Между лидерами раскольников даже произошел неприятный разговор, о котором пару дней спустя Макарий, не выдержав, рассказал журналистам. С созданием «единой поместной украинской церкви» большие проблемы. И это стало ясно там же, на Софийской площади.
«Когда мы встретились (14 октября), патриарх сказал мне, что нужно срочно собирать собор. Я ему говорю: «Собор устраивать нет устава». «А устав у меня есть». «У меня тоже есть, но из двух уставов надо сделать один устав». А он мне ответил: «Нет, будет мой устав». 2015-й год повторяется», — посетовал Макарий в интервью украинскому телеканалу Zik.
Тем самым он, по сути, признал: проект «украинской автокефалии» обречен на провал. И вот почему.
Во-первых, для обретения долгожданного томоса (документа об автокефалии), украинские раскольники должны слиться в одну структуру — именно ради этого патриарх Варфоломей легализовал все духовенство как «Киевского патриархата», так и УАПЦ. Хотя изначально, по данным источников РИА Новости в украинских церковных кругах, речь шла о создании структуры, подчиненной Константинополю с нуля: именно для этого в Киев и послали экзархов. Но где им служить? Недвижимости у Константинопольской православной церкви (КПЦ) на Украине нет. Возможно, это стало одним из аргументов для «помилования» раскольников, хотя право на это имеет только Русская православная церковь.
Во-вторых, как раз на «объединительном соборе» УАПЦ и «Киевский патриархат» должны придумать название для новой структуры и принять ее устав. Это необходимо для официальной регистрации государством.
После этого она станет частью Константинопольского патриархата (Варфоломей решил открыть в Киеве представительство, правда, еще неопределился, где именно), и государство отдаст новой церкви в пользование один или несколько храмов. Петр Порошенко уже пообещал КПЦ Андреевский храм, который сейчас считается главным собором УАПЦ. И Макарию это не нравится.
«Я поставил перед президентом вопрос — мы отдаем единственный кафедральный собор, а нам должны что-то взамен дать. Посмотрим, будет ли так», — не слишком дружелюбно заявил он.
В-третьих, лидеры раскольников не могут договориться между собой далеко не впервые. Макарий неспроста вспомнил 2015 год: еще тогда УАПЦ и «Киевский патриархат» собирались объединиться в… «единую поместную украинскую церковь», чтобы провести «объединительный собор», избрать там «предстоятеля» и потом просить патриарха Варфоломея об автокефалии. Но не получилось — Макарий обвинил Филарета в неуважении и «нежелании идти на компромиссы». Точь-в-точь такой же сценарий разыгрывался и в 2005 году, и в начале 1990-х.
«Фантомный митрополит»
Масла в огонь добавляет явное желание Филарета возглавить новую структуру. Это прозвучало и в его речи на Софийской площади.
«Вся Украина участвовала в процессе дарования автокефалии…. Но начало ему положили мы на соборе 1–3 ноября 1991 года», — заявил «патриарх».
О чем это он? Действительно, тогда архиерейский собор канонической Украинской православной церкви (УПЦ) принял обращение к Русской православной церкви с просьбой даровать УПЦ автокефалию, хотя на тот момент она уже обладала полной административной и финансовой независимостью от Московского патриархата, находясь лишь в номинальном подчинении.
Однако Филарет, бывший на тот момент митрополитом Киевским и всея Украины, но жаждавший именно патриаршества, решил пойти дальше и угрозами и шантажом заставил участников собора подписаться под призывом к Москве. Всего через несколько месяцев на архиерейском соборе РПЦ украинские епископы отозвали свои подписи, а сам Филарет раскаялся в содеянном и перед крестом и Евангелием поклялся, что подаст в отставку. Тем не менее, вернувшись в Киев, он нарушил клятву и призвал паству УПЦ в свою «автокефальную церковь».
«Прихожане не ожидали от него такого. Он ведь до 1991 года всячески показывал, что против автокефалии, а тут резко изменил мнение. Само собой, они его не приняли и остались верны канонической Церкви», — вспоминает пресс-секретарь УПЦ Василий Анисимов.
В мае 1992-го архиерейский собор УПЦ низложил Филарета с поста предстоятеля, а в июне РПЦ лишила его сана священнослужителя. И теперь уже простой монах Филарет самовольно создал «Киевский патриархат». В 1995-м он провозгласил себя «патриархом Киевским и всея Руси-Украины». А два года спустя «за нежелание раскаяться» и продолжение раскольнической деятельности РПЦ предала его анафеме. Кстати говоря, все остальные поместные православные церкви, в том числе Константинопольская, согласились с его отлучением.
И вот спустя 11 лет Константинопольский патриархат восстанавливает Филарета «в сущем сане» — то есть в сане митрополита.
«Здесь, я думаю, Константинополь попытался поставить Филарету подножку: его приняли фактически как митрополита на покое (на пенсии. — Прим. ред.). Константинопольский митрополит Иов (Геча) в одном из интервью об этом проговорился. В этом смысле Филарет для Константинополя — абстрактная фигура без его «Киевского патриархата», — полагает историк церкви Владислав Петрушко.
Сам же Филарет, едва узнав о решении синода КПЦ, публично заявил: «Патриархом был, есть и буду!» А потом подтвердил свое намерение в том самом разговоре с Макарием.
«А какой статус, какая модель? Когда я сказал, будет ли митрополия или патриархия, он (Филарет. — Прим. ред.) со злобой сказал, что митрополии не будет, будет патриархия», — признался глава УАПЦ.
Ситуация тупиковая: Константинополь, похоже, хочет оставить Филарета за бортом новой религиозной структуры на Украине, а тот упорно метит в ее лидеры. И в сане никак не меньшем, чем патриарх, что вряд ли осуществимо.
«Древние патриаршие статусы (Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский) закреплены на Вселенском соборе 451 года в Халкидоне. В последующих случаях предоставления патриаршего достоинства сопровождались соборными актами. В частности, Московское патриаршество Иова подтверждали соборы в Константинополе 1590–1593 годов. Даже если КПЦ предоставит автокефалию некой новообразованной „единой поместной украинской церкви”, то это не будет означать автоматического присвоения ей статуса патриархата. Для этого нужно соборное решение, в том числе с участием Русской церкви», — пояснил Петрушко.
Впрочем, по его мнению, сейчас сложно предугадать, чем закончится конфликт между самозваным «патриархом» Филаретом и таким же «митрополитом» Макарием. Многое зависит от воли «стоящих за ними политических сил», от того же Порошенко, чей рейтинг катастрофически низок. Примирить раскольников уже пытались его предшественники Леонид Кравчук и Виктор Ющенко, однако это пока никому не удалось.
Антон Скрипунов