Ростислав Ищенко
Лавру в Киеве не взяли. Но это пока не взяли
Ещё не успел закончиться праздник Покрова Пресвятой Богородицы, на который в Киеве назначили благодарственный молебен о получении томоса (его местным автокефалистам так и не дали), как начали раздаваться голоса, что вот, мол, украинские нацики долго всех пугали захватами православных лавр, а сами даже памятник Ватутину сломать не сумели.
К тому же и на акцию распития кагора на Майдане (в честь так и не полученной автокефалии) их собралось то ли чуть меньше сотни, то ли чуть больше полутора сотен человек, и даже с Порошенко совсем небольшая толпа молилась, хоть и свозили бюджетников по разнарядке из всех регионов страны.
Рассказывают, что нацики полностью подконтрольны Вашингтону, и, мол, пока США не скажут, что можно, ничего штурмовать не бросятся. Говорят и о том, что их мало и никакого веса в украинском обществе они не имеют. Много чего говорят.
То же самое говорили о Майдане. Мол, мало их, Киев их не поддерживает, свезли несколько тысяч маргиналов с Западной Украины, они боятся за периметр Майдана выйти, поскольку народ не с ними. А до этого, начиная с 2004 года, мне постоянно говорили, что гражданская война на Украине невозможна и что я уже десять лет о ней пишу, а её всё нет.
Не хотели люди видеть ни того, что гражданская война началась не в 2014 году, а даже раньше 2004 года (только первое десятилетие была холодной войной). Не желали люди понимать, что на Майдане не нужны миллионы. Пара десятков тысяч «жалких маргиналов» за несколько часов 20 февраля захватили Киев, а за пару недель — и всю страну. И их сейчас не пара десятков тысяч. Они есть в каждом городе. Их уже только у Билецкого (руководитель неонацистских организаций. — Ред.) свыше пяти тысяч (а Билецкий только один из фюреров). Из них сформировали Национальную гвардию, их целенаправленно инфильтровали в СБУ, МВД и армию. Их уже много, они вооружены и очень опасны, и им подчиняются миллионы.
Если они не пошли 14 октября штурмовать лавру, то не потому, что у них не хватило бы сил её взять. Захватили бы за час, если не быстрее. Им это просто не было нужно в этот день.
Могу назвать как минимум одну внешнюю причину. Варфоломею было бы труднее отстаивать свою позицию перед мировым православием, если бы сразу же после заседания Константинопольского Синода, который объявил о восстановлении ставропигии Константинопольского патриархата на Украине, сразу после отмены анафем и восстановления в санах раскольников эти самые раскольники пошли бы убивать канонических православных и захватывать монастыри. Легенда о миротворчестве Варфоломея на Украине, которую он заботливо выстраивает, объясняя причины своего неканонического вмешательства в дела самостоятельной церкви, рассыпалась бы в прах. А ведь ему и так предстоит немало неприятных минут в связи с позицией поместных православных церквей, никто из представителей которых пока не высказался в его поддержку. Правда, и РПЦ поддержали немногие. Большинство пока молчит. Силовой захват лавры по горячим следам варфоломеевского Синода мог бы моментально склонить колеблющихся (нейтральных) православных к выступлению против Константинополя.
Но все, кто знает украинских политиков, скажут вам, что интересы Варфоломея их волнуют меньше всего. Если бы причина была только в старом стамбульском интригане, то никто бы не обратил на это внимания. Причина сдержанной тактики была и внутри Украины.
В Киеве просто ещё не определили, кто с кем, против кого и до какой поры дружит.
Порошенко вроде бы хотел автокефалию и просил её у Варфоломея. Варфоломей частично легализовал раскольничьи «церкви», на базе которых Порошенко хочет выстроить поместную, и пообещал автокефалию когда-нибудь потом. Значит, друг? Но ведь автокефалию не дал, объявил свою ставропигию (прямое управление) всеми православными Украины. И Филарета обидел — неведомо в каком сане восстановил. До анафемы Филарет уже был лишён архиерейского звания и являлся простым монахом. Сам себя он провозгласил патриархом. В РПЦ он служил митрополитом Киевским и Галицким, экзархом всея Украины. Но он успел и в автономной УПЦ МП поработать предстоятелем как блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины. Так кто он теперь? Предстоятель автономной церкви? С каким титулом (митрополита или патриарха)? Экзарх? Чей? Монах? Какой обители?
В Константинополе говорят, что он теперь просто епископ без кафедры. Ага, это именно то, о чём Филарет мечтал. Он. конечно, старенький и на ладан дышит, но если варфоломеевцы не найдут подход к его повару, то ещё неизвестно, кто на чьих костях плясать будет. У Филарета подельники в первой половине 90-х пачками умирали.
Так друг Варфоломей или враг? И кому он друг, а кому враг?
Филарету точно враг. Старичку Денисенко было надо только, чтобы Варфоломей признал его каноничным патриархом поместной церкви, и всё. Никакой константинопольской ставропигии на Украине, никакого экзархата, никаких прав Варфоломея назначать высших иерархов он и в страшном сне не видел. Ему надо стать единым поместным, чтобы государство Украина перестало стесняться и помогло ему в захвате всех без исключения храмов и монастырей УПЦ МП.
Порошенко не против. Ему тоже нужна «блестящая победа» над Москвой. Причём безопасная, такая, чтобы в ответ не получить очередной Иловайск или Дебальцево. УПЦ МП для такой «победы» подходит как нельзя лучше.
Но, помимо Варфоломея, которому, как мы писали выше, вовсе не улыбается прослыть инициатором религиозной гражданской войны в православной стране, есть и другие политики, не желающие немедленной атаки на церковь.
Это группировка, сделавшая ставку на Тимошенко как на следующего президента.
Во-первых, им совсем не нужно усиление Порошенко, который получает на борьбе с УПЦ МП не только пиар «президента, добывшего автокефалию», но и, что важнее, общую с нацистскими бандами цель. Ведь это именно они должны захватывать православные храмы и монастыри. Если процесс будет запущен, выстраивается цепочка: Порошенко-Филарет-нацисты. Каждое её звено является в определённой степени выгодополучателем от борьбы с УПЦ МП. При этом они поддерживают и усиливают друг друга. Если сложится их альянс, то убрать Порошенко с должности будет тяжело, а вот отменить выборы он сможет в любой момент (из-за дестабилизации ситуации в стране).
Во-вторых, оппонентам Порошенко выгоднее переждать, провести выборы, победить на них, получить признание прозрачности выборов и честности своей победы со стороны «мирового сообщества», а уж потом можно начинать давить на УПЦ МП. В отличие от Петра Алексеевича Юлия Владимировна может ждать.
В-третьих, поскольку оппоненты пытаются мобилизовать против Порошенко всех недовольных, их весьма интересует электорат, симпатизирующий России и УПЦ МП. Если поддержать травлю УПЦ МП уже сейчас, этот электорат можно потерять, а это создает неопределенную, неконтролируемую ситуацию во втором туре выборов. Это ещё один аргумент в пользу того, чтобы Тимошенко не трогала религиозный вопрос до конца выборов. Нанести удар УПЦ МП она и после выборов сможет.
Если учесть, что главные покровители и финансисты нацистских банд (Аваков и Коломойский) выступают против Порошенко, то понятно, почему они придержали 14 октября своих подопечных. Однако долго удерживать наци не получится. Они по природе своей должны убивать, грабить, заниматься погромами. Тем более что Филарет и Порошенко будут активно работать на их раскачку. Им нужен конфликт.
Следовательно, возможно, в недалеком будущем Киево-Печерская и Почаевская лавры, а за ними и другие монастыри и храмы УПЦ МП будут атакованы. Сегодняшний же случай сослужит нацистам ещё одну службу. Слишком долго и слишком много говорили о неизбежности атаки на лавры, слишком активно призывали людей прийти защитить святыни. Причём это уже второй раз за пару недель, когда вбрасывается и распространяется информация о готовящемся штурме. В результате будет утрачен мобилизационный эффект, люди перестанут выдвигаться по первому зову, начнут уточнять информацию, и без того не слишком густые ряды защитников дополнительно поредеют. Захватчикам будет проще.
В общем, надо понимать простую вещь: после решений Константинопольского Синода конфронтация на Украине с охватом всей территории страны стала неизбежной. Событие, её инициирующее, может произойти через два часа, две недели, два месяца или даже через более длительный промежуток времени.
Но оно обязательно произойдёт.