Политический цирк
Умение обманывать – наука королей. Арман Жан дю Плесси Ришельё
Осталась неделя до очередного российско-белорусского саммита (15 июля 2018 г.). На этот раз его неформальный статус подчеркнет финал Чемпионата мира по футболу. Учитывая, что матч будет смотреть от одного до двух миллиардов телезрителей (не считая Интернета), то у А. Лукашенко появляется шанс оказаться на глазах самой большой аудитории на планете, но, что в данном случае весьма актуально, скорее всего в обществе хозяина спортивного праздника – В. Путина. Именно президента России будут искать видеокамеры, работающие на стадионе. А ведь могло быть совсем по-другому…
Старая история
В следующем, 2019 году Союзному государству Беларуси и России исполнится двадцать лет – срок для интеграционного проекта более, чем достаточный.
Однако, с момента своего учреждения Союзное государство, оставшись на уровне незаконченного первого этапа политической интеграции между Россией и Беларусью, так и не стало субъектом международного права. Иными словами, это псевдогосударственное образование никто не признал, так как признавать нечего - до настоящего момента в основе СГ лежит только Союзный договор («Договор о создании Союзного государства» от 08.12.1999 г.) - документ, который, принес Беларуси десятки миллиардов долларов США в качестве интеграционных авансов, но так и не создал ничего похожего даже на Объединенное арабское государства (1958-1971 гг.), которое подразумевало равноправный союз двух государств – Египта и Сирии.
С начала 2000-х годов развитие Союзного государства оказалось заблокированным. Символами стагнации проекта стали отсутствие союзных властей, единого эмиссионного центра и целый ряд нефтегазовых конфликтов – 2002 г., 2004 г., 2007/2008 г. Идея СГ стала угасать…
В принципе, выводы о том, что Москва не видит каких-либо перспектив в Союзном государстве можно было сделать еще в 2002 году, когда «Газпром» принял окончательное решение о строительстве первого российского обходного газопровода «Северный поток». Для российского газового концерна и Кремля оказалось, проще «бросить» трубы в воды Балтийского моря, чем постоянно торговаться с белорусским руководством, которое в свою очередь периодически буквально «хваталось» за энергетический транзит по своей территории.
Между прочим, Минск до последнего момента считал, что Россия просто шантажирует Беларусь обходным газопроводом: "Самый дурацкий проект России - это строительство по Балтийскому морю газопровода (Nord Stream). Не известно, что может пройти с этим газопроводом, который лежит на куче боеприпасов… Этот проект может войти в книгу рекордов Гиннеса", 14.01.2007 (https://www.kommersant.ru/doc/996883).
Энергетическая основа Союзного государства, начиная с 2020 г., окончательно разрушится к 2025 г., когда в ЕАЭС будет создан единый рынок энергоносителей, а внутренние цены на нефть и газ в России сравняются с мировыми.
Реплика
Воспользовавшись случаем, хотелось бы отметить, что белорусская сторона, десятилетиями настаивая на «равных условиях» субъектов хозяйствования в рамках сначала СГ, а затем ЕАЭС, косвенно стимулировала сторонников «налогового маневра» в российском руководстве. Дело в том, что за годы существования СГ усилиями официального Минска на белорусской территории дважды возникал нефтяной офшор, а в промежутке активно использовались различного рода незаконные схемы – «растворители» и «разбавители». Так что российская сторона всегда отдавала себе отчет в том, что под СГ в Минске понимают доступ к российским энергоносителям по внутренним ценам. Данная тема в российско-белорусских отношениях закрывается в ближайшие 5-6 лет…
Точка невозврата
Военно-стратегическая тема в рамках СГ всегда носила в большей степени пропагандистский характер. В 2000-е годы постепенно развалилась противовоздушная составляющая, после 2008 года боеспособность белорусской армии была протестирована на ряде учений, которые со всей очевидностью продемонстрировали, что вооруженные силы республики неудержимо деградируют. В частности, белорусская армия практически лишилась современной авиации, а создание своеобразных мутантов («Полонез») проблему не решит.
К 2020 г. на белорусской территории завершается функционирование двух совместных объектов, оплаченных в рамках «нулевого варианта» 1996 г. (урегулирование задолжности РБ за российский газ). Любопытно то, что в Беларуси по странной традиции принято считать, что данные объекты используются Россией бесплатно.
Символом отсутствия реальной российско-белорусской военно-стратегической интеграции можно считать провал переговоров о размещении в Беларуси базы ВКС РФ. Сейчас Москва на западном направлении делает ставку на Калининград, а не на Минск.
Беларусь – провинция Китая
Автор этих строк не раз за последние два года обращал внимание читателей на весьма странную пропагандистскую кампанию, проводимую в белорусских государственных СМИ, где периодически появлялись очень мажорные материалы, убеждающие неведомого кого в том, что статус российской-белорусской не изменится и рано или поздно Россия согласится пропускать через неё граждан «третьих» стран. После июньского саммита ШОС «заказчик» максимально открытого формата российско-белорусской границы определился – это Китай.
Итак, последний «устой» Союзного государства – отсутствие российско-белорусской границы, на наших глазах уходит в историю на фоне безвизового режима Беларуси с КНР. В свою очередь присутствие китайского подразделения на параде 3 июля 2018 года в Минске является индикатором геополитического выбора белорусского руководства.
Лимитрофный формат
Необходимо отметить, что несмотря на то, что все основные «устои» Союзного государства разрушаются не первое десятилетие, Минск вполне устроил сложившийся формат СГ, который обеспечил ему многомиллиардные финансово—ресурсные дотации и преференции, доступ к российскому рынку и технологиям, а также возможность безнаказанно и исподтишка пакостить России на мировой арене (формат белорусского комментатора Новицкого, но уже на спортивной арене). Понятно, что «лимитрофное» СГ воспринимается в белорусском истеблишменте с чувством полного удовлетворения и даже гордости…
Понятно, что белорусские власти хотели бы сохранить «лимитрофное Союзного государства», которое оплачивает Россия, на столетия, так как это дорога с односторонним движением на пользу Минску. Более того, они ведут себя так, словно ничего не произошло. Так, к примеру, уже после 19 июня в Москву направился «газовый» вице-премьер В. Семашко и «молочный» министр сельского хозяйства Л. Заяц. Они по-прежнему будут выматывать своих коллег из профильных министерств, настаивая и уговаривая Россию на очередные уступки…
Но на самом деле «лимитрофное СГ» уже не вернуть, его уже не будет. Причем не будет никогда. А. Лукашенко это скорее всего в глубине души понимает, но, как всегда, даже после 19 июня (ВГС СГ) у него еще наверняка остаются какие-то иллюзии насчет того, что Москва «забудет» или Москве «будет не до Минска».
Опять травят…
Между тем, несмотря на то, что Лондон в очередной раз решил кого-то «отравить», надежды Минска на то, что в преддверии российско-американского саммита начнется новая схватка между Россией и Западом, не оправдались. В тоже время, последние две недели белорусские власти как никогда внимательно следили за ситуацией в мире и на континенте, рассчитывая, что крайне напряженная обстановка в Европе перед саммитом НАТО спровоцирует провал встречи Д. Трампа с В. Путиным 16 июля в столице Финляндии.
Дело в том, что по устоявшейся в белорусском экспертном сообществе традиции, принято считать, что в случае очередной эскалации противостояния между Россией и Западом, «ценность» Беларуси подпрыгивает на порядок и тему переформатирования СГ можно будет опять задвинуть в «дальний ящик». Однако, все течет и все меняется…
Стоит напомнить, что противостояние Запада с Москвой проявляется в санкциях. Санкции, по мнению автора этих строк, все-таки оказывают негативное влияние на российскую экономику. Более того, даже если Россия вдруг выполнит все требования Запада, снять санкции невозможно в принципе. Это не поможет… Вот если Россия, не дай Бог, исчезнет, то тогда и санкции будут прекращены.
К сожалению, санкции в итоге сформировали особый порядок российско-западных отношений, которые, естественно, носят двусторонний характер и несут проблемы всем сторонам, включенным в процесс международных отношений.
Кроме того, Россия не без проблем и с большими издержками все-таки к санкциям адаптируется. Естественно, если бы Беларусь, аннулировав контрабандой российские антисанкции в отношении ЕС, фактически не присоединилась бы к западным санкциям против России, то Москве было бы немного легче. Но в данном вопросе поддержки со стороны Минска в России давно не ждут.
Развилка
Итак, сомнительно, чтобы внешнеполитическая ситуация ближайших дней и недель чем-то помогли Минску. Вряд ли что-то отвлечет внимание Кремля от темы Союзного государства, так как, судя по всему, «белорусский вопрос» включен в политическое расписание последнего президентского срока В. Путина. Так что, если смотреть со стороны Москвы, то возникает ощущение, что в ближайшие недели белорусскому руководству придется принимать стратегические решения по вопросу СГ и, естественно, своему будущему.
Но на самом деле у А. Лукашенко есть выбор нескольких сценариев. С одной стороны, белорусский президент, буквально заматывая переговорный процесс, может в очередной раз попытаться уклониться от решительного ответа своему коллеге из России.
С другой стороны, А. Лукашенко может согласиться интенсифицировать продвижение союзного строительства на основе Союзного договора, что, однако, на самом деле ничего не значит, так как по белорусской традиции, Минск может выставить невыполнимые финансовые претензии и т.д. Но скорее всего белорусский президент попытается задействовать оба основных сценария.
Игры в диалог
Пытаясь прогнозировать ближайшие действия А. Лукашенко в диалоге с российским руководством, мы должны помнить три формулы, которые всегда используют белорусские власти в отношении России:
- Главный приоритет А. Лукашенко заключается не в отстаивании национальных интересов Республики Беларусь, а сохранении своей власти;
- А. Лукашенко никогда не пойдет на реальную интеграцию с Россией;
- А. Лукашенко, принимая осторожность и выдержку российского руководства по отношению к официальному Минску за слабость, уверен в своих способностях обмануть своего единственного спонсора и реального гаранта белорусской независимости. Сразу скажем, чаще всего сам белорусский президент обманывается, принимая снисходительность Кремля за успех своей «хитрости». Признаемся, что со стороны все эти почти цирковые «пируэты» смотрятся чудовищно и ничего, кроме брезгливости, не вызывают…
Исходя из вышеперечисленных формул, на первом этапе А. Лукашенко во что бы то ни стало попытается сохранить «лимитрофное» СГ. В ход пойдут «страшилки»: угрозы со стороны НАТО, Польши, Прибалтики. В последнюю очередь вспомнит «5 колонну» и даже Украину…
В принципе, «страшилки» уже вовсю пишутся и публикуются в белорусском сегменте Интернете, дополняясь со стороны оппозиционных ресурсов перспективами «размещения российской базы» и «аннексии Беларуси Россией». Как всегда, эти крайности обязательно сойдутся…
Следом в диалоге между Москвой и Минском появятся обещания, которые традиционно не выполняются… Иными словами, будет использована традиционный формат белорусско-российских переговоров.
Необходимо учитывать, что белорусский президент живет по принципу «день простоять, ночь продержаться». Он и дальше будет буквально выгадывать день за днем, мечтая обойти, переждать или лучше просто пересидеть президента России. Для этого пойдет в ход все…
Но для данного формата у В. Путина уже нет времени. Так что белорусской стороне придется перейти к «Дорожной карте» - календарному плану продвижения по пути интеграционного строительства. Но в рамках короткого «футбольного саммита» вряд ли можно рассчитывать на детальное обсуждение «карты». Так что скорее всего российское руководство будет удовлетворено заверениями о готовности со стороны А. Лукашенко данный план не только обсудить, но и выполнить. Вновь появится дата следующего саммита.
Ну а как отреагирует Москва на сценарий А. Лукашенко? В этом нет никакой загадки, так как в Кремле неплохо знают белорусского президента. Нас ждет увлекательный даже не политический спектакль, а скорее цирковое представление на футбольном стадионе. Клоуны уже назначены, но футбольный мяч им не дадут. Не заслужили.