Как сообщает ряд СМИ, на встрече, дата которой пока не определена, планируется обсудить, в частности, размещение в Сирии зенитно-ракетных комплексов С-300. Решение об их поставке было принято после трагического инцидента. В ходе совещания президента с членами Совета безопасности 2 октября глава Минобороны Сергей Шойгу доложил о ходе работы по поставке ЗРС.
«Мы завершили поставку комплексов С-300. Это включает в себя 49 единиц техники: локаторы подсветки, основные системы определения, машины управления и четыре пусковые установки. Работа завершена сутки назад. … Помимо этого мы значительно усилили и включили систему радиоэлектронной борьбы, добавили туда дополнительное оборудование. В результате сегодня мы контролируем ближнюю зону до 50 километров и дальнюю зону, основное направление, с которого происходили заходы на сирийскую территорию, контролируем на 200 километров», — сообщил он.
По его словам, к 20 октября будет завершена работа, связанная с формированием единой системы управления всей сетью ПВО, и в течение трех месяцев завершится подготовка экипажей для С-300.
Принятое Россией решение вызвало недовольство израильской стороны, а также ряда западных стран. Несколько дней назад министр обороны Израиля Авигдор Либерман заявил, что Тель-Авив не намерен отказываться от операций в Сирии, а министр регионального сотрудничества Цачи Ханегби, по информации Ynetnews сообщил о готовности уничтожить С-300 в случае его применения против израильских самолетов.
Свои действия израильское руководство объясняет необходимостью защиты своих интересов и борьбой с иранскими военными, находящимися на территории Сирии, которые якобы помогают перевозить оружие для «Хезболлы».
В свою очередь, официальный представитель МИД РФ Мария Захарова на брифинге 4 октября заявила, что иранские военные находятся в Сирии по приглашению Дамаска.
«Обратили внимание на сообщения о нанесении Ираном 1 октября ракетного удара по объектам базирующихся в Сирии на восточном берегу р. Евфрат организаторов теракта, совершенного в конце сентября в иранском г. Ахвазе. В этой связи отмечаем, что иранские военные в Сирии оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом на законных основаниях по приглашению сирийского правительства», — подчеркнула она.
Между тем, Avia.pro предположило, что Нетаньяху хочет разорвать сотрудничество с Россией по Сирии. По информации издания, израильский премьер крайне озлоблен позицией России, так как теперь, у сирийских военных появились реальные возможности уничтожать израильские истребители, беспилотники и бомбардировщики даже за пределами воздушного пространства Сирии. Выход из сделки, пишет СМИ, означает, что «Россия может объявить бесполётную зону, пригрозив сбивать любые воздушные цели, находящиеся в ней».
— Было очевидно, что рано или поздно израильской стороне придется отступить от своей чересчур жесткой позиции, которую Тель-Авив занял после ситуации с нашим разведывательным самолетом Ил-20, — заявил директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов.
— По утверждению Министерства обороны России, он был сбит сирийской ракетой из-за действий израильской авиации. Вина возлагалась на израильскую сторону. Ситуация была критическая. Израильтяне ничего не признали. В ответ были переброшены комплексы С-300.
То, что сейчас должна произойти эта встреча говорит о том, что в силу обстоятельств израильская позиция смягчилась. Они долго выжидали, что их позиция не будет поколеблена, но, в принципе, это обычный modus vivendi для израильского руководства. Они какое-то время блефуют, но понимая, что это уже невозможно, идут на переговоры.
— Есть ли вероятность, что Нетаньяху хочет разорвать сотрудничество по Сирии, как пишут некоторые СМИ?
— Россия находится в Сирии на законных основаниях: она туда приглашена законным правительством. Все действия России абсолютно легитимны. Действия Израиля абсолютно нелегитимны. Но до последнего времени существовало джентльменское соглашение между Россией и Израилем: Россия не мешала Израилю осуществлять свои задачи в Сирии. Поэтому никакого соглашения с нами израильтяне разорвать не могут.
Есть джентльменское соглашение, которое они нарушила, а не Россия. Можно только восстановить то, что сами поломали. Кто позвонил? — Биньямин Нетаньяху нашему президенту, что он сам и признал. Долго упрямились, но поняли, что это контрпродуктивно.
Руководитель проекта «Ближний Восток — Северный Кавказ: культурная политика в деле укрепления межнационального мира и межрелигиозного согласия» Михаил Чернов прокомментировал предпосылки встречи и вероятность уступок с чьей-либо стороны.
— Трагедия со сбитым самолетом наложила тяжелый отпечаток на российско-изриальские отношения. После принятых высшим руководством РФ политических (готовность к обострению) и военных (поставка комплексов С-300, развертывание современной системы ПВО под сирийским флагом) решений, ВВС Израиля фактически потеряли свободу действий (как с «политической», так и с военной точки зрения) в регионе. Для Израиля это означает существенный рост военно-политических рисков.
Укрепление иранцев в Сирии и накачивание военных возможностей «Хезболлы» в Ливане, в сложившихся условиях, действительно, представляют собой серьезную угрозу безопасности еврейского государства.
Прошли малозаметные извне, но серьезные сдвиги и внутри Израиля. В частности, недавний визит в Россию лидеров израильских друзов на уровне лидеров общины. Это сверхлояльное евреям Эрец Исраэль (Земли Израиля) национальное меньшинство, видимо, впервые в истории начало искать решения части своих проблем вне Израиля. Скорее всего, речь шла о содействии в спасении захваченных боевиками запрещенного в России ИГ друзских девушек в Сирии. Это интересный и новый поворот, когда друзы Израиля и Сирии обращаются к Москве. С трагедией сбитого самолета это никак не связано, но с общей ситуацией — да.
Закрытие сирийского неба, как это не парадоксально, вынуждает Израиль в том числе искать и военного сближения с Россией. Дело в том, что в новых условиях небо окажется в значительной степени закрытым и для союзников по блоку НАТО. В чем бы ни была подноготная истории с самолетом, «спасибо» за это Израилю не скажут ни США, ни другие страны Запада.
Добавлю еще один тонкий момент. Незадолго до истории с самолетом в израильских медиа и экспертной среде публично обсуждался вопрос о ситуации с портовыми комплексами в городе Хайфа. Правительство страны достигло соглашения об инвестициях и передаче управления портом (а также в строительстве портовых терминалов в Ашдоде) китайской компании.
И хотя, это решение принятое, и уже не новость, представители ВМС Израиля (эксперты, отставники) вместе с коллегами из США в конце сентября, устроили публичное, достаточно скандальное обсуждение этого вопроса в контексте китайской стратегической угрозы для национальных ВМС и ВМС США, обороны и безопасности.
Все это предмет для комплексного обсуждения стратегической ситуации на Ближнем Востоке.
— Готова ли будет российская сторона после этого обсуждать какие-то уступки? Или позиция останется жесткой?
— Я думаю, что не стоит говорить об уступках с чьей-либо стороны. Речь может идти исключительно об интересах.
Россия в значительной степени закрыла небо Сирии. Тем не менее, тотальное усиление союзника на полях сражений, Ирана и шиитских милиций не входит в российские интересы, и предмет для диалога в этом контексте может быть найден. Кроме того, по сообщениям СМИ, Россия намерена предложить Израилю организовать канал связи с Ираном для возможного решения каких-то вопросов без применения силы. Это находится в рамках общей стратегической линии РФ на деэскалацию.