В скором будущем в него могут быть включены все государственные банки, а также экспортно-ориентированные корпорации. Не исключен и арест долларовых активов Банка и Правительства России. При этом последние осуществляют лишь реактивные (запаздывающие) меры и пока не переходят в контрнаступление с угрозой нанесения американской финансовой системе неприемлемого ущерба, что провоцирует Вашингтон на дальнейшую эскалацию агрессии.
– И каким должен быть наш ответ в сложившейся ситуации?
– Ответ на американскую санкционную войну необходимо организовать, прежде всего, на валютно-финансовом направлении. Главный удар следует нанести по источнику финансирования американской глобальной гегемонии, подорвав центральную роль доллара в эмиссии мировых валют. Необходимо делегитимизировать доллар как валюту страны-агрессора, которая используется им в противоправных целях, включая финансирование военных интервенций и преступлений, террористических организаций, спекулятивных атак и иной подрывной деятельности против других стран, а также произвольную конфискацию их активов и блокировку расчетов.
Все это предполагает незамедлительное принятие мер по дедолларизации российской экономики, устранению зависимости от доллара во взаимной торговле и совместной инвестиционной деятельности с государствами ЕАЭС, ШОС, БРИКС, вытеснению доллара из Евразии как токсичной валюты. Такие меры обеспечат также защиту валютных резервов и внешних активов России. Они должны быть дополнены мерами по обеспечению экономической безопасности России, включая защиту валютно-финансового рынка от спекулятивных атак, обеспечение стабильности курс рубля, деофшоризацию экономики.
Во избежание многомиллиардных потерь необходимо: распродать из золотовалютных резервов (ЗВР) все долговые обязательства США, Канады, Великобритании, а также номинированные в валютах этих стран ценные бумаг с приобретением эквивалентного объема активов стран ШОС, БРИКС и золота; выкупить в ЗВР за счет целевой кредитной эмиссии Банка России валютные активы контролируемых государством банков и корпораций; прекратить покупку иностранной валюты и отменить «бюджетное правило». При этом нефтегазовые доходы бюджета направить на финансирование инвестиций в развитие инфраструктуры и стимулирование инновационной активности, субсидирование НИОКР.
В числе прочего целесообразно прекратить действие системы страхования вкладов в части депозитов в иностранной валюте и выдачу кредитов нефинансовым организациям в иностранной валюте со стороны российских банков. Необходимо также исключить использование доллара во внешнеторговых и инвестиционных операциях государственных корпораций и банков, рекомендовать то же самое сделать частным предприятиям, постепенно переходя на оплату основных экспортных товаров в рублях.
Такой подход устранит риски конфискации валютной выручки российских экспортеров, снимет проблему ее репатриации, создаст условия для снижения объемов утечки капитала. При этом необходимо предусмотреть выделение связанных рублевых кредитов государствам-импортерам российской продукции для поддержания товарооборота, использовать в этих целях кредитно-валютные СВОПы.
– А как, на ваш взгляд, лучше всего здесь действовать Центробанку?
– Банку России нужно осуществлять целевое рефинансирование коммерческих банков под рублевое кредитование экспортно-импортных операций по приемлемым ставкам на долгосрочной основе, а также учитывать в основных направлениях денежно-кредитной политики дополнительный спрос на рубли в связи с расширением внешнеторгового оборота в отечественной валюте и формированием зарубежных рублевых резервов иностранных государств и банков.
Система мер по дедолларизации российской экономики также предусматривает расширение системы обслуживания расчетов в национальных валютах между предприятиями государств ЕАЭС и СНГ посредством Межгосбанка СНГ, с иными государствами – с использованием контролируемых Россией международных финансовых организаций (МБЭС, МИБ, ЕАБР и др). Важно лимитировать заимствования контролируемых государством корпораций в странах, применяющих санкции, постепенно заместив инвалютные займы из этих стран рублевыми кредитами государственных коммерческих банков за счет их целевого рефинансирования со стороны ЦБ под соответствующий процент.
Необходимо незамедлительное принятие мер по дедолларизации российской экономики
Ценные бумаги российских эмитентов следует отозвать из депозитариев стран НАТО, а Банку России - прекратить принимать в обеспечение рефинансирования ценные бумаги, находящиеся в зарубежных депозитариях. Следует также ввести предварительный валютный контроль по операциям с компаниями из стран НАТО и офшорных зон, а также лицензирование операций капитального характера с долларами, евро и валютами стран, присоединившихся к антироссийским санкциям.
В дополнение целесообразно установить повышенное резервирование средств на валютных счетах, в том числе, в долларах и валютах стран, присоединившихся к санкциям, включая евро – до 100%. Целесообразно также разрешить заемщикам применять форс-мажор по отношению к кредитам, предоставленным субъектами стран, установивших и вводящих финансовые санкции против России и ввести мораторий на выполнение обязательств подвергнутых санкциям компаний перед кредиторами и инвесторами из соответствующих стран.
Все эти меры, многократно проработанные и одобренные научным и национально ориентированным деловым сообществом, предлагались мною еще десятилетие назад, но упорное сопротивление главных бенефициаров проводимой антигосударственной денежно-кредитной и валютно-финансовой политики не позволило приступить к их реализации. Что ж, теперь, как их еще тогда предупреждал наш Президент, они «глотают пыль» правовой системы США и их сателлитов, пытаясь спасать от экспроприации находящиеся в западных авуарах капиталы.
– Насколько серьезным для экономики России станут новые санкции США, которые могут среди прочего ограничить использование доллара в международных расчетах и ввести фактический запрет на операции с российским госдолгом. Готова ли наша финансовая система к таким мерам?
– Она будет готова, когда мы полностью избавимся от долларов в своих активах и резервах. Пока денежные власти медлят со сбрасыванием долларов, спецслужбы США продолжают наносить нам нарастающий ущерб. Сейчас они заняты грабежом имущества и денежных вкладов физических и юридических лиц, внесенных в их санкционные списки. Последние быстро расширяются и могут охватить все российские государственные банки и корпорации, а также любые частные компании, признанные американскими властями нелояльными.
Если в части преобразования структуры валютных резервов страны после многочисленных предупреждений со стороны экспертов Банком России начаты некоторые шаги в этом направлении, то в корпоративном секторе, как говорится, и «конь не валялся». А это - сотни миллиардов долларов, которые находятся сегодня в зоне риска. Я не представляю себе, как наши банки будут обслуживать валютные вклады, если их долларовые активы будут арестованы.
Что касается российского госдолга, то беспокоиться нечего. Во-первых, он относительно невелик. Во-вторых, держателями его валютной составляющей являются, в основном, российские инвесторы. В-третьих, кроме американских спекулянтов найдутся другие, которым не страшны американские санкции. При нынешнем профиците федерального бюджета можно вообще обойтись без новых заимствований.
На последнем заседании ЦБ повысил ставку на 0,25 процентного пункта, до 7,5% годовых
– На последнем заседании ЦБ повысил ставку на 0,25 процентного пункта, до 7,5% годовых. Ужесточение денежно-кредитной политики произошло впервые с кризисного 2014 года. Насколько решение регулятора вам видится оправданным шагом, как оно отразится на российской экономике и стоит ли в ближайшее время ожидать от ЦБ возвращения к политике снижения ключевой ставки?
– Это вредное решение, которое усугубит стагнацию российской экономики. Банк России действует как простой автомат, запрограммированный МВФ. Как только спекулянты обрушивают курс рубля, и возникает инфляционная волна, ЦБ поднимает ключевую ставку. Это ведет, с одной стороны, к росту доходности обязательств российских властей, что позволяет спекулянтам нажиться за счет государства. Они возвращаются на рублевый рынок, что частично восстанавливает курс.
С другой стороны, сокращается конечный спрос, что несколько сбивает инфляцию. Но платой за такие действия является сжатие кредита реальному сектору экономики, вследствие чего сокращаются оборотные средства и объемы производства предприятий и инвестиции. В результате спекулянты наживаются на раскачивании курса, а производство и доходы населения падают. Вследствие снижения инвестиций и производства нарастают издержки и технологическое отставание. Конкурентоспособность экономики снижается, что вскоре вызывает новую девальвацию рубля и очередную инфляционную волну.
В предыдущем цикле 2014-2017 гг. мы потеряли вследствие такой незамысловатой политики 20 трлн. рублей недопроизведенной вследствие сжатия кредитования оборотного капитала продукции и до 8 трлн. несделанных капиталовложений. При этом на дестабилизации курса рубля спекулянты присвоили 30 млрд. долларов прибыли за счет обесценения рублевых доходов и сбережений.
– Касаемо темпов роста экономики. Годовой темп прироста ВВП по итогам текущего года в ЦБ и Минэкономразвития ожидает в пределах 2%. При этом в ближайшие годы профильные ведомства ждут похожую картину. Но как тогда быть с выполнением поручения президента, ранее поставившего задачу достижения экономического роста в России выше среднемировых темпов, которые сейчас находятся на уровне 3,5-4% ВВП? Есть ли у нас потенциал для такого роста?
– Если судить по Основным направлениям единой государственной денежно-кредитной политики (ОНЕГДКП на период 2019-2021 гг.) - базовому документу, которому следует руководство Банка России при проведении своей политики, то он закрепляет сложившиеся тенденции нарастающего отставания и деградации российской экономики по отношению к передовым и быстро развивающимся странам. Это влечет снижение ее конкурентоспособности и не позволяет обеспечить декларируемые цели макроэкономической стабильности в долгосрочной и даже среднесрочной перспективе.
Принятие ОНЕГДКП, действительно, исключает возможность рывка в экономическом развитии, о котором говорил президент Российской Федерации и что предусматривает его указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018г. Между тем, объективно возможности для такого рывка имеются. По имеющимся статистическим данным, загрузка производственных мощностей в промышленности не превышает 60%, причем в машиностроении и наукоемкой промышленности, определяющих возможности модернизации экономики, она составляет менее половины.
Стоит распродать все долговые обязательства США, Канады, Великобритании с приобретением эквивалентного объема активов стран ШОС, БРИКС и золота
Согласно опросам предприятий, неполная занятость персонала составляет не менее 20%, что позволяет, соответственно, увеличить выпуск продукции при повышении загрузки производственных мощностей. Общий рынок труда со странами ЕАЭС, а также неограниченная трудовая иммиграция из других стран СНГ, включая Украину, снимает ограничения роста российской экономики по трудовым ресурсам. У нее нет также ограничений по сырьевым ресурсам, степень переработки которых может дать многократное увеличение выпуска готовой продукции. Остаются мягкими ограничения по научно-техническому потенциалу, который явно недоиспользуется.
– Так что же, на ваш взгляд, можно назвать ключевым ограничением для роста экономики РФ?
– Главным ограничителем роста российской экономики является искусственно созданная ЦБ недоступность кредита для большинства предприятий реального сектора, вследствие чего доля банковских кредитов в финансировании инвестиций составляет 11% по сравнению с 40-70% в других странах. При реализации альтернативной денежно-кредитной политики, предполагающей целевое кредитование инвестиций в соответствующих потенциалу развития российской экономики масштабах, ежегодный прирост ВВП в трехлетней перспективе может составить от 6 до 10%, инвестиций – более 20%.
При таких потенциальных возможностях роста закладываемые в ОНЕГДКП ориентиры явно не соответствуют установке президента Российской Федерации о выводе экономики страны на траекторию опережающего развития, входят в прямое противоречие с указаниями главы государства. Даже в оптимистическом сценарии проекта документа ЦБ «темп прироста ВВП в 2019 году будет несколько выше уровней базового сценария и составит 1,5-2%».
Такие показатели существенно ниже прогнозируемого в 3,9% среднемирового темпа экономического роста и более чем втрое ниже КНР и других стран Юго-Восточной Азии, куда перемещается центр развития мировой экономики. Реализация предлагаемых ЦБ ОНЕГДКП нанесет России ущерб в размере от 5 до 8 трлн. рублей непроизведенного ВВП и более 3 трлн. рублей несделанных инвестиций в 2019 году, а также от 18 до 25 трлн. рублей непроизведенного ВВП в период до 2021 года.
По некоторым прогнозам в недалеком будущем под влиянием ряда факторов стоимость нефти вновь может вернуться к 100 долларам за баррель
– К чему могут привести такие существенные потери, и какие меры нужно предпринять, чтобы этого не произошло?
– ОНЕГДКП обрекают Россию на скольжение вниз по спирали сужающегося воспроизводства вследствие заложенной в ней отрицательной обратной связи: повышение процентных ставок – сжатие кредита – падение инвестиций – технологическая деградация экономики – снижение ее конкурентоспособности – девальвация рубля – всплеск инфляции – повышение процентных ставок.
Наряду с этой долгосрочной отрицательной обратной связью между денежной политикой и развитием экономики действует отрицательная краткосрочная связь: повышение процентных ставок – сжатие кредита – сокращение оборотного капитала предприятий – падение производства – сокращение доходов – снижение спроса – падение производства – рост издержек – повышение инфляции – повышение процентных ставок. Для выхода из порочного круга сужающегося воспроизводства и деградации российской экономики необходим переход к денежно-кредитной политике, ориентированной на рост инвестиций и опережающее развитие экономики.
Она должна предусматривать целевое наращивание кредита на финансирование инвестиций в перспективных направлениях развития российской экономики в объеме не менее 10 трлн. рублей в год. Предоставление этих средств хозяйствующим субъектам должно вестись в формате частно-государственного партнерства посредством специнвестконтрактов в соответствии со стратегическими и индикативными планами социально-экономического развития.
– Стоимость нефти превышает уже 80 долларов за баррель, и по некоторым прогнозам в недалеком будущем под влиянием ряда факторов стоимость нефти вновь может вернуться к 100 долларам за баррель. Имеет ли смысл в этом случае пересматривать цену отсечения в бюджетном правиле?
– Бюджетное правило надо изменить и направить собираемые по нему нефтяные доходы бюджета в бюджет развития, восстановив соответствующую норму в Бюджетном кодексе.