халява заканчивается
Сокращение дотаций ЕС: Латвия остается сама за себя
Еврокомиссия в конце мая презентовала проекты бюджетов на 2019‑й и 2021–2027 годы, чем спровоцировала волну бурных реакций.С критикой на еврокомиссаров обрушился премьер-министр Латвии Марис Кучинскис, заявив, что Рига будет искать союзников среди других государств, чтобы решить вопрос о финансировании. Его литовский коллега Саулюс Сквернялис также признал, что Вильнюс не устраивают суммы, выделенные на дотации фермерам, а глава Минфина Эстонии Тоомас Тынисте назвал несправедливым сокращение помощи. Однако станут ли финансовые доноры ЕС прислушиваться к голосам прибалтийских политиков?
Финансовые вопросы Евросоюза стали довольно остро ставиться с момента оглашения результатов Brexit в июне 2016 года и не утихают по сей день. На мартовском саммите председатель ЕС Дональд Туск выразил оптимизм относительно развития экономики содружества:
«Мы переживаем самую благоприятную экономическую ситуацию после введения евро, поэтому [сейчас] лучшее время для стратегического анализа наших долгосрочных амбиций».
При этом, по оценкам разных экспертов и комиссара ЕС по бюджету Гюнтера Эттингера, выход Великобритании из состава Союза (Brexit) приведет к тому, что «общий котел» недополучит от 12 до 13,5 млрд евро в год. Перекрывать эти «дыры» в основном планируется за счет введения новых налогов и сокращения расходной части. Основное бремя ляжет на плечи финансовых доноров ЕС: Германии, Франции, Италии, Австрии, Швеции, Дании. Суммарный вклад пятерки «спонсоров» за 2016 год составил более 57% бюджета содружества.
Сокращение расходов неминуемо повлечет за собой пересмотр политики кохезии, в рамках которой осуществляется финансирование аграрного сектора и инфраструктурных проектов стран — членов ЕС. Одними из основных получателей помощи являются страны Балтии.
Сильно обеспокоившись, что с 2021 года в госказну перестанут в должном объеме поступать европейские деньги, Литва, Латвия и Эстония написали руководству Евросоюза письмо, в котором призвали увеличить взносы членов организации. При этом в обращении прибалтийских политиков говорится, что европейские государства могут отыскать «новые собственные ресурсы» и таким образом покрыть недостающие миллиарды евро. Решительно против данной идеи выступили Нидерланды, Швеция, Дания, Австрия.
Еще до членства в ЕС с 2000 года страны Балтии получили 963 млн евро финансовой помощи из бюджета Союза. С момента вступления в Евросоюз дотации увеличились многократно. С 2004‑го по 2016 год Литва, Латвия и Эстония получили из европейской казны 17, 9 и 7 млрд евро соответственно. При этом национальный вклад трех государств суммарно составил чуть более 7 млрд евро, что практически в пять раз меньше выделенных средств.
После вестей о том, что новый семилетний бюджет вряд ли будет так же велик, как его предшественник, представители Литвы, Латвии и Эстонии, по крайней мере на публике, забили тревогу. Осталось понять, как они будут отстаивать перед ЕС сохранение финансирования: единым фронтом или «каждый сам за себя»?
Так, например, Литва получила наибольшее вливание средств в экономику из всех стран Балтии. Приоритетной отраслью республики является сельское хозяйство. Еще в феврале 2018 года президент Даля Грибаускайте заявила о необходимости поднять субсидии литовским фермерам до уровня французских и немецких, а местные аграрии потребовали от Брюсселя прекратить дискриминацию и «разделение на сорта».
Стоит отметить, что литовские фермеры более всего в ЕС пострадали от «санкционной войны» с Россией. Так, доходы молочной отрасли из-за российского продовольственного эмбарго сократились на 250 млн евро. Кроме того, литовских аграриев часто подводит непогода и им приходится обращаться за помощью в Еврокомиссию для компенсации средств за потерянный урожай.
Однако, согласно проекту бюджета на 2021–2027 годы, представленному в мае председателем Еврокомиссии Жан-Клодом Юнкером, наоборот, планируется сокращение дотирования сельского хозяйства на 5%.
Общая сельскохозяйственная политика Евросоюза критикуется за приоритетную поддержку крупных фермерских хозяйств, большая часть из которых принадлежит транснациональным корпорациям. Стоит отметить, что ежегодно из европейского бюджета на поддержку аграрного сектора выделяется около 57 млрд евро, что составляет 40% всех расходов организации.
Выплаты для Латвии из «общего котла» ЕС с 2012 года постепенно сокращались, достигнув в 2016 году 734 млн евро (3% от ВВП страны). Более половины средств, как и в Литве, было направлено на поддержку сельскохозяйственной сферы.
Во многом сокращение финансирования связано с тем, что латвийское правительство не умеет рационально использовать деньги ЕС. С 2014‑го по 2016 год Латвия смогла освоить всего около 170 млн евро и заняла шестое место среди стран-реципиентов.
Тем не менее в официальном комментарии МИД республики указывается необходимость выравнивания уровня жизни в ЕС и недопущения сокращения финансирования аграриев:
«Мы будем работать над тем, чтобы критерии распределения средств кохезии обеспечили их выделение тем регионам, которые всё еще отстают от среднего ВВП по ЕС (ВВП Латвии в 2017 году составил 64% от среднего по ЕС). Мы будем выступать за справедливое финансирование Общей сельскохозяйственной политики, предусматривающее выравнивание прямых платежей (в Латвии в 2017 году они составляли 57% от среднего показателя по ЕС)».
Однако, как отметила латвийский экономист Евгения Зайцева, Рига не умеет вести конструктивный диалог с Брюсселем, поэтому вряд ли сможет добиться от Евросоюза сохранения финансирования в рамках программы кохезии.
Министр финансов Эстонии Тоомас Тынисте 5 июня на мероприятии, посвященном финансовой политике ЕС, сделал акцент на значительных результатах развития экономики страны благодаря субсидиям:
«Эстония является одним из самых быстрорастущих регионов Европейского союза: ВВП на душу населения по паритету покупательной способности увеличился с 54% в среднем по Европейскому союзу в 2004 году до 75% в 2017 году».
По словам министра, особенно положительно они повлияли на развитие электронного государства, научно-технической инфраструктуры и снабжение чистой питьевой водой.
В связи с этим политик выразил обеспокоенность по поводу отсутствия гибкого механизма перераспределения средств между статьями расходов внутри бюджета ЕС на 2021–2027 годы. Отдельно он отметил несправедливость сокращения финансовой помощи для Эстонии и необходимость ведения переговоров с Европейской комиссией.
Одной из главных причин является фактическое закрытие российского рынка для эстонских товаров из-за введения антироссийских санкций в 2014 году. Сохранение негативных тенденций вынуждает правительство Эстонии включаться в борьбу за дотации из бюджета ЕС.