная волна, контузившая наводчика. Тот в панике выскочил из танка и убежал. Его примеру последовали два других члена экипажа.
В июне 2016 года Т-90А сирийских войск, попавший в пыльную бурю, был захвачен террористами. В сентябре 2017 года сирийские танкисты «разобрались» с ним, пробив боковую броню подкалиберным снарядом, выстрелив из пушки Т-72. В результате произошло возгорание боекомплекта и полное уничтожение танка в результате взрыва.
Если опираться на эти данные, то было поражено при обстреле 13% Т-90А.
А что же по «Абрамсам»? По этой части в кучу свалены и кони, и люди, численные данные отыскать невозможно: «Иракские танки М1 „Абрамс“ не только не сумели предотвратить захват Мосула в 2014 году, но и оказались захвачены, в дальнейшем обратившись против своих же хозяев. В Йемене множество саудовских М1 уничтожили повстанцы-хуситы. Турция, потерявшая несколько М60 „Паттонов“ и модифицированных М60Т „Сабра“ в столкновениях с курдами и боевиками ИГИЛ, в конце концов, была вынуждена развернуть грозные „Леопарды-2А4“ немецкого производства. В течение считанных дней 8 или 10 из них были уничтожены боевиками».
А реальные потери «Абрамсов» иначе как катастрофой назвать невозможно. Ирак закупил у компании General Dynamics 140 танков. По самым жестким оценкам, 48 из них были уничтожены террористами. Это минимум. В то же время иракская газета Al Ghad Press сообщила, что было выведено из строя 60 машин. Существует спутниковый снимок расположенного в Ираке танкового кладбища, где «упокоились» 80 «Абрамсов». 80 — это, конечно, не полностью боевые потери, американские танки часто приходят в негодность при эксплуатации в экстремальных условиях. И эта цифра вызывает доверие, потому что «Абрамсами» сейчас укомплектованы два бронетанковых полка, штатная численность одного полка равна 35 машинам.
Итого иракцы потеряли от 34% до 57%.
Если же сюда присовокупить 25 потерянных в Йемене саудовских более совершенных танков М1А2S, то получается совсем грустная для американских танкостроителей.
Из этого следует, что российские танки если и взрываются в Сирии, то не так, как и все остальные. Американские потери гораздо больше. И это прекрасно говорит о качестве двух сравниваемых танков.
При этом за каждый «Абрамс» (прекрасно взрывающийся) надо платить 6 млн. долларов, а за более надежный Т-90 покупатель платит 2,5 млн. В общем, стоит признать, что иракцы, которые всего лишь пять лет назад категорично заявляли, что ни за что не станут покупать российскую бронетехнику, наконец-то прозрели.
Так почему же защищенность и живучесть российского танка существенно выше, чем американского? Причем сравнивать необходимо не самые последние модификации — Т-90М и «Абрамс» М1М2 с израильской активной защитой, — а те, которые и Россия, и США продают за рубеж. Естественно, у них меньше боевые возможности. Поэтому сетования NI по поводу отсутствия у Т-90А активной защиты, которая отстреливала бы гранатами подлетающие к танку вражеские боеприпасы, не имеют смысла. Нет ее и у иракских «Абрамсов».
Определенную роль в защищенности танка имеет его геометрия. Фронтальная проекция российского танка на 30% меньше, чем американского. То есть в него сложнее попасть, поскольку далеко не все снаряды имеют ГСН. Примерно та же картина при взгляде сбоку — «американец» на 1,5 метра длиннее.
Собственно, у Т-90А даже не самая совершенная динамическая защита брони — «Контакт-5», а не «Реликт». Но и «Контакт», как было сказано выше, прекрасно справляется с современной противотанковой тандемной ракетой TOW-2.
У экспортных «Абрамсов» динамическая защита практически отсутствует. Ее отсутствие пытаются скомпенсировать навешиваем всяческих экранов. Фальшборт из мягкой стали не спасает даже от архаичных видов вооружения. И совсем беда — верхняя проекция, которая на 80% площади защищена 50-миллиметровой броней. Да, у террористов нет «Джавелинов», которые атакуют сверху. Однако при встрече с ударным вертолетом, «Абрамс» с высокой долей вероятности будет уничтожен первой же ракетой «воздух-поверхность».
Т-90А находится в более выигрышном положении. Верхняя проекция, включая люки, защищена пластинами динамической защиты.
Существенную роль в защищенности танка имеет его подвижность. «Абрамс» весит почти 70 тонн, что делает его неповоротливой удобной мишенью. Т-90А легче на 20 тонн.
И, наконец, о двигателе. У Т-90А — дизель мощностью 1000 л.с. У «Абрамса» — газотурбинный двигатель мощностью 1500 л.с. Казалось бы, существенное преимущество на стороне «американца», если абстрагироваться от его «избыточного веса». Однако все это прекрасно в условиях умеренного климата. Но на Ближнем Востоке преобладают песчаные почвы, в связи с чем из-за большой запыленности воздуха газотурбинный двигатель — это громадная головная боль для танкистов. Необходимо беспрерывно чистить фильтры, чтобы двигатель не глохнул.
Вот все это в сумме и дает существенные преимущества российскому танку в части защищенности и живучести. Хотя, конечно, и у него есть недостатки. Например, расположение боеприпасов внутри орудийной башни без вышибной панели. Однако чтобы боезапас взорвался, необходимо пробить броню. А это, как было сказано выше, дело очень непростое.