приветствую всех
Николай Коняев
Облеченный в оружие света - отрывок
2 НОЯБРЯ 1995 года в гостинице «Северная корона» на Карповке должна была состояться презентация по случаю пятилетней годовщины банка «Санкт-Петербург»....
Пять лет, конечно, не юбилей... Но, с другой стороны, последняя пятилетка - целая эпоха. Распалась великая держава, разрушена мощнейшая экономика, нищета вошла в русские дома, страна стремительно вымирает.
Свернутый текст
Но это опять-таки - с одной стороны. А с другой - скоплены гигантские состояния, совершены головокружительные карьеры... Новым хозяевам жизни было что вспомнить, подводя итоги минувшего пятилетия, за что поднять бокалы. И, наверное, собираясь на предстоящий банкет, и вспоминали, и подытоживали...
Но, конечно, никто и предположить не мог, что сегодняшнему «сходняку» суждено будет перейти из частной жизни «новых русских» в исторические события...
Черной страницей войти в историю всей России... Ничто, ничто не предвещало такой опасности. Только переменчивая
питерская погода резко ухудшилась к вечеру. Грязными тучами затянуло после обеда небо, сразу стемнело, густо повалил снег.
В этом снегу и вязли пробирающиеся к «Северной короне» иномарки...Накануне, по неизвестной причине - ее так и не удалось выяснить! - начисто выгорел свечной цех возле семинарии на Обводном канале. Епархия осталась без своих свечей.
Еще - пришло приглашение на презентацию пятилетней годовщины банка «Санкт-Петербург».
Нужно было решать - ехать туда или нет. Первый порыв - отказаться от приглашения - вступал в противоречие с доводами рассудка. На презентации будут богатые люди, в помощи которых после разорительного пожара епархия остро нуждалась.
Кроме того, Владыке сообщили, что на презентации появится и мэр Анатолий Собчак...
Уже два года, после осени девяносто третьего, Владыка не мог встретиться с ним.
А встреча же была необходима.
Два года уже не решался, казалось бы, решенный вопрос о возвращении епархии Александро-Невской лавры.
Последняя ночь Владыки Иоанна в нашем мире...
1912-й день митрополита Иоанна в нашем городе.
И каждый из этих почти двух тысяч дней был загружен хозяйственной и организационной работой.
Не стал исключением и последний день жизни.
На три часа дня второго ноября было назначено епархиальное совещание. В резиденцию митрополита съезжались настоятели Санкт-Петербургских храмов.
О том, каким великим внутренним спокойствием и столь же великой внутренней доброжелательностью к людям обладал покойный Владыка, знают все встречавшиеся с ним. И эти свойства души и характера помогали митрополиту Иоанну в его воистину великих, не охватываемых глазом свершениях.
За пять лет и три месяца, которые управлял он епархией, возобновлено пять мужских монастырей – Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, Коневский Рождество-Богородичный, Зеленецкий Свято-Троицкий, Большой Тихвинский Успенский и Свято-Троицкая Сергиева пустынь в Стрельне. Незадолго до кончины Владыка благословил возобновление Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря. Стал действующим Введено-Святский монастырь, учреждены и еще две женские монашеские общины: Свято-Введенская Корнилиево-Паданская и Свято-Покровская Тервеническая.
Число действующих храмов в епархии увеличилось более чем в три раза.
Возобновились богослужения в Казанском, Андреевском, Троице-Измайловском, Петергофско-Петропавловском и Царскосельском Федоровском соборах, в старинных церквах святых праведных Симеона и Анны, святого Пантелеймона, Благовещенской, Спасо-Конюшенной, храмах Богоявления Господня и Вознесения Христона...
Открылись храмы во многих районных городах, Не имевших раньше ни одной действующей церкви, открывались церкви при больницах и тюрьмах.
Многие церкви строились заново...
В среднем каждый год при митрополите Иоанне открывалось или строилось около двадцати храмов.
С именем Владыки Иоанна связано чудесное обретение мощен преподобного Серафима Саровского и святителя Иоасафа Белгородского.Увы...
Сразу после кончины Владыки его заслуги в этой области были не то чтобы ревизованы, но, так сказать, «переписаны» на других-Тем более что желающих приписать себе эти заслуги хватало. В ходе избирательной кампании 1996 года обслуживающие Собчака газеты неоднократно подчеркивали, что «за пять лет правления Анатолия Собчака в городе восстановлен 91 храм, 15 часовен, 9 архитектурных комплексов. Все они переданы Церкви».
Храмы в Санкт-Петербурге возвращались Русской Православной Церкви не благодаря Собчаку, а вопреки его противодействию.
Свидетельство этому - почти трехлетняя задержка с передачей Церкви основных зданий Александро-Невской лавры...
О причинах этого промедления и собирался говорить Владыка с Собчаком в последний день, ради этого разговора и ехал он в «Северную корону»...
Свернутый текст
Завершая совещание с настоятелями храмов, митрополит Иоанн благословил всех и попросил молиться о вем...
И как тут было не вспомнить последних слов мученика Уара: «Помолитесь за меня в последний раз Христу, ибо я уже разлучаюсь от тела...»
Протоиереи вспоминали потом, что было ощущение, будто Владыка навсегда прощается с ними.,.
Через несколько минут приехали и женщины. Владыка начал расспрашивать Наталью Александровну, как решается вопрос предоставления налоговых льгот для Церкви, посетовал, что проблема эта не находит понимания у чиновников, спросил
216
Наталью Александровну о здоровье ее больной матери. Но видно было, что Владыку томят какие-то нехорошие предчувствия...
Очень неуютно было, холодно и тревожно. И не только Владыке, но и остальным.
- Мы здесь совсем чужие, - сказал, глядя на собравшихся банкиров, протоиерей Павел Красноцветов.
- Все демократическое общество здесь... - откликнулись
ему.
Отвлекся от разговора о налогах и Владыка.
- Слово-то какое - «демократия». Начинается с демо... -сказал он, потом, помолчав, добавил: - Если у власти будут такие, как Собчак, России будет совсем плохо. Это люди с двойным дном.
Он произнес эти слова вслух, но как бы обращаясь к самому себе.
В последние убегающие минуты жизни повторил мысль, которую неоднократно высказывал в последние годы...
«Церковь не может... делать вид, что не замечает того шабаша, который устроили на Руси христоненавистники, растлители и сатанисты разных мастей».
6
ЭТИ мысли митрополит Иоанн высказывал публично, открыто.
Ценою за право высказывать их и была та пустота, что окружала сейчас Владыку в наполняющемся людьми холле «Северной короны». Все сторонились человека, осмелившегося сказать правду про них...
Эта пустота, этот вакуум - очень важны для понимания того, как чувствовал себя Владыка. Конечно, среди банкиров были люди, сочувствующие Владыке, но словно бы невидимая стена ограждала его от остальных гостей. И уже ясно становилось, насколько безпочвенны надежды решить нынче насущные для епархии вопросы.
Он же сам писал в своих книгах: «Люди с черной душой стремятся избегнуть обличительного света Истины Христовой и церковной благодати. Зло вообще не терпит правды и всегда пытается унизить и оклеветать ее».
О клевете на Владыку мы уже говорили. О том, как злобно и мелочно унижали его, вынуждая появляться на подобных «сходняках», понимаешь, слушая рассказы о последних минутах жизни Владыки. Подобно бедному и назойливому просителю, митрополита томили в каком-то непонятном ожидании в неуютном, продутом сквозняками холле «Северной короны»...
Ждали прибытия Собчаков. Собчаки задерживались.
Некоторые утверждают сейчас, что подобные Собчаку правители в своей русофобской мелочно-злобной ненависти к России и Православию превосходят и чекистов, расстреливавших десятками и сотнями русских священников.
Свернутый текст
Наверное, это не так...
Они не хуже и не злобнее сотрудников прежних чрезвычаек. Они такие же.
Митрополит Иоанн яснее других понимал это...
« ...Нынешние реформаторы-экстремисты, унаследовавшие худшие черты террористического "большевистского" самосознания, уже стоившего России невероятных жертв, ведут дело к созданию... чудовищной по своему цинизму системы власти - коррумпированной и безконтрольной, скрывающей за псевдодемократической риторикой полное презрение к закону» .
В начале девятого - Собчака нее еще не было - официанты принялись разносить соки.
Когда двинулись к ступенькам лестницы, в холле наступила тишина и стало как будто еще холоднее. В вестибюле гостиницы появился Собчак. Со своей женой, Людмилой Нарусовой, он шел навстречу Владыке.
ТАК уже бывало в русской истории...
В трагедийной безысходности сопрягаются воедино противоположности. Вспомните «исповедника правды» святого митрополита Филиппа Колычева и кровавого палача Малюту Скуратова, явившегося к опальному Владыке, чтобы получить благословение на казнь Новгорода. Тогда в келье Отроч-Тверского монастыря Малюта задушил непокорного митрополита.
Нравы были простые и грубые...
Сейчас, ощерившись своей некогда знаменитой, демократической улыбкой, приобретшей, однако, в последние годы сходство с оскалом, Собчак протянул руку митрополиту.
- Как чувствуете себя? - спросил он.
Холод еще больше усилился. Владыка чувствовал только эту вползающую в него со всех сторон стужу...
Внимательно смотрел он на стоящего перед ним улыбающегося Собчака.
Как всегда, тот был развязен и, самоуверен.
Аппетит, как известно, приходит во время еды. Безвестный, не блещущий особыми талантами преподаватель университета, мечтавший о местечке в КПСС, за годы перестройки сделал головокружительную карьеру, но ему и сейчас мало было законных почестей, должностей, денег.
С местечковым энтузиазмом, пользуясь своим положением, благоустраивал он родственников. Супруга - героиня многочисленных разоблачительных репортажей невзоровской программы «600 секунд» - пристраивалась тогда в депутаты Государственной думы по партийным спискам объединения «Наш дом -Россия».
- Благословите, Владыка... - попросила, прерывая затянувшуюся паузу, кандидатка в депутаты.
Митрополит поежился от сковывающего его холода и поднял Руку для благословения...
Стоявшие рядом с митрополитом Иоанном спутники вспоминали потом, что, когда Владыка поднял руку, возникло такое ощущение, словно он увидел что-то неожиданное. Он смотрел не на Нарусову, не на Собчака, а куда-то сквозь эту чету.
Глаза его были широко открыты, и в них застыл ужас.
Нет нужды гадать, что мог увидеть митрополит...
Дела Собчака в Санкт-Петербурге сходны с последствиями ленинградской блокады. Может быть, глаза этих сотен тысяч казненных нынешними реформаторами-экстремистами и увидел поднявший для благословения руку митрополит...Пальцы его, сжимавшие митрополичий посох, разжались.
Владыка, подхваченный сзади келейником Петром, медленно начал оседать, валясь на пол.
Митрополичий посох успела подхватить Наталья Александровна, не дала ему упасть.
Чета Собчаков, взвизгнув, отскочила от умирающего Владыки...
Наверное, только нашим не до конца изжитым в себе атеизмом можно объяснить извечное удивление: почему тот или другой человек умер так, а не как-то иначе...
Не благословить просящую благословения супругу Собчака Владыка не мог.
Но не смог и благословить...
В человеке принципиально важно то, чего он не может Не может убить. Не может предать. Не может украсть. Не может ненавидеть.
Собчак, к примеру, был и членом КПСС, и ярым антикоммунистом. Он произносил приветствие «Свидетелям Иеговы» и беседовал с новым митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским о сошествии Святаго Духа в день очередных выборов губернатора... Но это не меняло его сути, все время он оставался все тем же Собчаком, каким и был...
Было двадцать часов тридцать пять минут, когда Владыка упал в холле «Северной короны».
Свернутый текст
Далее хронология начинает путаться. Путаница, психологически вполне объяснимая. Произошедшее было настолько неожиданным, что не могло не вызвать смятения. Кто-то хлопотал, чтобы вызвать «Скорую помощь», чтобы сообщить в резиденцию. Кто-то уже сделал это по радиотелефону. Собчак сказал, что «Скорая» уже вызвана по его каналам.
«Скорая» прибыла через пятнадцать минут. В Санкт-Петербурге некоторые шутники с мрачноватым юмором называют такие «Скорые» - машинами смерти.
В этой вызванной по спецканалам Собчака «Скорой» не оказалось необходимых лекарств.
Врачи сделали то, что могли сделать.
Уложили Владыку и подключили электрокардиограф. Валентина Сергеевна Дюнина, приехавшая из резиденции на Каменном острове, успела увидеть на экране последние всплески кардиограммы.Сердце митрополита Иоанна остановилось. Протоиерей Павел Красноцветов читал отходную. Валентина Сергеевна стояла на коленях перед телом святителя и плакала.
Потом она вскочила и побежала к залу, где шел прием.
- Куда вы?! - остановила ее Нарусова.
- Где Собчак?! - спросила Валентина Сергеевна. - Надо вызвать реанимацию!
- Не тревожьте Анатолия Александровича! - сказала Нару. сова. - Анатолий Александрович занят.
- А вы стоите и наблюдаете, как умирает митрополит? -гневно сказала Валентина Сергеевна. - Вам же ведь стоит только кнопку нажать и реанимационная машина будет здесь!
- Первый снег... - сказала Нарусова. - Трудно добираться. Собчака все-таки вызвали.
Дожевывая на ходу бутерброд с икрой, он спросил:
- А что, разве «Скорой» до сих пор нет? Валентина Сергеевна махнула рукой и побежала назад. Сняла кофту с бухгалтерши Натальи Александровны, накрыла
Владыку. Под голову подсунула свое пальтишко. Владыка лежал горячий.
Левая сторона его лица стала сине-черной. Валентина Сергеевна знала, что это такое...
Специализированная «Скорая помощь» прибыла только через сорок минут.
- Готов! - посмотрев на Владыку, сказал врач с той «Скорой». Это, так сказать, основная канва события.
Свернутый текст
[spoiler="Свернутый текст"]Собирая материалы для этого очерка, я пытался найти и свидетельства того, как реагировали, как вели себя другие приглашенные на презентацию лица.
К сожалению, тут и начинается путаница.
Одни свидетели утверждают, что Собчак растворился «аки дым». Другие говорят, что он участвовал в вызове по своим каналам «Скорой помощи», прибывшей в «Северную корону» без лекарств и необходимого оборудования.
Столь же разноречивы и свидетельства о том, состоялся все-таки банкет или нет.
Некоторым очевидцам казалось, что, когда умирал Владыка, из банкетного зала доносились резкие голоса, топот, словно там пировала нечистая сила...
Другие утверждают, что никакого банкета не было.
Еще когда только начал оседать на пол Владыка, все приглашенные на презентацию словно бы «размазались по стенам».
Противоречия, повторю, понятные, легко объяснимые.
Близкие митрополиту люди были слишком поглощены нежданной бедой, чтобы реагировать на что-то другое. Вообще, эта смерть в «Северной короне» из-за недомолвок, из-за стремления Собчака замять этот - выражение чиновника мэрии! -«инцидент», породила в городе немало слухов.
Мне, например, приходилось слышать версии, что якобы и в стакан с соком, поданный Владыке, было что-то подмешано и что машина без лекарств была Собчаком послана специально.,.
Лично мне эти предположения не представляются убедительными, хотя я тоже считаю, что митрополит Иоанн был убит.
Только убил его не сам Собчак, не какой-то конкретный злоумышленник, а система, выросшая в нашем городе: в городских больницах не хватало самых необходимых лекарств, из года в год ужимались штаты «Скорой помощи», деньги из городского бюджета растрачивались в ущерб городскому здравоохранению, образованию, культуре, общественному транспорту на помпезные «мэроприятия», которые и нужны были только для того, чтобы Анатолий Александрович мог себя показать на них.
Владыка Иоанн, несомненно, был убит, но убит точно так же, как сотни тысяч петербуржцев, к которым не приехала вовремя «Скорая помощь», которые не смогли купить себе нужных лекарств, необходимого питания. Убиты не потому, что они кому-то мешали, а потому, что они были не нужны нелюдям, взявшимся за управление городом.
Он, митрополит Иоанн, и умирал точно так же, как умирали тысячи и тысячи безвестных петербуржцев.
Умирал, как нищий, посреди роскошного холла «Северной короны».
И над ними, как и над Владыкой, равнодушно и устало звучал голос: «Готов!» И этот готов...
Ссылка