Призыв о помощи
Стоит напомнить, что первые пару дней после ВГС, когда стало ясно, что провал белорусской стороны никуда не скрыть, проправительственная аналитика очень агрессивно постаралась поменять «минус» на «плюс», уверяя что отсутствие результата на российско-белорусском саммите означает лишь будущий несомненный успех официального Минска.
Осталось только дождаться подтверждения самого А. Лукашенко, и он не заставил себя долго ждать. 22 июня, посещая родные места, он традиционно разоткровенничался: «Мы на фронте. Не выдержим эти годы, провалимся, значит, надо будет или в состав какого-то государства входить, или о нас будут просто вытирать ноги. А не дай бог, еще развяжут войну, как на Украине» (https://ria.ru/world/20180623/1523284890.html).
Понятно, что столь неоднозначное заявление из уст главы государства породило целый спектр весьма противоречивых мнений. Белорусские независимая экспертиза и оппозиция, естественно, особенно напирали на то, что А. Лукашенко поставил под вопрос государственный суверенитет Беларуси под давлением, естественно, России.
На самом деле А. Лукашенко сам спровоцировал своих оппонентов, натравливая их на страну, вхождение в состав которой давно стало ужасом для белорусского политического класса. Но как всегда белорусский президент для «верности» «пересолил» (чтобы не перепутали): «А не дай бог, еще развяжут войну, как на Украине» (там же). Это было сделано сознательно в «украинском» антироссийском стиле («агрессия России»), для того, чтобы в данном случае Запад обратил внимание на Минск, который, как вдруг выяснилось из слов А. Лукашенко, оказался на грани потери суверенитета.
Между прочим, Запад заметил, но и не только Запад, а, к примеру, и Украина. В частности оперативно и весьма эмоционально на слова А. Лукашенко отреагировал украинский журналист Дмитрий Гордон (https://www.youtube.com/watch?v=GIMFMlq9rC8, с 11.40…)
Методическая ошибка
Так что же случилось на самом деле? Откуда у главы белорусского государства столь истеричное восприятие разговора с президентом России? Где произошел сбой? В предыдущей статье «ВГС» мы изложили общую канву разговора от 19 июня, когда президенты России и Беларуси аккуратно и не спеша изложили друг другу основные политические и социально-экономические проблемы, с которыми сталкиваются их страны. Но, судя по реакции А. Лукашенко, восприятие данных проблем у сторон оказалось прямо противоположное.
Видимо, мы здесь сталкиваемся не просто с различным подходом к отношениям между странами, а скорее с методической ошибкой. Для Минска Россия является объектом эксплуатации, ресурсом в виде кредитов, энергоносителей, рынка сбыта и необъятного рынка труда, технологий, вооружений и заказов для белорусского ВПК и т.д. Интеграция в данном случае выступает в роли инструмента или метода, позволяющего получать доступ к данным ресурсам и эксплуатировать объект -- Россию.
Понятно, что перед Минском стоит задача использовать интеграцию в роли «неразменного пятака», которым можно пользоваться бесконечно долго, не обременяя себя ответными обязательствами. Именно в таком одностороннем белорусском формате и существует до настоящего времени российско-белорусская интеграция – фактически «белорусское Союзное государство».
Для России современная Беларусь является непосредственным объектом интеграции. Иными словами, в Москве понимают, что республика не может существовать без интеграции, а доступ к российским ресурсам, которые необходимы Минску, выступает в роли инструмента, понуждающего республику к интеграции с РФ. Здесь главную роль играет «доступ». На самом деле схема на два порядка сложнее, но рассмотрим это не в данной статье… Иными словами, интересы сторон в том, что мы называем российско-белорусской интеграцией, абсолютно противоположные.
Российский универсальный рецепт
Проблема в интеграции. На все свои запросы, просьбы и даже требования Минск получает из Москвы стереотипный ответ: «Интегрируйтесь и будет вам счастье!». Принцип очень простой: все экономические проблемы Республики Беларусь могут быть решены в контексте российско-белорусской интеграции. Но понятно, что при этом формате политические проблемы А. Лукашенко, включая перспективу передачи власти по наследству, не просто отходят на второй план, а превращаются в ничто.
Исходя из приоритета интеграции, 19 июня, на ВГС СГ у А. Лукашенко выбора не было. Получив в ответ на свои просьбы от президента России стереотипную универсальную интеграционную формулу («Все через интеграцию»), белорусский президент, естественно, не мог заявить, что интеграция с Россией ему не нужна. Это означало бы то, что Беларусь выходит из проекта Союзного государства со всеми негативными последствиями для экономики республики, которые могут последовать почти мгновенно.
Но и пойти на радикальные интеграционные предложения В. Путина А. Лукашенко однозначно не мог. Он попросил десять дней на раздумье.
Именно отсюда «интеграционный след» в заявлении А. Лукашенко от 22 июня: «Не выдержим эти годы, провалимся, значит, надо будет или в состав какого-то государства входить, или о нас будут просто вытирать ноги…» (там же). Именно здесь белорусский президент проговорился – экономика загоняет Беларусь в интеграцию. Если откажется, то «о нас будут просто вытирать ноги».
29 июня, ровно через десять дней после ВГС президент России позвонил своему белорусскому коллеге. Москве требуется однозначный ответ. До конца президентского срока В. Путина осталось 69 месяцев…
Звонок
Сам факт звонка из Кремля просто очаровал белорусский истеблишмент, а провластное экспертное сообщество впало в ликование. Можно понять радость защитников правящего режима. Ведь за эти десять дней власть в республике стала если не рассыпаться, то покрываться трещинами. Стоит отметить этот феномен – насколько белорусский правящий режим слаб и насколько он зависит от благосклонности Кремля. Малейшая заминка в отношениях приводит белорусский политический класс в замешательство, а правящую группировку в панику. Так что звонок В. Путина был воспринят в официальном Минске в однозначно позитивном формате.
Между тем, никакой тайны в отношении телефонного разговора нет. В. Путин спросил А. Лукашенко о его решении по вопросу, который они обсудили на ВГС и согласовал с ним очередную встречу, чтобы обсудить выполнение задуманного. Судя по всему, уговоры закончились. Но так считают только в Москве…
Реплика
Важным индикатором складывающейся ситуации в Минске является реакция провластной части белорусского сообщества. На самом деле придется признать, что оперативно появившиеся статьи и иные материалы очень помогли понять всю степень панических настроений, охвативших правящую группировку после Высшего ГосСовета.
Но судя по всему, выдержка изменила нашим оппонентам. После статей о головокружительных успехах, которые ожидают Союзное государство, а по сути Россию, в роли дальнейшего безусловного спонсора Беларуси после 19 июня, в Интернете появились весьма забавные и фантазийные материалы, обещавшие, к примеру, развал и распад России в случае ликвидации Союзного государства (прекращение финансово-ресурсной поддержки режима А. Лукашенко). Оказалось, что сохранение президентского поста у клана Лукашенко как раз и обеспечивает сохранение России в её составе и даже её статус на мировой арене (?).
Стоит отметить, что как раз нынешняя ситуация, когда соседнее государство с откровенно антироссийской внешней политикой частично содержится за счет российского бюджета, в наибольшей степени способствует кризису федеративных отношений и на фоне начавших тяжелых реформ накаляет политическую ситуацию в РФ.
Нельзя пройти мимо не менее фантазийного материала о том, что в случае прекращения финансирования белорусского политического режима в Беларуси немедленно начнется гражданская война по формату украинского кризиса, в которую будут обязательно втянуты Украина и НАТО…
Оказалось так просто начать Третью мировую войну(!). Для этого необходимо просто не выдать А. Лукашенко очередной кредит или продавать нефть по мировым ценам. Между прочим, автор этого бреда обещал в марте 2017 года в российском телеэфире нападение Украины на Беларусь…
Такого рода материалы бесценны, так как отлично демонстрируют степень разложения не только «верхов», но и тех, кто «обеляет» политический режим. Но если правящей группировке есть что терять - власть, но при этом политический бомонд, естественно, рассчитывает свои состояния все-таки сохранить, то для защитников режима А. Лукашенко переформатирование Союзного государства означает, что они теряют «союзную кормушку». Естественно, что эти опасения и страхи в конце июня быстро проявились в форме оскорблений в адрес «врагов» в Москве, поиске чужих мифических денег и «заказов», а также угроз… Не надолго, правда, их хватило, нутро вылезло...
Что делать?
Судя по всему, А. Лукашенко пока не знает, что делать. На самом деле основных сценариев развития ситуации в российско-белорусских отношениях немного:
- Сохранить «белорусский формат» СГ уже не получится. Просто у России, входящей в сложный период реформ и национальных программ, нет возможности и желания оставить прежний объем дотаций и преференций, к которому привыкли в Минске;
- можно попытаться выйти на армянский формат отношений с Москвой. В частности, в июле премьер-министр Армении Н. Пашинян едет на саммит НАТО. В принципе, мог бы прихватить и белорусского президента…Однако, необходимо помнить, что то, что сходит с рук Еревану, никогда не сойдет Минску;
- можно на внутреннем политическом поле объявить антироссийскую мобилизацию, окончательно сойтись на этой почве с белорусской оппозицией, но Запад не бросится в поддержку белорусскому правящему режиму. Евросоюз может и дальше играть с А. Лукашенко, но они никогда ему не будет доверять. В глазах Запада А. Лукашенко – Каддафи № 2. Поздно…
- «Рассосется». Москва снова увязнет в противостоянии с Западом и ей будет не до Минска. Более того, в этом случае «ценность» «союзника» должна снова вырасти. Но и здесь не все получается. Россия устояла во время «весеннего наступления» Запада, более того, Москва не дрогнула в апреле, когда мир был на волосок от глобального военного конфликта в Сирии. В Москве привыкли, да и у самого Запада единства нет.
16 июля в Хельсинки должен состояться российско-американский саммит, но это вряд ли будет вариантом Хельсинки-2, о котором мечтают А. Лукашенко и В. Макей. Москва и Вашингтон как-то обошлись без посредничества Минска.
Так что делать А. Лукашенко? Традиционно тянуть время?
Итак
Судя по всему, при всей внешней лояльности друг к другу партнеры по Союзному государству постепенно сползают в полномасштабный кризис отношений с непредсказуемым результатом. Все поводы для кризиса не только сохраняются, но и усугубляются – статус российско-белорусской границы, доступ белорусской мясомолочной продукции на российский рынок, переговоры по газу и т.д. Но после звонка В. Путина стало понятно, что «мяч на стороне» Минска.
Президент России пригласил своего белорусского коллегу на финал Чемпионата мира по футболу. Вот и посмотрим 15 июля, какой А. Лукашенко «футболист». В «воротах» стоять ему, возьмет ли он политическое пенальти?