Поначалу Пекин делал Вашингтону шаги навстречу, причем по самым существенным пунктам американских претензий, включая борьбу с электронным шпионажем или соблюдением прав интеллектуальной собственности.
Но после того как в начале мая Китай посетила американская делегация, которая привезла форменный ультиматум, потребовав в дополнение не только уравнять импортные тарифы КНР с экспортными, но и разблокировать внешние инвестиции в закрытые, связанные с обороной, отрасли экономики, а также прекратить (!) правительственную поддержку китайских предприятий высокотехнологичного сектора, стало понятно, что США действуют в логике одной из басен «дедушки Крылова»: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». И диалог с равноправными подходами теряет всякий смысл.
Результат известен: в ответ на обложение пошлинами импорта из КНР, США получили зеркальные ответные меры. Два витка торговой войны уже стали реальностью, но что-то подсказывает, что закусивший удила Вашингтон пойдет и на третий заход, который окончательно обнулит некогда процветавшую взаимную торговлю. Первым признаком этого можно считать прекращение нефтяного импорта КНР из США, что является вынужденным, но достаточно эффективным и болезненным «щелчком по носу» сланцевых амбиций Белого дома.
Маленький штрих. Так получается, что администрация Трампа своими руками разрушает консенсус, достигнутый между Вашингтоном и Пекином еще в 70-е годы, на фоне противостояния последнего с Москвой. Именно на этот консенсус, открывавший для КНР мировые рынки и поощрявший экспортную переориентацию китайской экономики, и опиралась запущенная Дэн Сяопином политика реформ и открытости.
Тогда американцам надо было «ущучить» СССР, а у Китая просто не было выбора: текущее противостояние с соседом по социалистическому лагерю отодвигало риски внешней зависимости от экспорта в далекую перспективу, до которой нужно было еще как-то дожить. И современная ситуация показывает, что американцы хорошо знали, что делали. Сомнений, что времена изменятся и китайско-американские интересы столкнутся, в Вашингтоне не было и тогда, во времена «хромого от рождения» Джеймса Картера.
Это опровергает попытки списать нынешние проблемы в торгово-экономических отношениях на «субъективный фактор» Трампа. Скорее наоборот: Трамп — не более, чем прикрытие «объективного фактора» — транснациональных интересов концептуальных элит. Замкнуть на себя, а затем, используя эту зависимость, создать проблемы — это ли не фирменный «почерк» американских «глубинников»? И разве не то же самое они проделали с Россией, кидая в свое время подачки ельцинскому режиму? Только в отличие от Москвы, которую сегодня за неуступчивость душат санкциями, к Пекину применяется тарифная удавка. Как известно, «если правила не устраивают джентльменов, джентльмены меняют правила».
У этого блока китайско-американских вопросов, однако, есть и еще одна сторона, которая ставит в весьма уязвимое положение уже Вашингтон. Речь идет о проекте «Пояса и пути», точнее, как раз о его торгово-экономической составляющей. Масштабы роста влияния КНР вдоль маршрутов этого евразийского транзита таковы и затрагивают столько сопутствующих сфер — образование, культуру, сельское хозяйство, инфраструктуру, что пытаясь «офлажковать» Поднебесную, США рискуют изолировать за двумя океанами самих себя. Как в том анекдотическом диалоге охотников: «Иди скорей, я медведя поймал! — Так тащи его сюда. — Не могу, он меня не пускает».
Второй круг вопросов, всплывший внезапно и буквально на днях — тематика выборов в США. Характерно «свежее» заявление долгое время отсиживавшегося в тени вице-президента Майкла Пенса. Смысл его сводится к тому, что российское «вмешательство» в выборы 2016 года «меркнет» по сравнению с китайским сейчас в те, что предстоят через месяц.
Разводка Пекина с Москвой, на которую рассчитывают в Вашингтоне, — не только в асимметрии претензий к двум главным евразийским столицам. Но и в весьма тонкой и подленькой игре, цель которой — вызвать у Кремля подозрения в том, что в Чжуннаньхае, если играют против Трампа, то, значит, заигрывают с демократами. Хозяин Белого дома ведь не случайно, а как вполне профессиональный актер, во время недавнего выступления в Генеральной Ассамблее ООН привлек внимание аудитории к своей партийной принадлежности. «Пекин-де не его лично, а Республиканскую партию подсиживает!».
Есть в этой игре и внутрикитайский контекст, направленный лично против Си Цзиньпина, рассчитанный на то, чтобы «вернуться» в 2012 год и активизировать максимально приглушенные сегодня противоречия между двумя основными группами китайской элиты. Не случайно, председателю Си «отказано» Трампом в «личной дружбе», хотя еще недавно эта тема не просто муссировалась американской стороной, но дело преподносилось так, что американские спецслужбы чуть ли не «заговор» против него раскрыли и вовремя сообщили «куда следует».
И еще потребуется разобраться в том, «разводки» ли это Китая и России между собой или нечто иное — попытка с помощью пиратского лозунга «свистать всех наверх» связать сохранивших свои позиции западников в Пекине и Москве и мобилизовать эту цепочку в американских интересах.
Третий круг китайско-американских вопросов — это тайваньская проблема, очень чувствительная для Китая. И именно ее активизация Вашингтоном, который на словах соблюдая принцип «одного Китая», на деле с настырностью, заслуживающей лучшего применения, фактически ставит его под вопрос. США при этом заигрывают не просто с тайваньским режимом, а с находящимися у власти на острове оголтелыми антипекинскими «демократами» во главе с «президентшей» Цай Инвэнь.
На память приходит телефонный разговор, на который Трамп отважился в декабре 2016 года, воспользовавшись тем, что будучи избранным президентом, еще де-юре не вступил в должность. И регулярные проходы через Тайваньский пролив боевых кораблей ВМС США, а также прочие провокации, вплоть до актов конфронтации с ВМС КНР в Южно-Китайском море, где и без американцев проблем хватает. И военная помощь Тайбэю, включая передачу американских технологий, необходимых для строительства островом восьми неядерных субмарин, о чем было объявлено в 2017 году (это к вопросу об американской «интеллектуальной собственности»).
И новый американский военный бюджет, в котором силовому блоку тайваньского режима отводится свой «кусок пирога», что оттеняется новой Стратегией национальной безопасности США, упоминающей Китай вместе с Россией в узком списке угроз. И моральная поддержка, которая весной этого года спровоцировала тайваньский «ответ» на военно-морской парад КНР, после чего континентальные власти вынуждены были провести в проливе крупные внеплановые военно-морские учения (и заметим, что даже в этих условиях ВМС КНР не пересекали его середины).
Отметим, что и здесь американцы перечеркивают тот самый консенсус 70-х годов, в соответствии с которым место в Совете Безопасности ООН, незаконно занимавшееся после войны представителями тайваньского режима, наконец-то перешло к КНР. Когда на этом из года в год настаивала советская сторона, США всякий раз выступали против. А когда потребовалось им самим, все мигом и в одночасье поменялось. И вот сейчас, когда Вашингтону требуется «новая новизна», «джентльмены» опять не сидят, сложа руки.
Во всех трех перечисленных блоках вопросов, которые характеризуют сегодняшнее состояние китайско-американских отношений, в этих отношениях по вине американской стороны наблюдается деградация, явно управляемая из Вашингтона, подкрепляемая упоминавшимися попытками запустить «черного кота» между Китаем и Россией. И на этом фоне — предстоящий визит Помпео по маршруту Пхеньян-Пекин, с которого мы и начали.
О чем это говорит? Только об одном: о стремлении США вырвать блок вопросов, связанных с денуклеаризацией КНДР, из общего контекста отношений, приХватизировав себе определенную сумму односторонних преимуществ и уступок со стороны Пекина. А заодно и создать у мировой общественности впечатление «марионеточности» властей Пхеньяна, которые-де «поступят так, как им в Пекине скажут».
Не рассчитывая на прогресс в КНДР, которую американцы после июньской встречи Трампа с Ким Чен Ыном в Сингапуре всякий раз пытаются унизить, чтобы разговаривать с позиций превосходства и силы, госсекретарь показательно едет из Пхеньяна в Пекин. В то время как если бы он на результат рассчитывал, последовательность в этом маршруте согласно логике, должна была бы оказаться обратной.
США не хотят договариваться, не хотят даже толком разговаривать. Они хотят ставить перед фактом и безапелляционно диктовать свою волю. Имеются очень большие подозрения в том, что США даже к самой денуклеаризации особо не стремятся. Им нужен не конкретный результат, одним из самых очевидных последствий которого станет вывод с Юга Корейского полуострова американского военного контингента, а процесс ради процесса.
А еще — ради пиар-сессии Трампа, который в отсутствии результатов отчаянно нуждается хотя бы в каких-либо политических дивидендах перед теми самыми промежуточными выборами в Конгресс и губернаторов многих штатов, во вмешательстве в которые он превентивно и бездоказательно обвиняет Китай. Еще раз! Надавить в одном вопросе, в другом, в третьем. Чтобы получить предвыборный пиар в четвертом вопросе. За счет спекуляций и обмана партнеров.
Фантастическая степень притворного лицемерия и воинствующей демагогии, которой уже давно и насквозь пропитана американская внешняя политика! Будем иметь это в виду и не покупаться на дешевое трюкачество и клоунаду.