А потом Трамп ещё больше озадачил своих (уже бывших?) евро-партнеров, когда задал президенту Франции вопрос: «Почему вы не выйдете из ЕС?». И предложил сделку: Трамп готов дать Макрону в случае выхода из ЕС «двусторонний торговый договор на лучших условиях, чем с США имеет Евросоюз, как единая организация». И – через несколько дней на республиканском митинге в Северной Дакоте Трамп запустил новую тезу: «Мы, конечно же, очень все любим страны Европейского Союза. Но это не значит, что ЕС будет вечно брать деньги из нашей ”cвинки-копилки”» («…to attack our piggy-bank»). И это также не добавило оптимизма в европейские ряды.
Один из комментаторов предположил, что «возможно, Европа просто ждет, когда Дональд Трамп наделает достаточное количество ошибок, чтобы ими воспользоваться»? Однако, на то не похоже – слишком инертны сегодня евроэлиты. Затаились? Взяли паузу? Скорее, второе. Голос из ЕС был скорбный: «К сожалению, армии и дивизии выходят за рамки международной торговли. Так что я, хотя и надеюсь на лучшее, тем не менее, призываю ЕС готовиться к худшему. То есть распаду Североатлантического альянса», - заявил лично председатель Европейского Совета Дональд (опять – Дональд!) Туск.
Но, скоро, очень скоро – уже 11 июля – мы увидим, с чем приехал Трамп на саммит НАТО, назначенный в Европе на эту дату. А пока его тень, как «тень отца Гамлета», будто «темная неизбежность», нависла над притихшими европейскими партнерами, которых Трамп сегодня воспринимает, как просто-напросто прямых конкурентов. И не стесняется об этом говорить публично.
Тем не менее, несмотря на грустные мотивы европейских политических арий, реверанс в сторону Трампа и НАТО был на саммите ЕС глубок, как подобострастный книксен: «Евросовет призывает к дальнейшему углублению сотрудничества между ЕС и НАТО, при полном соблюдении принципов открытости, взаимности и независимости в принятии решений ЕС, в том числе в рамках новой совместной декларации». В верноподданичестве не откажешь – «целую пыль с Ваших ног»… Но, захочет ли услышать этот пассаж Трамп?
Иначе как избыточной озабоченностью и нервной обстановкой в недрах руководства ЕС перед встречей с Трампом на саммите НАТО 11-12 июля в Брюсселе и не объяснишь слишком вялый саммит Евросоюза, который не сформулировал никаких долгосрочных программ – хотя деклараций много. А, ведь, перед европейским истеблишментом – непаханое поле проблем. Только вот решать их будут лишь после появления некой «ясности» во взаимоотношениях с Вашингтоном.
Итак, давайте вспомним основные, пусть и скромные, моменты саммита ЕС – именно в экстраполяции его итогов на предстоящий саммит НАТО. Это важно оценить ради того, чтобы стало более-менее понятно даже не то, что решено, а то, что осталось «за кадром». А там «притаились» те проблемы, к решению которых будет вынужден обратиться ЕС, ориентируясь уже в условиях реакции на выбор Трампа. Ситуация «зайчика и удава» в чистом виде. Оттого и пауза, оттого и эта тишина, «оглушительно прозвеневшая» под сводами Евросоюза. Оттого и это заявление председателя Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера: «Я поеду в Вашингтон и представлю европейскую точку зрения… Я не уверен, что мы найдем согласие между ЕС и США, но мы пробуем».
Что касается «европейской точки зрения», то она, как представляется, ещё далека от окончательной кристаллизации. Если не считать за «позицию Евросоюза» рыхлое коммюнике его нынешнего саммита. Полсуток – двенадцать часов – согласовывали этот итоговый документ лидеры Европы. То ли помощники недоработали, то ли сами главы государств не совсем понимали, в какую сторону разворачивать общеевропейскую политику в июне 2018 года, но и не их это дело – сидеть часами, согласовывая детали. Теперь этот аппаратный «кикс» стал лишним доказательством неуверенности, порожденной опасениями за собственное Будущее.
Все обратили в те дни внимание на демарш Италии, которая поначалу заблокировала итоговый документ саммита ЕС в связи с несогласием по позициям, касающимся беженцев, но потом додавила и получила удовлетворившие её формулировки. Но, мало кто разбирал в прессе категорическое дистанцирование восточно-европейских стран (Венгрия, Польша, Чехия) от заявлений Берлина о том, что, мол, Восточная Европа примет-таки свою часть беженцев, которых скоро начнут депортировать из Европы Западной. Хорошенькая такая солидарность…
Заметим также, что любая оргработа по выселению эмигрантов «на исторические родины» требует конкретных затрат из бюджета ЕС, и обсуждения конкретных цифр расходов по этой статье – ещё впереди. Политическое решение, якобы, принято – во всяком случае, продекларировано. Зато финансовой подложки под ним ещё не создано.
Видно, решать это в ЕС начнут только после того, как станет ясно, что случиться со взносами в бюджет НАТО. Либо – со взносами (при отказе Трампа от НАТО в прежнем виде) в новый военный бюджет Евросоюза, о создании вооруженных сил которого разговоры начаты и идут уже не первый месяц.
А, вот, в чем все дружно соглашались, так это – в продлении экономических санкций против России. Это в Европе забава нынче такая – кто там больше всех потеряет денег от блокировки торговли с Москвой. Ну, и мы не станем изучать количество евриков в чужих карманах – нехай подсчитывают убытки сами. Да ещё на фоне развернутой Трампом реальной «торговой войны» против Европы.
Напомним здесь, что США ввели с июня ввозные пошлины на поставку стали в размере 25% и алюминия — 10%. Евросоюзом в ответ были введены пошлины в 25% на импорт ряда товаров из США. В общем, «обменялись любезностями», и это, видно, тот самый предел, за которым замаячил «атлантический раскол»: «Денюжки – врозь…»
А, чтобы заняться хоть чем-то, что может «сцементировать единство ЕС», пока все уговаривали нового премьера итальянцев «сменить гнев на милость», европартнеры также в пику Москве – это у них лучше всего получается – затребовали «покаяния» от русских за «сбитый над Украиной в 2014 году пассажирский самолет MH17». Доказательствами ни один из лидеров ЕС не заморачивался – Россия у них «виновата» уже не первое столетие по самому факту своего существования.
Очень тонко поддел «партнеров» постпред РФ при ЕС Владимир Чижов, комментируя итоги саммита: «Заставляет задуматься о степени декларируемой самим Евросоюзом приверженности международному праву, включая примат ООН и ее Устава».
Зато эта новость «из-за пыльных портьер» европейского VIP-слета хоть немного развлекла скучавшую там часами журналистскую братию. Вышедший к прессе «неназванный представитель» разъяснил без подробностей: «Состоялась короткая дискуссия по теме РФ, Украины, Минским соглашениям. Ее результатом стало согласование продления санкций еще на шесть месяцев». Похоже, что никто ничего не обсуждал, просто евросчастливцы проштамповали очередной раунд антироссийских санкций, опустошив в очередной раз собственные карманы – карма у них теперь такая: «Платить и упорствовать».
Кто-то ехидно заметил – «они в Европе лишились ещё нескольких сотен миллиардов». И это, несмотря на то, что в канун саммита ЕС новый вице-премьер Италии и лидер партии «Лига Севера» Маттео Сальвини уверял всех, будто «готов перейти от слов к делу» в плане отмены антироссийских санкций: «К власти в Италии пришло правительство, которое хочет сделать то, что пообещало во время предвыборной кампании. Санкции против России бесполезны и вредны. Точка». И что? Где та самая «точка»? Опять ставим многоточье?..
Введенные западными странами против России санкции сильнее всего ударили по Евросоюзу (они этого сами захотели, хотя иначе, как «политической глупостью», все происходящее назвать нельзя – С.Ф.), так как были приняты по политическим мотивам, без проведения необходимых исследований их влияния, заявилспецдокладчик ООН по вопросу негативного воздействия односторонних принудительных мер на права и свободы Идрисс Джазаири: «Результатом введения санкций против России стала стимуляция развития в стране той продукции, которую привыкли закупать в Европе, в особенности продукции сельского хозяйства… Фермерские хозяйства в Европе должны расплачиваться за политические противоречия между ЕС и Россией».
Точку в этом вопросе на сегодня поставил не бунтарь Сальвини и тихо поддерживающие отмену санкций немцы, словаки и австрийцы, но «концерт европейских наций XXI века», который оставил санкции в нетронутом виде. И никто у них не сфальшивил – все дудели в одну дуду самозабвенно. В конце концов, им виднее – сколько денег терять, ведь русофобия сегодня очень дорого стоит.
Разобравшись с ситуацией на Востоке, евролидеры повернули головы на Запад и увидели спину уходящей в автономный режим Великобритании. Оценив красоту момента, глава Евросовета Дональд Туск сообщил, что «остающиеся» (!) в Евросоюзе27 стран «одобрили заключения по вопросу выхода Великобритании из ЕС». Великобритания подала на развод и оставляет у себя «девичью фамилию». Дележ добра, «нажитого в браке», уже сейчас вызывает нервную реакцию Лондона, который видит, в какую копеечку вылетит ему покидание общеевропейской семьи. Среди нерешенных вопросов – судьбы Гибралтара, Ирландии, Северной Ирландии и, кто знает, возможно, Шотландии.
Однако, во главу угла поставлены Большие Деньги. Пресса пишет: «Если Еврокомиссия не уступит Терезе Мэй, то 5,3 триллиона фунтов (почти 6 триллионов евро) – а именно столько европейских активов находятся сейчас «в управлении» британских банков, – то вскоре эти британские банки будут лишены права управлять этими авуарами и, соответственно, не смогут на них зарабатывать». И это Вам не «романс о трех рублях», это – триллионы!
И кто поручится, что – вдруг – эти британские банки не объявят «дефолт»? «Прощаю всем, кому я должен»? Сюжет? Сюжет!
Но пока к этим тонким темам никто в серьез и не приближался. А резать здесь придется «по живому»– Британия должна покинуть ряды Евросоюза не позднее 29 марта 2019 года. И Дональд Туск об этом прямо заявил, что «самые сложные задачи в рамках договоренностей вокруг Brexit еще не решены», добавив: «Если мы хотим достигнуть договоренности к октябрю, нам нужен быстрый прогресс», намекая на то, что одной «девичьей фамилией» Великобритания не отделается. Она перед ЕС «ещё за бюджет ответит»?
Причем, удивительная вещь – это говорит в адрес Британии открытым текстом представитель Польши. Той самой Польши, что десятилетиями, если не веками, ориентировалась на Великобританию, как на «защиту и опору» от «агрессивной Москвы». Одно лондонское правительство Польши в Лондоне под патронажем Черчилля в годы Второй Мировой войны – яркий тому пример. А теперь, что называется, «приехали»: никакой ясновельможной благодарности вековым крышевателям. О, времена!..
Ещё один сюжет саммита ЕС – о «киберугрозе» и противодействию «дезинформации» становится любимой темой и в США, и в Европе. Западный «свободный мир», как выясняется, трусливо заканчивается там, где он не может навязывать свою волю и не в силах побороть более удачливых конкурентов. Поэтому там и тогда начинается новая Игра в «правильные» и «неправильные» страны, занимающиеся, например, одним и тем же – работой в мировой Сети Интернет.
Источник сегодняшней «кибер-угрозы» в интерпретации многоопытных западных пропагандистов и создателей платформ информационной войны – именно Россия. Россия, которая (дотянулась-таки!) «искажает картину мира» для попавших в водоворот экономических неурядиц граждан Европы и США (как будто все там поголовно смотрят наше ТВ и только и делают, что слушают Русское радио и штудируют российские интернет-форумы); именно Россия «навязывает» странам Запада новых руководителей на их собственных выборах (вместо местных избирателей, что ли?); именно Россия «использует киберпространство» для «достижения своих целей».
Сам Боунапарте обзавидовался бы такому «вескому» набору аргументов для того, чтобы пойти на Россию в 1812-м году! Впрочем, каков бы ни был предлог, для Наполеона всё закончилось в собственной «купели» – Ватерлоо, Венским конгрессом 1815 года и изгнанием на остров Святой Елены, а для фюрера и присных – Нюрнбергским трибуналом, что также неподалеку от места мюнхенского «пивного путча», с чего «дранг нах Остен» и начинался. Теперь место исхода очередной провокации ещё надо поискать – Сеть упрячет любой «хвост». Но адреса инициаторов известны, так что, если там захотят повторить прошлые ошибки Запада, то могут дождаться очередного «русского привета»…
Пока саммит ЕС поручил подготовить к декабрю предложения по скоординированному реагированию ЕС на «проблемы дезинформации», а также «укрепить потенциал противодействия киберугрозам»: «Евросовет подчеркивает необходимость укрепления потенциала противодействия угрозам кибербезопасности извне и просит учреждения и государства-члены осуществлять меры, направленные, в том числе на установление происхождения кибератак». Позвольте полюбопытствовать: а если в Европе установят происхождение «Made inUSA», то, что тогда? Скрипалей, ведь, на всех не хватит…
Ещё саммит ЕС принял воззвание «к скорейшему принятию нового режима ограничительных мер ЕС для решения проблемы использования и распространения химического оружия». И продекларировал, что «после внеочередной конференции государств-участников Организации по запрету химического оружия ЕС обязуется поддерживать осуществление ее решений». Это заявлено по поводу той самой сессии ОЗХО, когда Сергей Ларов высказался в эфире британского «Channel 4» вполне однозначно: когда Конвенция по запрещению химического оружия «грубо нарушается, думаю, нельзя не испытывать беспокойство. Если исправить ситуацию не удастся, думаю, дни ОЗХО будут сочтены. По крайней мере, ОЗХО не останется универсальной организацией». Зато европейцы второпях подписались – «обязуемся поддерживать осуществление ее решений».
Интересно, как они будут потом «разруливать ситуацию», коли привыкли «жить не по лжи», но ложь в системе заказанного Западом «контроля над химоружием» все дальше и больше проЯВЛЯЕТСЯ? От неё можно отмахиваться, но «с кем вы останетесь, господа»? Будете историю про «новичок» тиражировать? «Скучно, девочки» (с).
Хотя… В ситуации с разрушением США соглашения по иранской ядерной программе (СВДП) Европа заняла очень жесткую позицию – здесь деньги начали считать, невзирая на давление Вашингтона. Возможно, для скорого торга с Трампом.
Саммит ЕС 28 голосами «за», одобрил «пакет поддержки Исламской Республики Иран». Франция, Великобритания и Германия в качестве трех европейских стран-участников СВПД разработали «пакет поддержки для Ирана», в частности, Европейский инвестиционный банк должен продолжать сотрудничество с Ираном. Занятно, как глава внешнеполитического ведомства ЕС Федерика Могерини объявила: только Болгария была единственной страной, которая выступила против предлагаемого Ирану «пакета», но, в конечном итоге, проголосовала «за».
Таков образчик «глубинных комплексов»: во имя доходов от торговых отношений с Ираном Европа подчиняться Америке не намерена. Зато при потерях в разы более крупных от санкций против России – Европа терпит убытки, но – в целом – терпит, однако. «Евросчастье», ведь, оно такое трудное…
И вот на этом фоне возникает тишина, в глубинах которой только сверхчувствительные приборы, «измеряющие состояние тонкой европейской души», дают робкие «сигналы», свидетельствующие о «смятении душ» в лучших европейских столицах, которые с трепетом «дев» ожидают нового свидания с «мачо» Трампом.
И это – не будет рассказом о современных «Ромео» (Трамп) и «Джульетте» (Европа), ведь, и американский «Ромео» уже не мальчик, и европейская «Джульетта» далеко не девушка. Это будет повесть, которая, возможно, и не станет «всех печальнее на свете». Это будет повесть о том…
Впрочем, времени остается совсем немного, чтобы узнать, о чем будет сложена эта новая повесть. А также услышать про свежие «стилистические разногласия», которые смогут рассказать многое о смысле и глубине взаимоотношений США в исполнении солирующей партии Трампа и хора евросчастливцев в исполнении Евросоюза. «Аида» по масштабу и внутреннему напряжению действа, в данном историческом контексте просто отдыхает. Не дай Бог, конечно, «Аскольдова могила» с её хором...
И пусть нового Верди родит итальянская земля, чтобы увековечить в музыке «Атлантическую трагедию». Возможно, новый шедевр по либретто Дональда Трампа даже назовут так – «Сказание об американской “свинье-копилке”, которую в Европах били-били и не разбили…»