Для понимания. США не признавали вхождение республик Прибалтики в состав СССР, но это ровным счётом никому не мешало, так как не было иных признанных в качестве субъекта международного права претендентов на суверенитет над этими территориями. Поэтому, не признавая факт вхождения, границы СССР, включавшие республики Прибалтики, США признавали, и эта тема никогда не была предметом переговоров между Москвой и Вашингтоном. Всем было ясно, что торг здесь не уместен. С другой стороны, США признают Курилы российскими. Но факт непризнания Японией российского суверенитета над Южной Курильской грядой, портит нам кровь и является предметом постоянных международных консультаций последние 73 года. И США активно используют факт оспариваемости территорий в своих интересах. Как используют они в своих интересах и территориальные споры Вьетнама и Китая; Филиппин, Вьетнама и Китая; Японии и Китая; Японии и Южной Кореи и т.д.
Таким образом, возможность одностороннего американского признания Крыма российским не урегулирует окончательно проблему, не лишает США возможности в дальнейшем вернуться к этому вопросу и поэтому не стоит никаких серьёзных уступок. Бесплатно пусть признают. Но бесплатно они вряд ли захотят. Трамп стремится получить за бросовый товар хорошие дивиденды.
Уверен, что несмотря на вопиющий непрофессионализм украинских политиков и дипломатического корпуса, в Киеве прекрасно понимают ситуацию. Тем не менее бьются в истерике и рассказывают об очередном предательстве Запада. И, как ни странно, они правы. Запад Украину таки предал и не скрывает этого.
Трамповское «посмотрим» в отношении Крыма для Киева хуже, чем «Северный поток – 2» в исполнении Меркель. Конечно, реальные убытки (не только финансовые, но и политические) от СП будут огромными и их ещё только предстоит понести, а с Крымом уже всё случилось. Но приверженность Германии строительству этого газопровода наличествовала всегда и она объяснима. Прямой газопровод выгоден немецкой экономике, немецкому бизнесу и резко повышает акции Германии, как общеевропейского лидера, поскольку позволяет ей стать главным европейским газовым хабом, то есть поставить под контроль европейскую энергетику, а с ней и европейскую экономику. Поэтому действия Германии, хоть и раздражают Киев, в целом объяснимы – своя рубашка к телу ближе.
Вопрос же признания/непризнания российского статуса Крыма – чисто политический. Внутренний конфликт, вызвавший внешние последствия, из-за которых Крым был потерян, на Украине спровоцировали США и их западноевропейские союзники. При этом Киеву была не просто обещана военно-политическая, дипломатическая и финансово-экономическая поддержка, но США и ЕС гарантировали, что ни один касающийся Украины вопрос, без участия Украины решён не будет. Фактически Запад обязался отстаивать в ходе переговоров ту позицию, которая будет сформулирована Украиной.
Ну, позицию Украины мы хорошо знаем: вернуть Крым, заставить вернуться Донбасс, извиниться за всё, заплатить компенсации, цену на газ снизить до почти полной бесплатности, цены за транзит поднять до небес, гарантировать прокачку через украинскую ГТС такого объёма транзитного газа, который она сможет принять и пообещать в дальнейшем моментально удовлетворять все пожелания Киева, до которых он пока не додумался, но обязательно додумается. Несмотря на абсурдность этих притязаний, США и ЕС долгое время их действительно поддерживали и даже ввели санкции с требованиями удовлетворить требования Украины. В 2014-2015 годах России давали понять, что конечно контрибуции, репарации и бесплатный газ для Украины – запросная позиция, которая будет нивелирована в ходе переговоров, но вот насчёт Крыма и Донбасса – двух мнений быть не может, Москва просто обязана вернуть их на блюдечке с голубой каёмочкой и долго публично каяться за свою агрессивность.
Тревожные звонки в Киев поступали уже давно. Вначале Европа как-то потеряла интерес к обсуждению проблем Украины в Нормандском формате (с участием Киева), а парижское и берлинское руководство повадилось летать на сепаратные переговоры то в Питер, то в Москву, то в Сочи. Затем украинских лидеров вообще перестали принимать в США (если не считать платных фотоссесий), зато Трамп заговорил о необходимости прямых переговоров с Путиным по урегулированию всех проблем, разделяющих Россию и США, значит и украинского кризиса и вопроса статуса Крыма.
Прямые переговоры Вашингтона (Парижа, Берлина) с Москвой по украинской проблематике означают лишь одно – урегулирование данного кризиса будет проходить за счёт Украины. Да, Запад собирается ещё поторговаться по поводу того, кому какой кусок пирога обломится, и в каком ином регионе мира он хотел бы получить от России встречные уступки. Россия в стратегических вопросах (Украина, Сирия, КНДР, неформальный союз с Китаем и Ираном) не уступит и аргументов для того, чтобы заставить её пересмотреть свою позицию у Запада нет. Какие-то компенсации по мелочам (вроде доступа на рынки, цен и тарифов), возможно ему выторговать и удастся (компромисс требует взаимных уступок). Но понятно, что сегодня Россия уже не готова на тот объём уступок, который представлялся ей оправданным в 2013 году (когда Москва предлагала тройственные переговоры в формате Россия/Украина/Евросоюз) или в 2014-2015 годах, когда речь шла о федерализации (конфедерализации) Украины (без Крыма, но с Донбассом), как переходном статусе, дающем возможность для последующего самоопределения автономных территорий. Сегодня украинский и сирийский кризисы однозначно выиграны Россией и никаких оснований для пересмотра результатов пятилетней борьбы нет.
Итак, Запад собирается торговаться с Россией об условиях нормализации отношений, занимая откровенно слабую позицию. Украину за стол переговоров не приглашают, хоть её судьба там будет решаться тоже. В Киеве абсолютно правильно оценили ситуацию: свои ошибки и преступления Запад собирается оплатить судьбой киевского режима. Вопрос не заключается в том, сдадут ли Украину. Её сдали уже. Теперь речь идёт лишь о том, выторгует ли Запад за неё хоть какую-то компенсацию и, если да, то сколько.
Пока что позиция Москвы заключается в том, что Запад должен ещё хотя бы частично оплатить результаты своего вмешательства. Причём позиция эта общая для Украины и Сирии. То есть, Брюсселю и Вашингтону предлагают торговаться не о компенсациях со стороны Москвы, но о возможных скидках с тех компенсаций, который должны заплатить они.
Впрочем, Киеву от этого уже ни холодно, ни жарко. Его подали на обеденный стол и предлагают съесть. В такой ситуации, всей украинской политической компании (независимо от того поддерживает ли конкретный политик Порошенко или выступает против него) абсолютно всё равно кто оплатит банкет, на котором Украине предназначено быть блюдом.
Дёргаться поздно. Не в 2014 году, даже не в 2012-м, а ещё в 2005-м я говорил в ходе публичных дискуссий с националистами-«патриотами» тогда ещё ющенковского разлива, что слабое, второстепенное государство, пытающееся влезть в борьбу великих держав, тем более пытающееся инициировать кризис в отношениях между сверхдержавами, станет первой жертвой этого кризиса. Потому, что взрослые и сильные договорятся – враждовать себе дороже. Когда же они начнут искать виновника постигших их проблем, они вспомнят о бессильном провокаторе, рассчитывавшем выиграть конфликт в чужом обозе и ни на что, кроме мародёрства не годного. В первую очередь с него-то и постараются списать все издержки конфликта.
Тем не менее, украинские политики считали, что они самые умные, и что работа полицаями у очередного оккупанта может их не просто обогатить, но ввести в состав высшего света глобальной политики. Теперь у них есть возможность вспомнить, как те же самые евро-американцы десятками тысяч выдавали их предков-полицаев победившему Советскому Союзу, потому что портить отношения со сверхдержавой из-за человеческого отребья никому не надо. Такой материал на политической панели всегда находится в неограниченном количестве.
Самое интересное, что уже осознав, что их продали и предали внешние покровители, без которых они не могут существовать, они всё ещё ведут внутреннюю борьбу за киевский престол. Причём борьбу на уничтожение. Им ещё предстоит узнать, что за всё отвечает последний атаман банды, даже если он был лучше своих предшественников. Таков нерушимый закон политики. За смерти и разрушения кто-то ответить должен. Отвечает проигравшее государство. Персонально же те политики, которые возглавляют его в момент подписания полной и безоговорочной капитуляции, даже если эта капитуляция подписана за них третьими странами.